АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР РЫНКА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ВО ФРАНЦИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР РЫНКА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ВО ФРАНЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Франция – одна из развитых стран, находится в общем совете стран большой восьмёрки, в настоящее время – один из ведущих мировых лидеров фармацевтического рынка. Для того, что бы стать успешным лидером в фармацевтической промышленности, во Франции сложились особые условия, играющие не последнюю роль в формировании признания французского производителя ЛС.

Опыт зарубежных стран в освоении передовых технологий всегда интересен и актуален. Тем более, сейчас нет хорошодоступной печатной литературы, которая в полной мере бы охватила эту проблему. Поэтому для создания представления о фармацевтическом рынке Франции пришлось обратиться к Французским источникам.

Для того, чтобы изучить основные особенности рынка лекарственных средств во Франции, я поставил перед собой цель: Провести анализ существующей информации по фармацевтическому делу во Франции и обобщить полученные сведения.

Для решения цели я сформировал основные задачи, с помощью которых можно в большей мере охватить основные вопросы цели.

Задачи:

  1. Изучить взаимоотношения покупатель – врач – фармацевт – фирма-производитель.

  2. Определить пути фармацевтических фирм к покупателю внутреннего рынка, как государство регулирует эти отношения.

  3. С помощью каких ресурсов фармацевтические компании имеют доступ к рынкам других стран (в том числе и России).

  4. Выяснить, из каких источников во Франции люди могут получать новости и информацию о фармацевтической индустрии.

  5. Изучить, какие Французские фармацевтические компании есть на Российском рынке.

  6. Проанализировать полученную информацию.

  7. Использовать не только Российские, но и Французские источники.

  1. Каждый процесс покупки лекарства во Франции, начинается с общения пациента с лечащим врачом. Взаимоотношения пациента и лечащего врача регулируются главным кодексом здравоохранения (Code de la sante publique — CSP). В части первой – «общей защиты здоровья» («Titre Ier : Droits des personnes malades et des usagers du système de santé»), Книге первой - Защита людей в области здравоохранения (Livre préliminaire : Dispositions communes). В которой по главам определены основные положения, права и обязанности больных и врачей. Большая доля различных положений основывается на врачебной этике. [1]

Цепь продолжается. Когда больной получает рецепт, он устремляется в аптеку. И здесь их взаимодействие регламентируется CSP. Конечно, скорее косвенно. А именно в части четвёртой, касающейся непосредственно специалистов здравоохранения (Quatrième partie : Professions de santé), книги второй, посвященной профессии фармацевта (Livre II : Professions de la pharmacie). Здесь описываются требования, которыми должен обладать человек, для осуществеления деятельности фармацевтического работника, есть выписки из УК, с нарушениями. Отдельно регламентируется этическая и дисциплинарная сторона деятельности фармацевта (Chapitre V : Déontologie. Article L4235-1 et Chapitre IV : Discipline Articles L4234-1 à L4234-10). [1]

Помимо законодательной базы, и чёткой линии врач – пациент – фармацевт, обычным явлением является отсутствие первого звена, ввиду нехватки терапевтов, отсутствия времени или наличие любого другого ограничивающего фактора у пациента, и тогда фармацевт в некотором роде заменяет ближайшего врача. Но тогда на него ложится огромная ответственность за все рекомендации [2]

И вот, пациент в аптеке. Образованный фармацевт предлагает ему два идентичных по составу препарата. У пациента в этот момент есть только одна цель – выбрать из многообразия наиболее качественный товар. Как раз здесь начинает играть свою роль последнее звено нашей цепочки – фармацевтическая кампания. А как она может помочь больному выбрать «единственно правильное» ЛС?

Работа фармацевтических компаний (фирм) во франции также регламентируется CSP Части пятой – о лечебных препаратах (Cinquième partie : Produits de santé). В разделе 1 – Общие положения и фармакопея, раздел 2 посвящён ЛС – в основном с коммерческой точки зрения – реклама ЛС, цены на ЛС, в общем всё, что связано с продажей лекарств. Часть 3 – посвящена парафармацевтической продукции – Косметике, контрацепции и другим.

Контроль и разработку некоторых рекомендаций по обеспечению качества производства ЛС, осуществляет Национальное Агентство по безопасности лекарственных средств и изделий медицинского назначения» (Agence nationale de sécurité du médicament et des produits de santé –ANSM).

Всё это гарантирует, что ЛС фирмы, соответствует всем заявленным требованиям и при правильном использовании способно помочь пациенту.

Чтобы решить задачу одновременно правильно донести всю важную, необходимую информацию для пациента, а так же продвинуть свое ЛС, фармацевтические кампании прибегают к рекламе. Основная проблема рекламы лекарственных препаратов – уход от адекватного баланса между агитацией и научным обоснованием полезного действия ЛС. Правовая база рекламы ЛС базируется на двух основных законах Франции – CSP и руководстве по рекламе ЛС, изданном комиссией по рекламе «ANSM».

Так, в статье R.5122–1 CSP – рекламой называется любая форма информации, которая так или иначе способствует продвижению назначения, продажи или потребления ЛС. В качестве исключения, рекламой не считается информация, которую фармацевт преподносит пациенту в качестве своих профессиональных обязанностей, а именно если фармацевт отвечает на вопрос по конкретному ЛС или информация в отмеченная в аннотациях ЛС, в каталогах и прайсах. А также информация, которая необходима по требованию фармнадзора. Реклама согласно Статье R.5122-2 CSP не должна противоречить действительности, вводить в заблуждение потребителя и подрывать общественное здоровье. В ней должна быть только объективная и проверенная информация.

Реклама среди населения на лекарства, обязательно сопровождается сообщением, в котором люди должны проявлять осторожность и необходимостью консультации врача перед применением препарата.

Гораздо более полной должна быть реклама для работников здравоохранения. Здесь уже помимо обычной агитации прибавляется целый пакет требований к содержанию рекламы:

  1. торговое название препарата;

  2. название и адрес предприятия, владельца торговой лицензии;

  3. лекарственная форма препарата;

  4. качественный и количественный состав активных веществ с указанием международного непатентованного названия (МНН), вспомогательные вещества.

  5. регистрационный номер;

  6. основные фармакотерапевтические свойства;

  7. показания и противопоказания;

  8. способ введения, доза, побочные эффекты;

  9. специальные предупреждения и меры предосторожности при использовании;

  10. взаимодействие с другими лекарственными средствами;

  11. категория препарата по форме отпуска;

[1;3, стр.31-32;4]

Такой внушительный список требований гарантирует, что ознакомившись с препаратом, медицинские работники смогут получить гораздо более полное представление о препарате и прописать пациенту наиболее правильное лечение.

Говоря о взаимодействии пациента и фирмы-производителя, нельзя упускать из виду факт поддержки гражданского населения государством. Администрация Франции активно сотрудничает с Национальным союзом фармацевтической промышленности и определяют общие для обеих сторон цели. Государственная комиссия согласует цены с фармацевтическими компаниями, дабы влиять на динамику фармацевтических расходов. Также, пациентам, покупающим лекарства, фонды медицинского страхования предоставляют денежное вознаграждение за понесённые расходы. Благодаря этому, открывается доступ к ЛС людям с низким уровнем дохода. В среднем компенсация равна около 73% от стоимости ЛС [5]. С одной стороны, государство уменьшает доходы фармацевтических кампаний, а с другой – поддерживает спрос. Всё это способствует поддержанию спроса пациентов к многим ЛС.

Не только сами Французы – ценители отечественных производителей ЛС, но и жители других стран активно применяют препараты Французских фирм. Как французским фирмам удаётся держаться на мировых рынках?

Во-первых, это качество изготовляемых ЛС. Гарантия качества французских ЛС достигается путём принятия многочисленных общепризнанных стандартов. Так, во Франции стандартизация требований идёт под контролем единой Европейской Фармакопеи (ЕФ). Это облегчает экспорт препаратов, особенно для стран, придерживающихся ЕФ. Также, во Франции реализуется системы GMP, GLP, GCP, GEP, позволяющие делать лекарства, отвечающие самым современным требованиям качества, соответствующие, а иногда и превосходящие требования стран импортёров. [6]

Во-вторых – качественная реклама. Франция умело пользуется передовой информацией в странах импортёрах для того, что бы преподнести товар, учитывая требования и желания больных этого региона.

В третьих – Французские фармацевтические кампании постоянно увеличивают свои производственные мощности за счёт вливания и приобретения фармацевтических компаний других стран (Sanofi arvensis, servier). Также объединение выгодно стране-арендатору, за счёт снижения цен на лекарства, повышения качества выпускаемой продукции. А недорогие и качественные лекарства – обычно находятся вне конкуренции. [9]

В четвёртых – мощная научно-исследовательская база и постоянно расширяющийся портфель препаратов, наилучшим образом удовлетворяющие потребности здравоохранения (научные базы Sanofi, Laboratoires Boiron)

В пятых – хорошая система информатизации населения.

Для того, что бы быть в курсе всех новостей фарм индустрии во Франции действует система информирования населения.

Рынок никогда не будет востребован, если население не обладает достаточной информацией. В наше время это тем более не является проблемой. По типу источника все пути информации можно условно разделить на:

  1. Специальные справочники, в которых собрана и систематизирована различная информация. Такие справочники могут иметь как печатный, так и электронный вид. Это справочники различных ЛС (Справочник Видаля), справочники компаний производителей ЛС и другие.

  2. Многочисленные обзоры фармацевтических журналов или других аналитических организаций. Такие издания функционируют обычно в электронном варианте. Информация, предоставляемая на сайте, может быть как бесплатной (http://www.ordre.pharmacien.fr/Communications/Le-journal), так и за определённые деньги (особо ценная информация), например на сайте «plimsoll.fr»[7].

  3. Различные сайты, на которых размещена официальная документация, необходимая для производства, реализации, хранения, анализа ЛС (например - http://ansm.sante.fr), а также предложения различных фармацевтических организация (аптек, Фармацевтических кампаний и других). Например - http://www.wk-pharma.fr/

  4. Различные печатные, электронные издания, форумы содержащие необходимую информацию и обеспечивающие общение населения в формате «вопрос – ответ» (форум, посвящённый китайской народной медицине – «http://www.institut-calland.fr/forum/index.php», форум для студентов медиков и фармацевтов – «http://ulg-medecine.etudions.net/»)

  5. Материалы конференций и научных журналов. Специализированные журналы для работников здравоохранения. (например - http://www.pharmaceutiques.com/publications/magazine/abonnement/)

  6. Санитарно-просветительские работы для поддержания общественного просвещения населения. Они же входят в пиар компании многих фармацевтических кампаний.

  7. Сайты фармацевтических кампаний. Здесь кампании выкладывают всю важную и интересующую потребителя информацию. О имеющемся портфеле ЛС, о разработках (если при фирме есть исследовательская лаборатория), о применении ЛС и многом другом. (Санофи – «http://www.ordre.pharmacien.fr/Communications/Le-journal»; Буарон – «http://www.boiron.fr/» и другие)

Таким образом, у Французов есть все возможности получить наиболее полную, новую и достоверную информацию. Это позволяет сделать всю необходимую информацию доступной для всех слоёв населения.

Немного ранее мы уже разбирали основные пути и преимущества у Французских кампаний к внешним рынкам. А какие Французские фармацевтические кампании преобладают на Российском рынке?

Французские кампании находятся в десятке производителей ГЛС по доле в аптечных продажах в России. Из представителей – «SANOFI-AVENTIS», занимающая первое место на ноябрь 2012. Основные препараты: «но-шпа», «Эссонцеале», «Магне». Но не только «SANOFI-AVENTIS» представлена на Российском фармацевтическом рынке.

  • Pierre Fabre (структум)

  • Laboratoires Boiron (Авенок, Арнигель®, Гастроцинезин, Гомеофлю)

  • Servier (Арифон®Б Диабетон®, Нолипрел®, Нолипрел®) [11]

Конечно, Французские компании имеют ряд преимуществ перед Российскими и другими фармацевтическими компаниями, но у Франции случаются промахи, снижающие репутацию фарм компаний.

в 2010 г. было установлено, что компанией «Poly Implant Prothese» при производстве грудных имплантантов использовался не высокотехнологичный медицинский гель, а обычный промышленный силикон, стоимость которого составила не более 10% цены высококачественного геля, в результате деятельность компании, приведшая к многочисленным случаям серьезных заболеваний вызвала общественное негодование и падение престижа компании.

Препарат «Mediator», выпускающийся компанией «Servier», изначально предлагающийся для людей больных диабетом, оказался достаточно опасным – его приём увеличивал толщину стенок клапанов сердца. Такой факт мог привести к летальному исходу… [10]

В целом, подводя итоги можно сказать, что у Французских фармацевтических кампаний есть большой потенциал для развития. С одной стороны он повышается за счёт высоких требований к производству и качеству на каждой ступени производства ЛС, за счёт качественного обслуживания кадров здравоохранения, а с другой – за счёт увеличения производственных мощностей позволяет компаниям продавать качественные лекарства по низким ценам. Высокий уровень продвижения фирм позволяет успешно конкурировать с местными фирмами-производителями. В то же время, большое количество информационных источников повышает образованность населения и склоняет их в выбору более качественных ЛС.

Цель выполнена, есть желание продолжить данную работу, сравнив полученные результаты с Российским фармацевтическим рынком.

Список использованных материалов:

  1. http://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT000006072665

  2. http://mosapteki.ru/modules/articles/article.php?id=2185&PHPSESSID=a7fd5f70a22f89505d690ef3b620887b

  3. http://www.sante.gouv.fr/IMG/pdf/sts_20110008_0001_p000.pdf

  4. http://ansm.sante.fr

  5. http://pharmapractice.ru/75237

  6. http://medicalarea.ru/index.php?id=7

  7. http://www.plimsoll.fr/industry-report.aspx?industry=produits-pharmaceutiques-fabricants

  8. http://dsm.ru/content/file/cpravka_noabr__2012.pdf

  9. http://gmpnews.ru/2010/06/francuzskie-farmkompanii-v-rossii/

  10. http://pharmapractice.ru/75237

  11. http://www.rlsnet.ru/firm_index_id_425.htm

Просмотров работы: 10049