Анализ отечественной и зарубежной педагогической и методической литературы показал, что ученые уделяют большое внимание индивидуализации обучения. Растет количество работ теоретического и практического характера, в которых освещаются различные аспекты проблемы (А.А. Кирсанов, И. Унт, А. Бударный, Е.С. Рабунскому, Г.Ф. Кумарина, В.М. Володько, Сикорский П . И. и другие). Перечисленные авторы рассматривают в основном теоретический аспект проблемы. Поэтому особый интерес вызывают исследования педагогов-практиков.
Цель исследования заключается: в выяснении значения индивидуализации обучения; выявлении способов индивидуализации учебного процесса на уроках обращении внимания на ведущие педагогические идеи относительно данного направления обучения; определении эффективности применения направления в учебном процессе. Изложение основного материала. В Законе Украины "Об общем среднем образовании" указано, что образование должно быть направлено на обеспечение всестороннего развития личности [3]. Реализация этих задач может обеспечиваться только при условии осуществления личностно ориентированного обучения, воспитания и развития каждого ученика. Одной из основных причин относительно низкой эффективности обучения, по мнению многих авторов, является недостаточная индивидуализация учебного процесса. С этим утверждением нельзя не согласиться, потому что индивидуализация обучения даже в условиях строгого соблюдения требований действующих программ позволяет выявлять и развивать интересы учащихся, их наклонности и способности, способствует эффективному усвоению знаний и развития умений и навыков. Педагог должен помнить, что каждый ребенок неповторим, он имеет свой индивидуальный темп роста и развития, предусматривает индивидуальный способ обучения. Поэтому чрезвычайно важно создать такие условия, которые способствовали бы обучению в соответствии с уровнем развития, обеспечивали бы в процессе обучения развитие способностей и интересов школьников. Индивидуальность - это совокупность качеств, особенностей, присущих отдельному индивиду, это специфическое, неповторимое, особенное в индивиде. В'' Новом толковом словаре украинского языка'' данное понятие обозначают так:'' Индивидуальность - совокупность психических свойств, характерных черт и опыта каждой личности, отличающих ее от других индивидов; человек как носитель индивидуальных свойств, определенных характерных признаков и черт; личность '' [4, 188]. Под понятием "индивидуализация" понимают выделение одного индивида по его характерным особенностям; учет особенностей каждой единицы при изучении совокупности предметов или явлений. Термин "индивидуализация обучения" разные авторы обозначают по-разному в зависимости от того, какую цель и средства подразумевают. В "Украинском педагогическом словаре" понятия "индивидуализация процесса обучения" обозначается как "организация учебно-воспитательного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к обучению" [2, 142].
Индивидуализация обучения в общем смысле рассматривается как приспособление учебных воздействий к индивидуально-психологическим особенностям каждого ученика с одной стороны, и создания благоприятных условий для развития специальных способностей и возможностей учащихся, с другой. Индивидуальный подход к учащимся должен способствовать формированию личности обучающихся. В современной отечественной педагогической практике и теории наиболее существенными примерами технологий индивидуализации обучения являются:
• проектный метод;
• технология продуктивного обучения;
• технология индивидуального обучения И. Унта;
• адаптивная система обучения А. Границькой;
• обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана
В . Шадрикова.
В.Онищук выделяет три уровня развития индивидуализации обучения. Первый уровень - это учет общих особенностей учащихся на различных этапах их обучения и развития; второй - осуществляется средствами дифференцированного подхода (использование различных учебных программ и планов, учебных заданий с разной степенью трудности для различных групп учащихся); а третий - индивидуального подхода, "который осуществляется с учетом индивидуальных различий учащихся и учителя и создает благоприятные условия для их совместной продуктивной деятельности "[1, 103]. Индивидуализацию обучения на всех уровнях В.Онищук рассматривает как комплекс организационных, дидактических и методических мероприятий. Как утверждает И. Унт, индивидуализацию можно рассматривать с точки зрения процесса обучения, содержания образования и построения школьной системы. Первая точка зрения предполагает отбор форм, методов и приемов обучения, вторая - создание учебных планов, программ, учебной литературы и составление соответствующих задач, а третья - формирование различных типов школ и классов. Индивидуализация имеет относительный характер по следующим причинам:
- как правило, учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного ученика, а группы учащихся, обладающих примерно сходными особенностями;
- учитываются лишь известные особенности, наиболее важные с точки зрения обучения (например, общие умственные способности);
- иногда учитываются только некоторые свойства, которые важные для данного ученика (например, талантливость в определенной области);
-индивидуализация реализуется эпизодически или в некоторых видах учебной работы и интегрируется с групповыми формами работы [5]. Все разнообразные организационные варианты индивидуализации, которые используются в разных странах, можно свести к следующим трем:
- дифференциация обучения, т.е. группировка учащихся по определенным критериям, для обучения их по несколько различным учебным планам или программам. Так образуются относительно гомогенные группы (классы, школы);
- внутриклассная (внутригрупповая) индивидуализация учебной работы в гетерогенном классе (группе);
- прохождение учебного курса в индивидуальном темпе: или ускоренно (акселерация), или замедленно (ретардация).
Вывод. Следовательно, необходимость индивидуализации обучения обусловлена индивидуальными различиями качеств учащихся, от которых зависит результат обучения: уровень знаний, умений и навыков, учебные умения, способности. А потому можно сказать, что учебной целью индивидуализации является совершенствование этих качеств средствами индивидуализации и углубление знаний учащихся, исходя из их интересов и способностей. Развивающей целью индивидуализации является формирование и развитие логического мышления, креативности и умений учебного труда. Специфической целью индивидуализации можно считать улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов учащихся. Благодаря достижению этих целей процесс индивидуализации играет важную роль в осуществлении учебного процесса учеников, их будущем профессиональном самоопределении.
Литература:
1. Ануфриева А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении / А. Ф. Ануфриева, С. Н. Костомина. – М. : Ось-89, 1997. – 140 с.
2. Гончаренко С. И. Украинский педагогический словарь. - М.: Просвещение, 1997. - 376 с.
3. Закон Украины "Об общем среднем образовании": по состоянию на 10.08.2012 г. / Верховная Рада Украины. 4. Новый толковый словарь украинского языка: В четырех томах / / Сост. В. В. Яременко, О.М. Слипушко. - М.: Аконит, 1999.-Т.2. - 910с. 5. Унт И. Э. К проблеме индивидуализации учебного процесса / И. Э Унт // Советская Педагогика. – 1971. – № 11. – С. 41-48.