Анализ исследований и публикаций. Современное высшее образование должно обеспечивать разностороннее развитие студента как личности, способствовать выявлению и развитию способностей, учитывать индивидуальные различия, развивать самостоятельность, творчество, настойчивость и ответственность. Выдающиеся отечественные и зарубежные философы и педагоги прошлого Н.А.Бердяева, В.Г.Белинський, Монтессори, Й.Г.Песталоцци, Ж.Пиаже, С.Ф.Русова, Ж.П.Сарт, Г.С. Сковорода, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, Ф.Фребель, С.Френе отмечали необходимость ценности каждого человека, глубоком знании его индивидуальных различий, развитию у педагогов необходимых для этого педагогических качеств, уважении к исключительным особенностям и создании наиболее комфортных условий для обучения и воспитания каждого ребенка. Определяющими для осмысления аспекта личностного становления можно считать концепции И.Д.Беха, М.Й.Боришевськои, И.В.Дубровинои, О.Л.Кононко, В.К.Котирло, М.В.Крулехт, В.Т.Кудрявцевои , О.А.Шаграевои и многие другие [5].
Учеными исследованы различные аспекты социально-профессионального становления личности, а именно: теорию компетентностно-ориентированного подхода к обучению преподавателя освещены в работах Н. Бибик, И. Холодно, И. Зязюн, Н. Кузьминой, Л. Митиной, А. Савченко; частности формирование профессиональной компетентности в высших учебных заведениях проанализированы учеными Н. Баловсяк, И. Бавшиним, Б. Беспалов, С. Федоровой; теорию содержания и технологии психолого-педагогической подготовки учителя исследуют Г. Балл, Г. Костюк, С. Максименко, Ю. Приходько; вопросы организации учебного процесса в вузах рассматривали В. Безпалько, Ю. Бабанский, С. Гончаренко, H. Кузьмина, О. Пискунов; психолого-педагогические положения теории развития творческих способностей личности Б. Ананьев, Л. Выготский, П. Гальперин, Н. Талызин, вопрос подготовки учителя к будущей деятельности освещали в своих исследованиях А. Беда, Г. Кривошеев, В . Нестеренко.
Цель статьи: анализ процесса профессиональной подготовки учителя и объяснения понятий «индивидуализация», «индивидуализация профессиональной подготовки».
Изложение основного материала: Под индивидуализацией американские ученые понимают любые формы и методы учета индивидуальных особенностей в обучении. С этих позиций "индивидуализация" является не концепцией как ее рассматривает отечественная наука, а системой индивидуализированного обучения [4, с.18].
Цель индивидуализации профессиональной подготовки учителя в вузе, в частности в педагогических университетах - это не только достижение высоких результатов в усвоении знаний студентами, а развитие индивидуальных качеств, становления будущего учителя как личности. На сегодняшний день проблема индивидуализации недостаточно разработана и обоснована как в основной, так и особенно в высшей школе. Ряд важных аспектов этой проблемы остаются не освещены. Не разработано целостной интегрированной теории развития индивидуальности, которая бы объединяла теорию индивидуального и личностного развития; не четко объясняется сущность и различие понятий "индивидуализация образования", "индивидуальный подход", "индивидуализация личности", "индивидуализация профессиональной подготовки личности".
В современной теории обучения для раскрытия содержания индивидуальной формы обучения употребляются понятия "индивидуализация обучения", "индивидуализированное обучение", "индивидуальный подход" и другие. В педагогической энциклопедии понятие «индивидуализация обучения» определяется как «организация учебного процесса, когда выбор средств, мер, темпа обучения учитывает индивидуальные особенности в обучении". В. Володько так определяет понятие "индивидуализация профессиональной подготовки": "Это организация такой системы взаимодействия между участниками процесса обучения, когда можно полнее учитываются и используются индивидуальные возможности каждого, определяются перспективы дальнейшего умственного развития и гармоничного совершенствования личностной структуры, происходит поиск средств, компенсировали бы наличие недостатков и способствовали формированию индивидуальной личности ". В исследованиях В.Крутецького, М.Ляховицького, С.Николаевои "индивидуализация профессиональной подготовки учителя" трактуется как максимальное приближение процесса обучения к оптимальной модели, когда каждый студент работает в удобных для него темпе, манере, соответствующие его общей подготовке, способностям, объема оперативной памяти, чертам характера и эмоциональному состоянию. С точки зрения психологии, пожалуй, можно сказать, что индивидуальная форма подготовки в высшей школе - это форма организации учебной деятельности, которая полностью основывается на: изучении студента как индивидуальности; учете его индивидуальных способностей, наклонностей и различий, развития его как личности. Чтобы подготовить современного учителя как самостоятельную личность, которая бы отвечала всем требованиям нашего времени, которая была бы способна к самосовершенствованию, самообразованию, самореализации в соответствии с требованиями развития общества, образования, нельзя не учитывать индивидуальные особенности студента, создание условий для развития и совершенствования его психолого- физиологических задатков. Поэтому все это объективно подводит к необходимости индивидуализации учебного процесса в высшей школе, который обеспечит реализацию всех этих требований.
Говоря об индивидуализации профессиональной подготовки учителя в высшей школе, мы постоянно обращаемся к понятиям индивидуальности и личности, которые не являются тождественными. С философской точки зрения понятие личности связано с более глубокой сути человеческого рода и в то же время с наиболее существенными индивидуальными особенностями конкретного человека. Индивид лишь тогда становится личностью, когда включается в систему существующих общественных отношений, приобретая новое качество, становясь элементом общества. В психологии термин "личность" используется в различном понимании, в зависимости которые понятии в себя включает. Г.Оллпорт определяет понятие личности как "жизненно формирующая, индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем - черт личности, которыми определяется своеобразие для указанной человека мышление и поведение". С точки зрения сторонников деятельностного подхода в психологии, личность рассматривается как наиболее полное выражение субъективного полюса деятельности, порождается деятельностью и системой отношений с другими людьми.
Индивидуализация профессиональной подготовки учителя рассматривается как чисто дидактический принцип, что обусловливает необходимость в процессе подготовки видеть каждого студента.
Индивидуализация процесса профессиональной подготовки учителя в педагогическом вузе рассматривается как организация учебной деятельности, при которой учитываются индивидуальные различия студентов, уровень развития их способностей к обучению. Подобно сути индивидуализации процесса обучения определяется и сущность понятия индивидуальный подход. Ведущим принципом развития индивидуальности считается принцип индивидуального подхода, сущность которого заключается в учете и изучении индивидуальных различий студентов.
По О.М. Пехота "процесс индивидуализации педагогической подготовки учителя" - работа студента по индивидуальной образовательной программе, составление профессионального автопортрета, обучение формулировать и обеспечивать личную педагогическую концепцию и определять стратегию профессиональной жизнедеятельности [1, с.54].
Существующая система профессионально-педагогической подготовки в педагогическом университете значительной мере направлена на теоретическое осмысление сущности учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы. Как показывает опыт, не всегда уделяется должное внимание формированию комплекса профессионально-значимых качеств личности, которые обеспечивают высокий уровень профессионализма учителя в конкретных условиях современного педагогического процесса [2, с. 240].
Профессиональную подготовку учителя можно реализовать полнее, если ее главная цель заключается в создании организационно-педагогических условий для профессионально-личностного развития учителя, выраженную в его способности к постоянному обогащению своей духовной и профессиональной культур. Процесс профессиональной подготовки учителя будет осуществляться с учетом основных стадий становления личности как субъекта деятельности (адаптация студентов к новым социально-педагогических условий обучения, становления активной позиции обучаемого, самоопределение, из-за насыщения содержанием традиционных курсов педагогических дисциплин.
Индивидуализация психолого-педагогической подготовки учителя, с позиций гуманистической ориентации, как система профессионального развития, может осуществляться на трех уровнях:
1) индивидуальная - предполагает учет, самокоррекции различных психофизиологических свойств учителя: темперамента, особенностей познавательных процессов, способностей эмоционально-волевой сферы, здоровья и т.д.;
2) личностном - предполагает учет и формирование системы профессионально-значимых отношений будущего учителя как основных ценностных ориентаций (отношение к ребенку, к учебному предмету, к коллегам по педагогической взаимодействия, к педагогической деятельности в целом, к профессии учителя и т.д.) личностных качеств, значимых для осуществления профессиональной деятельности;
3) субъектном - вооружает учителя системой знаний, рациональных приемов самодетерминации и самореализации, потребностью и способностью регулировать профессиональное саморазвитие, обеспечивая стабильность.
Очевидно на сегодняшний день является тот факт, что начинать и частично индивидуализировать профессионально-педагогическую подготовку необходимо по довузовской этапа, целенаправленно и систематически осуществлять на вузовском этапе и выделять в качестве одной из ведущих задач на послевузовском этапе. Индивидуализация педагогического образования заключается в создании такой системы условий, в рамках которой будет осуществляться не стихийное, а целенаправленное формирование всех трех взаимосвязанных компонентов профессиональной индивидуальности учителя. В связи с этим встает вопрос о приобретении учителя на каждом из уровней и взаимовлиянии этих профессионально значимых достижений.
При организации учебно-воспитательного процесса в вузе на основе индивидуализации более эффективно решается комплекс взаимосвязанных задач профессиональной подготовки будущего учителя:
1) индивидуализация должна учитывать уже имеющиеся индивидуальные особенности учителя, так как на довузовской и вузовской этапах подготовки позади сложный онтогенетический развитие, определенные знания и опыт педагогической деятельности, а впереди - широкие возможности профессионального роста;
2) учитываются различные психофизиологические и психологические свойства будущего учителя (особенности мышления, воображения, памяти, внимания и т.д.), влияющих на уровень его будущей профессиональной деятельности;
3) развиваются общие и специальные способности учителя, которые необходимы для дальнейшей профессиональной деятельности;
4) формируется мотивация учебной и профессиональной деятельности;
5) создаются условия для осознанного выбора педагогической профессии;
6) формируется индивидуальный стиль как учебно-познавательной, так и педагогической деятельности;
7) воспитывается познавательная активность и самостоятельность;
8) процесс профессиональной идентификации способствует созданию образа Я и формирования профессиональной Я-концепции, в основе которой лежат стратегии и тактики самореализации;
9) вооружает учителя системой индивидуально-приемлемых приемов организации педагогического взаимодействия с ребенком и коллективом учащихся, коллегами, родителями;
10) формирует потребность и способность регулировать свое личностно-профессиональный рост;
11) повышается уровень знаний, умений и навыков не только с психолого-педагогических дисциплин, но и педагогики и психологии индивидуального развития [2, с.187].
Подготовка современной высокообразованной и конкурентоспособной человека, способного к творчеству, является одной из первоочередных государственных задач. Для его решения следует в корне изменить содержание, формы и методы учебно-познавательной деятельности студентов высших учебных заведений, чтобы эта деятельность лучше развивала и формировала творческие способности студентов.
Выводы. Итак, процесс профессиональной подготовки учителя в педагогическом вузе, по нашему мнению, является процессом комплексно организованного развития и индивидуального самосовершенствования личности студента и должна осуществляться в процессе индивидуализации и на основе личностно-ориентированного подхода. Кроме того пределы данного процесса должны быть гибкими и динамичными, чтобы не унижать индивидуальных потребностей и интересов отдельной личности. В этом и заключается основная сущность и сложность индивидуализации профессиональной подготовки учителя: гармоничное сочетание расцвета индивидуальности каждого студента во всей его своеобразия с расцветом деятельного содержания коллективной жизни.
Литература
1.Пехота О.М. Индивидуальность учителя: теория и пратика: Учеб. - Метод. пособие / О.М.Пехота. - М.: Илион, 2011. - 272 с.
2. Пехота О.М. Подготовка будущего учителя к внедрению педагогических технологий / С.А. Пехота, А.М.Старева. - М.: 2003. - 240 с.
3. Педагогический словарь / Под ред. М.Д.Ярмаченка - К.: Педагогическая мысль, 2001. - 516с.
4. Смалько Л.Е. Индивидуализация обучения в системе подготовки будущего педагога в высшей школе США: Автореф. дис ... канд .. наук. -К, 2008. - 18 с.5. http://referatcentral.org.ua/psychology_load.php?id=402&startext=1