ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ 5PL-ЛОГИСТИКИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ 5PL-ЛОГИСТИКИ

Зуева Е.М. 1
1Самарский государственный экономический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время логистика является одной из наиболее быстро развивающихся сфер деятельности. Это связано не только с ростом спроса на логистические услуги, но и с развитием инфраструктурных возможностей этого бизнеса. Наиболее существенные изменения способов и форм взаимодействия субъектов логистики обусловлены развитием информационных технологий, что повлекло за собой распространение сетевых организационных форм бизнеса, виртуализацию логистических процессов, распространение электронного документооборота, использование электронных платежных систем и пр.

На основе инновационных преобразований информационной инфраструктуры логистики происходит развитие управленческого инструментария, формируются новые логистические концепции, такие как "Party Logistics".

В последнее время часто приходится сталкиваться с такими понятиями, как 4PL- и 5PL-логистика, однако специализированные логистические форумы не дает однозначного ответа на вопрос: "что это и как новые концепции логистики соотносятся с практикой"?

Концепция PL (Party Logistics – «сторона логистики») основывается на определении уровня привлечения независимых компаний (логистических провайдеров/операторов) для решения бизнес-задач в интересах и от имени заказчика (производителя, дистрибьютора и т.д.). В настоящее время выделяют 1PL-, 2PL-, 3PL-, 4PL- и даже 5PL-логистику. К сожалению, среди специалистов существуют значительные расхождения в определении каждого из этих уровней; мы будем придерживаться наиболее часто встречающейся классификации.

Под 1PL, как правило, понимается автономная логистика, когда все необходимые операции (складирование, транспортировка и т.д.) выполняются грузовладельцем самостоятельно с помощью собственной инфраструктуры и персонала.

2PL (Second Party Logistics) — самая простая форма аутсорсинга логистики: сторонняя специализированная компания в рамках контрактных обязательств берет на себя выполнение задач по транспортировке товаров и техническому управлению складскими запасами.

3PL (Third Party Logistics) — более развитая форма аутсорсинга: кроме типовых задач, профессиональная логистическая компания может осуществлять операции по перегрузке, сортировке, упаковке и иной обработке грузов, а также предоставлять клиенту другие дополнительные услуги с высокой долей добавленной стоимости (в том числе используя субподрядчиков). В таком случае полный комплекс логистических услуг, от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров, передается транспортно-логистической организации. [9] Однако ее основной задачей является не работа со всей цепью поставок, а лишь качественное выполнение определенного комплекса физических операций.

Поскольку большинство 3PL-компаний сосредоточены в основном на выполнении поставленных задач, а не на процессе в целом, как требует концепция управления цепями поставок, это привело к появлению следующего уровня аутсорсинга – 4PL (Fourth Party Logistics).

Термин 4PL был введен компанией Accenture (ранее Anderson Consulting) в 1990-х гг. В современном понимании 4PL – компания-интегратор, которая аккумулирует ресурсы, возможности и технологии собственной организации и других предприятий (как правило, 3PL-провайдеров) для проектирования, создания и поддержки комплексных решений по управлению цепями поставок. [8] В отличие от просто 3PL-компании с большим спектром услуг, на уровне 4PL делается акцент на анализ и ре-инжиниринг бизнес-процессов в компании-клиенте и внедрение технологий в интересах всей цепи поставок. Т.е. предлагаемые 4PL решения носят стратегический характер, а услуги 3PL-провайдеров имеют тактическую направленность. Примером 4PL-посредника может служить компания FedEx, которая предоставляет своим клиентам из 215 стран решения, связанные с транспортировкой и документооборотом в рамках цепи поставок.

Новейшие разработки в области сетевых соединений и интеллектуального программного обеспечения баз данных в совокупности с развитием аутсорсинга и стратегических партнерств среди ведущих транснациональных компаний привели к появлению в середине 2000-х гг. нового уровня логистического аутсорсинга – 5PL (Fifth Party Logistics).

Деятельность 5PL-провайдеров обеспечивается поддержкой современных сетевых компьютерных технологий. Как и 4PL, 5PL не обладают материальными активами и направлены на стратегическое управление цепями поставок, однако в большей степени ориентированы на модель "виртуального предприятия".

Под виртуальным предприятием понимается "динамическая открытая бизнес-система, основанная на формировании юридически независимыми предприятиями единого информационного пространства с целью совместного использования своих технологических ресурсов для реализации всех этапов работ по выполнению проекта (заказа клиента) от источников первичного сырья до сдачи продукции конечному потребителю". [3].

Характерными чертами виртуальных предприятий являются:

  • децентрализованность;

  • распределенность;

  • наличие механизмов гибкого формирования новых организационных структур;

  • способность быстрой адаптации к изменяющимся требованиям рынка;

  • саморегулирование и самоорганизация;

  • координация и взаимодействие на основе согласованного с бизнес- партнерами управления процессами и ресурсами.

Министерство промышленности Канады описывает 5PL как организацию, которая «планирует, организует и осуществляет логистические решения от имени одной из договаривающихся сторон (главным образом, в области информационных систем) за счет использования соответствующих технологий». [9]

Как правило, 5PL нацелены на крупные компании, чьи цепи поставок представляют большую сложность в управлении, и стремятся превратить цепи поставок своих клиентов в ИТ-управляемые системы связи между поставщиками и покупателями.

Наглядным примером крупного 5PL-провайдера может служить новозеландская компания Contract Warehousing New Zealand Limited.

Contract Warehousing Group прошла путь от простых автомобильных перевозок и грузообработки в 70-х гг. прошлого века до провайдера складских и логистических решений (3PL) и услуг по управлению цепями поставок (4PL) с годовым оборотом свыше 3 млн. USD и более 90 клиентами в Новой Зеландии и Австралии. В 2010 г. компания подписала контракт с крупнейшим австралийском поставщиком транспортного и логистического программного обеспечения TransLogix о внедрении нового программного продукта Integrated Sapphire Transport & Logistics Management Suite.

Роб Джайлс, основатель и управляющий директор Contract Warehousing, по поводу внедрения Sapphire отмечает: «Мы не можем позволить себе оставаться на месте. Так как наши клиенты развиваются, мы должны быть впереди них. Когда мы увидели, что Sapphire может сделать для нас, то решились на его дорогое внедрение. Мы знаем 3PL и 4PL и с развитием 5PL наше партнерство с TransLogix – это путь в будущее».[5]

Приобретенные компанией модули по управлению транспортными, складскими, бухгалтерскими и web-услугами позволили ей выйти на новый уровень аутсорсинга. Например, на базе модуля Sapphire Customer Web Portal компания предоставляет своим клиентам услугу по использованию клиентского web-портала, где клиенты могут самостоятельно:

- размещать заказы и информацию о вакансиях;

- отслеживать состояние заказов;

- просматривать котировки, доказательства поставки, накладные, отчеты;

- отслеживать уровень остатка на счетах;

- отслеживать уровень запасов и их передвижение;

- распечатывать счета-фактуры, отчеты и др. документы. [11]

Для упрощения документооборота применяется модуль Document Imaging, который позволяет избежать проблем, связанных с необходимостью обрабатывать огромное количество бумажной документации:

- все бумаги сканируются и переводятся в электронную форму;

- база данных автоматически сохраняет эти записи с соответствующей информацией о транзакции;

-как только изображение сохранено, оно проходит через информационные системы организации, обновляя все соответствующие модули, включая транспортные операции и счета;

-все сохраненные документы доступны клиентам для самостоятельного просмотра на web-портале, кроме того, их легко найти благодаря записи о совершенной транзакции. [11]

Данная операция позволяет значительно сократить время реагирования на запросы клиентов и повысить качество обслуживания, а также снизить финансовые затраты (на содержание архивов и пересылку копий документов) и потери времени (при порче и утери бумаг и долгом поиске в архивах).

Схожие решения, основанные на электронном обмене данными (EDI), предлагаются в области транспортировки, складирования, составления расписаний, распределения топлива, работы со счетами, заказами, персоналом и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод: Contract Warehousing является именно 5PL-провайдером, поскольку она предоставляет не просто комплексные услуги по управлению цепями поставок, а основанные на внедрении информационных технологий в компаниях-клиентах. Практически не владея материальными активами (кроме крупного склада, которым занимается дочернее предприятие) и с минимум персонала (45 человек), Contract Warehousing помогает компаниям снижать финансовые и временные затраты на 20-30%. [5]

Сравнительный анализ моделей концепции "party logistics" и преимущества модели 5PL представлены в таблице 1.

Таблица 1

Особенности уровней развития концепции "party logistics"

Критерии

3PL-провайдер

4PL-провайдер

5PL-провайдер

Тип услуг

Тактические

Стратегические

Стратегические + ИТ-управление

Основная

функция

Выполняет некоторые (или все) физические логистические функции в интересах клиента

Выполняет все логистические функции в рамках цепи поставок с акцентом на управление и улучшение эффективности всей цепи

Превращает цепь поставок клиента в ИТ-управляемую систему

Владение активами

Может обладать или не обладать собственными материальными активами, основной актив – знания, технологическая составляющая сводится отслеживанию грузов

Практически нет материальных активов, основные активы – знания и технологии

Практически нет материальных активов, основные активы – знания и технологии

Потенциальные клиенты

Компании, у которых нет собственных ресурсов или знаний для выполнения операций

Компании со сложными цепями поставок

Крупные компании с очень сложными цепями поставок

Мнения экспертов по поводу перспективы развития 5PL разнятся. Некоторые даже утверждают, что "введение определения 5PL – это скорее маркетинговый ход, чисто теоретическое построение, т.к. ничего принципиально нового в практику логистической деятельности он не привносит, а лишь совершенствует 4PL-уровень – автоматизирует и оптимизирует работу по поиску логистических решений". [4]

Кроме того, несмотря на глобализацию мировой информационной среды, крупнейшие транснациональные 3PL- и 4PL-провайдеры по сути являются помехой к быстрому развитию услуг виртуальной логистики: они "не заинтересованы в разрушении с таким трудом построенной ими собственной сервисной сети и развиваются, как правило, не за счет интеграции услуг эффективно работающих логистических субъектов, а на основе использования собственных сервисов и ресурсов, поглощая этих субъектов и монополизируя рынок". [2]

Однако можно взглянуть на ситуацию с другой стороны: ведь "конкуренция идет не только между экономическими субъектами рынка, но и между политическими союзами и мировыми элитами, которые готовы стимулировать развитие глобальной информационной среды для захвата технологического первенства. Так, Евросоюз активно финансирует из своего бюджета развитие новых глобальных IT-технологий в области логистики, и лет через 20-30, при наличии политической воли, на территории Европейского союза вполне может появиться единая логистическая информационная сеть, и, как следствие, 5PL-провайдеры".[4]

Это значит, что уровень 5PL имеет реальные шансы для своего развития, однако представить "чисто виртуального логистического провайдера" сегодня действительно трудно. Скорее "следует ожидать развитие пятого уровня у действующих логистических провайдеров 3PL- и 4PL-уровней, которые будут своими холдинговыми структурами присутствовать и на других уровнях, но непосредственное обслуживание клиентов будет осуществляться подразделениями 5PL-уровня, использующих как собственные ресурсы компании, так и ресурсы привлеченных подрядчиков". [4] Разумеется, на этом уровне логистического сервиса игроков не может быть много. Остальные транспортно-экспедиционные компании постепенно будут становиться подрядчиками 5PL-провайдеров.

Однако в любом случае, ни у кого не вызывает споров, что будущее логистического сервиса – за развитием информационных технологий. И это развитие подразумевает не просто технологическое усовершенствование существующих функций, а выработку на базе ИТ-решений принципиально новых видов услуг (автоматизация подбора маршрута, онлайн-отслеживание, клиентские блоки для интегрированных заказчиков и пр.) В этом случае основные функции ИТ будут меняться от простого обеспечения работы единого информационного пространства компании к развитию ее сервисного уровня, что и станет основной функцией ИТ-секторов логистических провайдеров 4PL- и 5PL-уровней.

Список использованных источников.

1. Доналд Дж. Бауэрсокс, Дэйвид Дж. Клосс. Логистика: интегрированная цепь поставок. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2010 г. 640 с.

2. Зубаков Г.В., Проценко И.О. Концептуальные положения создания операторского центра по оказанию информационно-логистических услуг на рынке ВЭД. // Журнал «РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция» №2 / 2010, с. 226-230.

3. Иванов Д.А. Логистика. Стратегическая кооперация. М.: Вершина, 2006 г. 176 с.

4. Отдел маркетинга ГК TELS. Успеть в будущее! 5 уровней логистического сервиса. URL: http://www.telsgroup.ru/media_center/tels_in_the_press/1362.html Дата обращения: 30.05.2012

5. Contract Warehousing Ltd (официальный сайт компании). – URL: http://www.contractwarehousing.co.nz/ Дата обращения: 30.05.2012

6. Deloitte. Developing Supply Chain Excellence : Optimizing Inbound & Outbound Logistics. – URL: http://www.deloitte.com/assets/Dcom-India/Local%20Assets/Documents/Developing_supply_chain_excellence.pdf Дата обращения: 30.05.2012

7. Global Business Strategy and Innovation: A Canadian Logistics Perspective. – URL: http://www.ic.gc.ca/eic/site/dsib-logi.nsf/vwapj/gbsi-isem_eng.pdf/$file/gbsi-isem_eng.pdf Дата обращения: 30.05.2012

8. Hamilton J. E-Logistics Comparative Positioning Model: A Multi-National Enterprise Airline Study. – URL: http://iceb.nccu.edu.tw/proceedings/2004/Paper/EN012-paper.pdf Дата обращения: 30.05.2012

9. Hickson A., Wirth B., G. Morales G. Supply Chain Intermediaries Study - University of Manitoba. - URL: http://umanitoba.ca/faculties/management/ti/media/docs/scIntermediariesfinalwithcover(1).pdf Дата обращения: 30.05.2012

10. State of Logistics: The Canadian Report 2008. – URL: http://www.ic.gc.ca/eic/site/dsib-logi.nsf/vwapj/pg00026_eng.pdf/$file/pg00026_eng.pdf Дата обращения: 30.05.2012

11. TransLogix (официальный сайт компании). – URL: http://www.translogix.com.au/ Дата обращения: 30.05.2012

Просмотров работы: 15578