В последнее время учителями общеобразовательных школ пересматривается арсенал существующих методов и технологий влияния на интеллектуальную, эмоционально-волевую, мотивационную сферы учащихся с целью введения в мир культуры и традиций страны изучаемого языка. Переосмысливаются пути и средства формирования всех видов языковой деятельности: чтения, говорения, аудирования, письма.
Активизации учебного процесса, стимулированию познавательной деятельности учащихся способствует внедрение в процесс обучения, наряду с традиционными методиками, игровых технологий. Причина настолько повышенного сегодня интереса к разного рода играм – это, в первую очередь, отход от традиционных форм и методов обучения. Игровая же деятельность, будучи одной из технологий, которые стимулируют учебно-познавательную деятельность, позволяет использовать все уровни усвоения знаний.
Большую роль, на наш взгляд, в формировании лексического запаса и грамматических навыков учащихся играют различные приёмы игровых технологий. Они повышают эмоциональный настрой учащихся, их межличностные отношения приобретают новую позитивную окраску. Но, несмотря на то, что технологии игрового обучения достаточно хорошо изучены педагогами и психологами (К.Д.Ушинский, Г.К.Селевко, Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьєв, А.М.Леонтьєв, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин), в практике работы современной школы они используются недостаточно активно.
Целью нашей статьи является анализ проблемы развития игровых технологий, а также особенности их применения в практике обучения иностранному языку в современной общеобразовательной школе.
Изложение материала. Проблемму использования игровых технологий изучали многие отечественные и зарубежные учёные и педагоги-практики. Так, например, на важное дидактическое значение игры обращали внимание известные классики отечественной педагогики, учителя-новаторы: К.Д.Ушинський, В.А.Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили и др.
На ранних этапах развития общества понятия игры в том смысле, как оно существует сегодня, не существовало. Дети в то время быстро взрослели, и «игрой» у них была конкретная деятельность, как у взрослых. Таким образом они обучались всему, что умели делать взрослые люди. Такая ситуация была обусловлена простотой мира, науки, общества.
С развитием научно-технического прогресса появились сложные отношения между людьми, а, следовательно, возникла необходимость в серьёзном обучении и развитии детей. Теперь, чтобы адаптироваться в этом мире, дети должны освоить различные социальные роли. И на помощь им приходит игровая деятельность.
В общественной практике последних лет понятие игры по-новому осмысливается наукой. Игра распространяется на многие сферы жизни, трактуется как общенаучная категория. Игра рассматривается как освоение ребёнком мира теми средствами, которыми он владеет на данном уровне свого физического и интеллектуального развития. И в то же время как своеобразная репетиция трудових процессов и общественных отношений.
В отличии от игр вообще, педагогическая игра имеет существенную особенность – чётко поставленню цель обучения с ориентацией на соответствующий педагогический результат.
Игровыми технологиями пользуются не только педагоги Украины и России, они также очень распространены за рубежом, например, в США и Великобритании. В последнее время в педагогике США и Великобритании активно разрабатываются т.н. социодраммы, – ролеве игры, цель которых – научить школьников ориентироваться в жизненных ситуаціях, помочь им лучше понимать мотивы и чувства других людей, сформировать личный опыт социально ориентированного поведения.
Игра – мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный приём в арсенале преподавателя иностранного язика. Как показали результаты исследования, использование игры и умение создавать с помощью игровых приёмов различные языковые ситуации вызывают у учащихся готовность и желание общаться, играя. И этим способствуют повышению мотивации изучения иностранного язика, и, как результат, общему улучшению качества обучения.
Среди наиболее эффективных в системе активного обучения иностранному языку сегодня себя зарекомендовали такие виды игр, как: игры-имитации, ролевые, деловые, сюжетне игры, игры-соревнования.
Выводы. Таким образом, игровые технологии приобретают всё большую популярность в современном образовательном пространстве, в том числе в изучении иностранного языка в общеобразовательной школе.
Игровые приёмы и технологии позволяют учителю значительно повысить мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, развить их познавательную активность, внести разнообразие в формы работы на уроке. И, как следствие, являються одним из эффективных средств повышения качества изучения иностранного языка.
Литература
Верещагіна, Рогова Г.В. Методика навчання англійської мови на початковому етапі в загальноосвітніх установах. М., 1998.
Занько, С. Т. Гра і вчення. / С. Т. Занько, Ю. С. Тюнік, С. М. Тюнників. - М.: «Логос», 1992, ч. 1. - 125 с.
Колеснікова, О. А. Рольові ігри в навчанні іноземної мови / О. А. Колесникова / / Іноземна мова в школі. - 1989. - № 4. - С. 14-16.