ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИКИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Острота современных проблем взаимодействия общества и природы поставила ряд новых задач перед педагогикой и школой, призванных реально помочь поколению, обучающемуся сейчас в школе, преодолеть последствия негативных воздействий на природу и оптимизировать их в последующем.

В классической педагогике обоснованы и развиты положения о содержании научных знаний о природе и способах их раскрытия, о формировании мировоззрения в процессе познания природы, о нравственно-эстетическом развитии школьников под воздействием природы, о месте и значении общения ребенка с природой в системе его образования. Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали великие педагоги Ж.-Ж.. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег.

Против формально словесного изучения природы и отношения к ней выступали русские просветители: В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский. Они ратовали за введение в школу полноценных знаний о природе, подчеркивая их влияние на формирование моральных качеств личности, которые определяют поведение детей в природе. Великий русский педагог К.Д. Ушинский горячо призывал расширить общение ребенка с природой и удивлялся тому, что “воспитательное влияние природы ... так мало оценено в педагогике” [3, c. 54]. Его идеи о воспитательной ценности общения ребенка с природой развивали многие педагоги-натуралисты. Они создали ряд оригинальных пособий по методике естествознания, в которых обосновывались организация учебной деятельности школьников с учетом взаимосвязи научных знаний и чувственного восприятия природных объектов и явлений (А.Я. Герд, И.П. Павлов).

Изучению природы и общению учащихся с нею придается деятельностный характер, поскольку формирование отношений к реальной действительности, в том числе к природной среде, как подчеркивала Н.К. Крупская, протекает в процессе деятельности. Этому положению выдающегося педагога соответствовало массовое развитие юннатского движения в нашей стране, зародившегося в 1918 г. Особенно большой вклад в юннатское движение внес его основатель Б.В. Всесвятский, а также ученые-методисты Н.И. Дергунов, Б.Е. Райков, С.В. Герд, Н.М. Верзилин, Н.А. Рыков, С.В. Щукин и многие другие.

Важное значение имеет педагогическое раскрытие роли природы в формировании личности, ибо вся “духовная жизнь человека неразрывно связана с природой” [1, с. 565]. Многоаспектность общества и природы определяет комплексность экологического образования.

Мировая практика широко подтверждает преимущества экологического образования, которое носит “междисциплинарный подход, опирается на конкретное содержание каждой дисциплины” [4, с. 13]. В то же время экологическое образование выступает как идеальная интегрированная идея (тенденция). Оно призвано преодолеть такой недостаток образования как разрозненность формируемых знаний, изолированность школьных дисциплин, их разобщенность. При этом экологическое образование выступает не как конкурирующий предмет, а как средство, обеспечивающее единство процесса обучения и воспитания в школе.

В связи со всеми вышеперечисленными требованиями возникает необходимость перестройки процесса обучения, в частности процесса обучения физике. Видимо, прежде всего, каждому педагогу необходимо глубоко осмыслить сущность предполагаемых нововведений, требований к выпускнику общеобразовательной школы, его знаниям и умениям, готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических, экологических задач, готовности к свободному выбору профессии.

Решение этих задач требует основательного пересмотра всей технологии учебного процесса, включая содержание обучения, методы, приемы и формы организации учебных занятий. При этом, безусловно, должно сохраниться все положительное, что было достигнуто в последние десятилетия в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса в аспекте активизации учебно-познавательной деятельности студентов, развитии их инициативности и самостоятельности.

Необходимо при этом усилить внимание к реализации принципа связи обучения с жизнью, раскрытию наиболее важных применений на практике изучаемых явлений и законов в современной технике и повседневной жизни. К сожалению, этому в современной практике обучения в вузе и школе не уделяется должного внимания.

Одним из возможных путей решения проблемы экологического образования учащихся является, на наш взгляд, использование на уроках задач и заданий с экологическим содержанием. При этом у школьников происходит и формирование умения комплексного применения своих знаний в нестандартных ситуациях, на практике.

Подобные задания могут включать в себя знания и умения из разных областей изученных учащимися дисциплин, например, из физики, химии, биологии.

Приведем примеры подобных задач:

  • Объясните, зачем необходимо устанавливать очистные сооружения на промышленных предприятиях? Придумайте и опишите сооружение, способствующее очищению воды, сбрасываемой в водоемы с предприятий.

  • Вспомните сказку «Серая шейка». Зачем была нужна уточке – Серой шейке – незамерзающая зимой полынья? Придумайте и опишите способ, предупреждающий замерзание полыньи в сильные морозы зимой.

  • Зачем необходимо устанавливать очистительные сооружения на промышленных предприятиях? Придумайте и опишите сооружение, способствующее очищению загрязненных выхлопных газов, выбрасываемых в атмосферу с предприятий.

Систематически включаемые в учебное познание подобные экологические комплексные задачи на уроках физики, способствуют:

1) формированию у учащихся целостного взгляда на природу;

2) ознакомлению учеников с научными основами взаимодействия природы и современного производства;

3) организации трудовой деятельности учащихся по охране природы;

4) устранению дублирования учебного материала и экономии времени, отводимого на раскрытие экологических вопросов;

5) формированию у учащихся экологических знаний и умения комплексного применения своих знаний и умений на практике;

6) формированию представлений о научной картине мира.

Список литературы

  1. Маркс, К. Из ранних произведений [Текст] / К.Маркс, Ф.Энгельс. – М.: Госполитиздат, 1956. – 689 с.

  2. Соколов, В.Е. Перспектива охраны животного мира в СССР [Текст] / В.Е.Соколов, А.В.Яблочков // Природа. – 1977. – №9.

  3. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений: В 10-ти т. [Текст] / К.Д. Ушинский. – М., 1948. – Т.2. Педагогические статьи. – 447 с.

  4. Экологическое образование школьников [Текст] / Под ред. И.Д. Зверева, Т.И. Суравегиной. – М.: Педагогика, 1983. – 153с.

Просмотров работы: 1355