ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Вступление. Сущность современного образовательного пространства заключается в формировании творческой личности, становлении ее индивидуальности, что исключается без значительной индивидуализации самого процесса обучения. Учитывая то, что индивидуализация обучения является важным условием развития творческой индивидуальности, эта проблема выступает как одно из ведущих направлений совершенствования педагогического образования в целом. Таким образом, нужно формировать у учащихся устойчивую направленность на творчество, активность и познавательную самостоятельность, опираться на их индивидуальные особенности, постоянно привлекать учащихся к сотрудничеству, предоставлять возможность для самореализации, самоконтроля. Поэтому и индивидуализация процесса обучения приобретает важное значение в подготовке творческой индивидуальности школьника. Анализ исследований и публикаций. Проблема индивидуализации обучения нашла свое отражение в педагогическом наследии педагогов прошлого. Я.А. Коменский, Й.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег обращали внимание на необходимость в работе с учащимися разного уровня подготовленности. Их идеи развили К.Д. Ушинский, Н.Ф. Бунаков, В. И Водовозов, П.Ф. Каптерев, Вахтеров и др.

Анализ отечественной и зарубежной педагогической и методической литературы показал, что ученые уделяют большое внимание индивидуализации обучения. Растет количество работ теоретического и практического характера, в которых освещаются различные аспекты проблемы (А.А. Кирсанов, И. Унт, А. Бударный, Е.С. Рабунскому, Г.Ф. Кумарина, В.М. Володько, Сикорский П . И. и другие). Перечисленные авторы рассматривают в основном теоретический аспект проблемы. Поэтому особый интерес вызывают исследования педагогов-практиков.

Цель исследования заключается: в выяснении значения индивидуализации обучения; выявлении способов индивидуализации учебного процесса на уроках обращении внимания на ведущие педагогические идеи относительно данного направления обучения; определении эффективности применения направления в учебном процессе. Изложение основного материала. В Законе Украины "Об общем среднем образовании" указано, что образование должно быть направлено на обеспечение всестороннего развития личности [3]. Реализация этих задач может обеспечиваться только при условии осуществления личностно ориентированного обучения, воспитания и развития каждого ученика. Одной из основных причин относительно низкой эффективности обучения, по мнению многих авторов, является недостаточная индивидуализация учебного процесса. С этим утверждением нельзя не согласиться, потому что индивидуализация обучения даже в условиях строгого соблюдения требований действующих программ позволяет выявлять и развивать интересы учащихся, их наклонности и способности, способствует эффективному усвоению знаний и развития умений и навыков. Педагог должен помнить, что каждый ребенок неповторим, он имеет свой индивидуальный темп роста и развития, предусматривает индивидуальный способ обучения. Поэтому чрезвычайно важно создать такие условия, которые способствовали бы обучению в соответствии с уровнем развития, обеспечивали бы в процессе обучения развитие способностей и интересов школьников. Индивидуальность - это совокупность качеств, особенностей, присущих отдельному индивиду, это специфическое, неповторимое, особенное в индивиде. В'' Новом толковом словаре украинского языка'' данное понятие обозначают так:'' Индивидуальность - совокупность психических свойств, характерных черт и опыта каждой личности, отличающих ее от других индивидов; человек как носитель индивидуальных свойств, определенных характерных признаков и черт; личность '' [4, 188]. Под понятием "индивидуализация" понимают выделение одного индивида по его характерным особенностям; учет особенностей каждой единицы при изучении совокупности предметов или явлений. Термин "индивидуализация обучения" разные авторы обозначают по-разному в зависимости от того, какую цель и средства подразумевают. В "Украинском педагогическом словаре" понятия "индивидуализация процесса обучения" обозначается как "организация учебно-воспитательного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к обучению" [2, 142].

Индивидуализация обучения в общем смысле рассматривается как приспособление учебных воздействий к индивидуально-психологическим особенностям каждого ученика с одной стороны, и создания благоприятных условий для развития специальных способностей и возможностей учащихся, с другой. Индивидуальный подход к учащимся должен способствовать формированию личности обучающихся. В современной отечественной педагогической практике и теории наиболее существенными примерами технологий индивидуализации обучения являются:

• проектный метод;

• технология продуктивного обучения;

• технология индивидуального обучения И. Унта;

• адаптивная система обучения А. Границькой;

• обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана

В . Шадрикова.

В.Онищук выделяет три уровня развития индивидуализации обучения. Первый уровень - это учет общих особенностей учащихся на различных этапах их обучения и развития; второй - осуществляется средствами дифференцированного подхода (использование различных учебных программ и планов, учебных заданий с разной степенью трудности для различных групп учащихся); а третий - индивидуального подхода, "который осуществляется с учетом индивидуальных различий учащихся и учителя и создает благоприятные условия для их совместной продуктивной деятельности "[1, 103]. Индивидуализацию обучения на всех уровнях В.Онищук рассматривает как комплекс организационных, дидактических и методических мероприятий. Как утверждает И. Унт, индивидуализацию можно рассматривать с точки зрения процесса обучения, содержания образования и построения школьной системы. Первая точка зрения предполагает отбор форм, методов и приемов обучения, вторая - создание учебных планов, программ, учебной литературы и составление соответствующих задач, а третья - формирование различных типов школ и классов. Индивидуализация имеет относительный характер по следующим причинам:

- как правило, учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного ученика, а группы учащихся, обладающих примерно сходными особенностями;

- учитываются лишь известные особенности, наиболее важные с точки зрения обучения (например, общие умственные способности);

- иногда учитываются только некоторые свойства, которые важные для данного ученика (например, талантливость в определенной области);

-индивидуализация реализуется эпизодически или в некоторых видах учебной работы и интегрируется с групповыми формами работы [5]. Все разнообразные организационные варианты индивидуализации, которые используются в разных странах, можно свести к следующим трем:

- дифференциация обучения, т.е. группировка учащихся по определенным критериям, для обучения их по несколько различным учебным планам или программам. Так образуются относительно гомогенные группы (классы, школы);

- внутриклассная (внутригрупповая) индивидуализация учебной работы в гетерогенном классе (группе);

- прохождение учебного курса в индивидуальном темпе: или ускоренно (акселерация), или замедленно (ретардация).

Вывод. Следовательно, необходимость индивидуализации обучения обусловлена индивидуальными различиями качеств учащихся, от которых зависит результат обучения: уровень знаний, умений и навыков, учебные умения, способности. А потому можно сказать, что учебной целью индивидуализации является совершенствование этих качеств средствами индивидуализации и углубление знаний учащихся, исходя из их интересов и способностей. Развивающей целью индивидуализации является формирование и развитие логического мышления, креативности и умений учебного труда. Специфической целью индивидуализации можно считать улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов учащихся. Благодаря достижению этих целей процесс индивидуализации играет важную роль в осуществлении учебного процесса учеников, их будущем профессиональном самоопределении.

Литература:

1. Ануфриева А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении / А. Ф. Ануфриева, С. Н. Костомина. – М. : Ось-89, 1997. – 140 с.

2. Гончаренко С. И. Украинский педагогический словарь. - М.: Просвещение, 1997. - 376 с.

3. Закон Украины "Об общем среднем образовании": по состоянию на 10.08.2012 г. / Верховная Рада Украины. 4. Новый толковый словарь украинского языка: В четырех томах / / Сост. В. В. Яременко, О.М. Слипушко. - М.: Аконит, 1999.-Т.2. - 910с. 5. Унт И. Э. К проблеме индивидуализации учебного процесса / И. Э Унт // Советская Педагогика. – 1971. – № 11. – С. 41-48.

Просмотров работы: 2166