Анализ научных исследований. Вопросам организации интерактивного обучения в основной и старшей школе посвящены работы современных ученых: Л. Карамушки, М. Малыгина, Т. Пироженко, А. Пометун, Г. Сиротенко и др. Определяющую роль демократических и личностно развивающих ориентиров современной начальной школы подчеркивают ученые: Н. Бибик, М. Вашуленко, Л. Онищук, А. Савченко и др.
На проблеме активизации и демократизации педагогического общения сосредоточивалось внимание выдающихся педагогов: Ш. Амонашвили, В. Верховинца, С. Русовой, В. Сухомлинского и др. Исследование этого вопроса в психологической науке представлено в фундаментальных трудах Л. Выготского, В. Давыдова, Д. Эльконина, А. Петровского и др.
Цель статьи. Исследовать роль подготовки будущих учителей начальных классов к использованию интерактивных педагогических технологий.
Результаты исследования. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interakt», где «inter» - взаимный и «act» - действовать. Соответственно, интерактивный - способен к взаимодействию, диалогу (полилога). Интерактивное обучение - это педагогическая система, основанная на совместной деятельности, осуществляемой средствами коммуникации, это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет конкретную предусмотренную цель - создать комфортные условия обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность [1].
Слово «технология» греческого происхождения и означает «знание о мастерстве». В образовательной практике является разграничение таких понятий, как «образовательная технология», «педагогическая технология», «технология обучения (воспитания, управления)», поскольку каждое из них имеет свою иерархию целей, задач, содержания [2]. Согласно этому, интерактивная технология обучения - это технология моделирования пути освоения конкретного учебного материала (понятия) в пределах соответствующего учебного предмета методами интерактивного обучения.
Последнее время интерактивные технологии быстро распространяются среди педагогов. Обсуждаются теоретические основы интерактивного обучения, а также прослеживается использование этих методов на практике в лучших учителей.
Мы называем преподавания и обучения интерактивным, если во время занятия между учениками, а также между учениками и учителем наблюдается высокий уровень взаимодействия. Такое взаимодействие обычно происходит в форме обсуждения, каким образом решить ту или иную проблему и насколько приемлемо предложенное решение. Пожалуй, наиболее важно здесь понять, что процесс решения проблемы становится таким же важным или, возможно, даже важнее, чем сам ответ, и это связано с тем, что целью интерактивной методики является не просто передача информации, а задача привить учащимся навыки самостоятельного нахождения ответов.
Благодаря эффекту новизны и оригинальности интерактивных технологий при правильной их организации растет интерес учащихся к процессу обучения, повышается их познавательный интерес. Не случайно интерес образно сравнивают с катализатором, который облегчает и ускоряет мыслительные реакции. Устойчивый познавательный интерес - признак готовности ребенка к обучению в школе, являются основой ее познавательной активности на уроках. Признаками активности учащихся на уроке выступают следующие элементы: вопросы учеников к учителю, одноклассников; склонность к анализу ошибок, критичность, использование полученной базы знаний, участие в коллективной работе класса (дополнение, исправление ошибок товарищей, желание высказать свою точку зрения), стремление узнать причину и последствия явления; самостоятельную проработку литературы по теме, выбор сложности задачи; самоконтроль, самооценка, анализ собственных познавательных и практических действий [3]. Благодаря таким признакам можно определить уровень активности учащихся в процессе обучения.
Учитывая признаки активности учащихся на уроке, ученые выделяют следующие уровни познавательной активности учащихся:
1) низкий - учитель сообщает знания, задает вопросы, дает ответа, показывает, как решается задача, а ученик слушает, записывает, вспоминает сообщено;
2) средний - задачи решаются совместными усилиями учителя и учащихся; ученики вовлекаются в частичный поиск;
3) высокий - сами учащиеся осуществляют активный поиск ответа, находят собственные способы решения.
Эти уровни не изолированы друг от друга, они взаимосвязаны, могут сосуществовать и соответствуют школьному возрасту. В педагогической деятельности учителя подъем активности учащихся до уровня самостоятельности является одной из главных задач.
Использование интерактивных технологий обучения будет эффективно влиять на повышение познавательной активности учащихся, если:
учитель владеет технологией включения интерактивных методов обучения в учебный процесс и обеспечивает руководство им;
способен сделать оптимальный выбор форм и методов языкового образования, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности детей;
умеет создать благоприятную атмосферу в классном коллективе во время урока.
Для учителей-начинающих разработаны практические рекомендации относительно методики организации интерактивного обучения:
- Проблемное формулировка темы занятий;
- Организация учебного пространства, который бы побуждал к диалогу;
- Мотивационная готовность учащихся и педагогов к совместным усилиям в процессе познания;
- Создание специальных ситуаций, побуждающих к интеграции усилий для решения поставленной задачи;
- Выработка и принятие правил учебной сотрудничества для учащихся и педагога;
- Использование «поддерживающих» приемов общения, доброжелательные интонации, умение задавать конструктивные вопросы и т.д.;
- Оптимизация системы оценки процесса и результатов совместной деятельности;
- Развитие межгрупповых и межличностных отношений анализа и самоанализа.
После решения организационных вопросов, помня о требованиях к интерактивному уроку и его структуру, нужно выбрать методы обучения, разработать соответствующие дидактические средства, которые должны способствовать повышению познавательной активности учащихся.
Выводы. Подготовка будущего учителя начальных классов к использованию интерактивных педагогических технологий основывается на развитии у него педагогического мастерства, проявляется в умениях сочетать абстрактное и конкретное, общее и личностное, рациональное и чувственное и предполагает овладение алгоритмом реализации интерактивного общения, который включает четыре функционально связаны этапы (мотивация, рефлексия, интеракция, саморефлексия). В интерактивном обучении особое значение приобретают умение педагога создавать положительное учебную среду, привлекая учащихся к учебной взаимодействия через активизацию рефлексии, стимулируя их стремление чувствовать и осмысливать позитивное отношение к себе и миру в целом. Важную роль играет диагностика готовности будущих учителей начальных классов к использованию интерактивных педагогических технологий и определение педагогических условий оптимальной профессиональной подготовки студентов к интерактивной образовательной деятельности.
Список литературы
Пометун О.І. Інтерактивні технології навчання: [методичний посібник] / О.І.Пометун та ін. – Умань, 2003. – 68с.
Дичківська І.М. Інноваційні педагогічні технології : [навч. пос.] / І.М.Дичківська. – К.: Академвидав, 2004. – 218с.
Амонашвілі Ш.О. До школи – у шість років / Ш.О.Амонашвілі; [сост. И.Н.Баженова] // Педагогический поиск. – К.: Рад. шк., 1988. С. 3-46.