ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных социально-экономических условиях назрела острая необходимость рассмотрения понятия «эффективность обучения» с позиции здоровьесбережения. Нет смысла в формировании личности и взращивании интеллекта нации, когда под угрозой находится жизнь народа. Современное образование должно быть направлено на повышение образованности при сохранении (укреплении) состояния здоровья и позитивного отношения к продолжению образования, поэтому следует вести речь, прежде всего, о гармоничности между указанными целевыми приоритетами.

В числе наиболее важных факторов ухудшения здоровья находятся нестабильное экономическое положение страны, региональные конфликты, рост числа социально неблагополучных семей, кризис духовных ценностей, падение нравственного уровня населения. К числу факторов, отрицательно влияющих на здоровье студентов, российские ученые Э.Н. Вайнер, Н.К. Иванова, А.М. Куликов, Е.А. Ямбург и др. относят перегрузку учебными занятиями, авторитарный стиль взаимоотношений педагогов и студентов, недостаточный учет индивидуальных особенностей в обучении и воспитании, гиподинамию и др. В современных условиях развития отечественной высшей школы становится очевидным, что успешное решение проблемы сохранения и укрепления здоровья студентов во многом зависит от совместных усилий педагогов, социальных служащих, психологов, социальных психологов. Возникла потребность обоснования педагогических технологий решения этой проблемы в рамках педагогики и психологии высшей школы.

Необходимо отметить, что теория и практика здоровьесберегающего образования находятся в настоящее время на начальном этапе своего становления. Решение вопросов здоровьесбережения участников образовательного процесса вызывает значительные затруднения, как у педагогов, так и у студентов. Это связано с недостаточным уровнем знаний о собственном здоровье и способах его сбережения в условиях интенсивной учебной нагрузки, отсутствием непрерывного и последовательного обучения сохранению здоровью. Крайне важным является переход от восстановления утраченного здоровья к его сбережению, созданию и сотворению собственными усилиями, переход от пассивной позиции в отношении своего здоровья к активной позиции здоровьесбережения и здоровьетворчества.

Сохраняя и укрепляя здоровье участников образовательного процесса, мы можем влиять и на эффективность образования, во-первых, путем снижения затратности образования, в частности здоровьезатратности, во-вторых, путем повышения потенциальных возможностей самореализации студента в процессе образования.

Выделяют разные способы решения данной проблемы – это и проводимые на занятиях физкультминутки, и смена видов деятельности, и внесение игровых моментов в занятие, и использование ароматерапии и т.д.

Сложностью внедрения в процесс обучения студентов здоровьесберегающих технологий является, на наш взгляд, то, что занятия, проводимые в вузах, очень однообразны. Это стандартный набор: лекции, семинары и лабораторные работы. Особенно сложными для студентов являются лекционные занятия, на которых в течение 80 минут студент обязан слушать, писать и сидеть в одной и той же позе, что, естественно, сказывается на его состоянии здоровья.

Разнообразие в процесс обучения, на наш взгляд, может внести использование даже на лекционных занятиях заданий или задач для студентов, требующих от них комплексного применения своих знаний и умений.

Например, при изучении раздела физики «Механика» прямо на лекции студентам можно дать следующие задания:

  1. Каждое утро для укрепления своего организма вы делаете зарядку, которая состоит из 5-7 упражнений – движений. Какие виды движения вы совершаете при этом? Перечислите эти движения, повторите их и зарисуйте (физика, физкультура, черчение).

  2. Зарисуйте траекторию движения следующих объектов: а) равноускоренное движение автомобиля по дороге; б) падение яблока с яблони; в) полет пули после выстрела из пистолета; г) бег зайца от лисы; д) вращение карусели (физика, биология, черчение).

При изучении тепловых процессов студентам можно дать следующие задания:

  1. Вечером передали по радио сообщение об ожидаемых заморозках. Предложите способ, который позволил бы предохранить фруктовые деревья и всходы на грядках от заморозков (физика, биология, технология).

  2. Зимой для сокращения расстояния пешеходы в нашем городе начинают ходить прямо по льду реки Исети. Что нужно сделать, чтобы толщина льда на такой переправе, соответствовала условиям безопасности (лед нарастал бы более толстым слоем без искусственного полива)? (физика, биология, география, технология).

  3. Вспомните сказку «Серая шейка». Зачем была нужна уточке – Серой шейке – незамерзающая зимой полынья? Придумайте и опишите способ, предупреждающий замерзание полыньи в сильные морозы зимой (физика, литература, биология, технология).

При выполнении подобных заданий происходит смена деятельности обучаемых, они могут подвигаться, сделать несколько физических упражнений. От простого сидения и записывания конспекта лекции, студент переходит к активному обсуждению поставленной перед ним задачи, предлагает разные способы ее решения, вспоминает материал, изучаемый на других предметах. Кроме того, подобные задания положительно изменяют широту и диапазон применения знаний и умений. Это способствует умственному развитию студентов и формированию широких познавательных интересов как одному из показателей развития личности. В деятельности, основанной на решении комплексных задач, возникает устойчивая зависимость: широта познавательных интересов — осознанное восприятие комплексных задач — потребность в познании комплексных связей — творческий подход — умение мыслить системно — умение применять знания и умения в комплексе — познавательная самостоятельность обучаемых.

При решении подобных задач совершается целый ряд сложных познавательных и расчетных действий: 1) осознание сущности комплексной задачи, понимание необходимости применения знаний из других предметов; 2) отбор и актуализация (приведение в «рабочее состояние») нужных знаний из других предметов; 3) их перенос в новую ситуацию, сопоставление знаний из смежных предметов; 4) синтез знаний, установление совместимости понятий, единиц измерения, расчетных действий, их выполнение; 5) получение результата, обобщение в выводах, закрепление понятий; 6) осознание ценности комплексных знаний и умений, формирование умения комплексного применения знаний и умений на практике.

Систематическое использование комплексных, познавательных задач в форме проблемных вопросов, расчетных задач, практических заданий обеспечивает формирование умений обучаемых применять свои знания и умения в комплексе в нестандартных ситуациях, а также устанавливать и усваивать связи между знаниями и умениями из различных предметов. Подобные задачи способствуют формированию всесторонне развитой личности, способной определиться в современном обществе.

В целом задачи комплексного содержания выполняют в процессе обучения физике следующие специфические дидактические функции:

  1. развитие познавательной активности и самостоятельности обучаемых;

  2. обеспечение прочности, доступности и научности знаний, умений и навыков за счет комплексного их применения в нестандартных ситуациях;

  3. обобщение и систематизация знаний, умений и навыков;

  4. формирование целостной картины мира за счет умения обучаемых комплексно применять свои знания и умения.

Каждая из перечисленных функций занимает свое место среди остальных, каждая из функций играет определенную роль, но только в единстве и взаимосвязи возможна полная их реализация при решении учебно-познавательных задач комплексного характера.

Таким образом, даже обычное, стандартное учебное занятие, на котором на первый взгляд ничего не говорится о здоровье, будет являться здоровьесберегающим занятием, если:
  • занятие хорошо методически продумано;

  • на нем полноценно педагог выполняет учебную программу, формируя интерес у студентов к своему предмету;

  • на таком занятии между педагогом и студентами устанавливаются доверительные отношения;

  • в процессе обучения не возникает дискомфортных состояний, т.е. максимально учитывается умственный, психический, физический, нравственный комфорт студентов;

  • максимально педагог учитывает индивидуальные особенности обучаемых;

  • на таком учебном занятии каждый студент понимает значимость изучаемого материала и творчески работает, используя свои способности и приобретенные ранее знания и умения.

Чем большими потерями, издержками в здоровье, в нравственном развитии обучающегося достигнут любой результат, тем он более обесценен, и наоборот, чем меньше отрицательные эффекты и последствия образования, чем меньше издержки здоровья обучаемых, тем ценнее, выше результаты образования. Это обусловливает актуальность рассмотрения здоровьесбережения как одного из важнейших средств повышения эффективности образования на научно-теоретическом уровне, поскольку ничто так не содействует успеху нашей деятельности, как крепкое здоровье и, наоборот, слабое здоровье мешает ей.

Список литературы

  1. Лихачев, Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс [Текст] : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Б.Т. Лихачев. – М.: Прометей, 1995.

  2. Шефер, О.Р. Нравственное воспитание учащихся в процессе обучения физике [Текст]: монография / О.Р.Шефер. – М.: Педагогика, 2003.

  3. Юшкова, Е.Б. Здоровьесберегающие технологии в обучении физике [Текст] / Повышение качества профессиональной подготовки учителя информатики, математики, физики: материалы региональной научно-практической конференции / Е.Б. Юшкова.– Шадринск: Шадринский Дом печати, 2007.

Просмотров работы: 1847