В Стратегии устойчивого развития указано, что «образование для устойчивого развития направлено на укрепление потенциала отдельных лиц, групп, сообществ, организаций и стран, позволяющее иметь собственные взгляды на решение глобальных проблем общества, давая им возможность делать наш мир безопасным, здоровым и процветающим, тем самым повышая качество жизни ... » [4].
Цель статьи - исследовать состояние современного педагогического образования с перспективой на усовершенствование в условиях устойчивого развития общества.
Анализ исследований. Данную проблему разрабатывало множество зарубежных и отечественных учёных, исследующих историю и сущность понятия «устойчивое развитие общества», среди них следует упомянуть Л. Брауна, Г. Гарднера, Н. Картера, Ш. Лиле, Д. Медоуза. Влияние глобализации на устойчивое развитие исследуется в работах Д. Кортена, К. Флавина, Г. Френча. Глубоко анализируют теоретические и практические проблемы устойчивого развития такие российские авторы, как В. Белкин, Х. Гизатулин, С. Глазачов, В. Голубев, К. Даниелян, Б. Маклярський, Н. Потрубач, Т. Петрова, В. Писарев, И. Потравный, А. Урсул.
Изложение материала. Образование как сфера социально-экономической деятельности является стратегическим ресурсом развития общества, обеспечивает рост его технологического уровня и конкурентоспособности в условиях глобализации современного мира[1].
Появление термина «устойчивое развитие» связывают с именем премьер-министра Норвегии Гру Харлем Брундланд, которая сформулировала его в отчете «Наше общее будущее» подготовленного для ООН и опубликованного в 1987 г. Международной комиссией по окружающей среде и развития. На Конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 году в рамках принятия «Повестки дня на XXI век» устойчивое развитие общества определялось как «развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, не ставя под угрозу способность будущих поколений, удовлетворять свои собственные потребности» [2].
Устойчивое развитие - это комплексный и глобальный процесс. Он охватывает важнейшие сферы человеческого общества и рассматривается в единстве трех его составляющих: экономического, социального, экологического. Определяющим фактором этого процесса выступает развитие человеческих ресурсов, которое включают образование, профессиональную подготовку и использование человеческого потенциала для социального и экономического прогресса [5].
Развитие человеческих ресурсов обеспечивается многими факторами, направленными на формирование и улучшение физических и интеллектуальных способностей человека. К таким факторам относят образование, здравоохранение, количественные и качественные показатели питания, состояние окружающей среды.
В современном мире роль образования рассматривается как пожизненный процесс, необходимый не просто для повышения своего образовательного или квалификационного уровня, а и для способности адаптироваться и перестроиться в свете новых требований производственной и общественной жизнедеятельности[3].
Назначением педагогического образования является подготовка людей для передачи знаний и культуры от одного поколения другому, развитие способностей и талантов индивидов [2].
Образование является важным социальным институтом, влияющим на равенство личности в обществе. Через образование и социальный статус функции человека могут развиваться и улучшаться. Проблема неравенства образовательных возможностей (географических, половых, социально-экономических) тесно связана с неравенством распределения доходов, культурных благ, политической власти. Именно образование может стать детерминантом разрыва между элитой и большинством рядовых граждан, содействовать мобильности между поколениями[5].
Осознание судьбоносной роли образования в развитии современного общества стало основой принятия многими странами мира стратегических проектов и программ: «Образование двухтысячного года» (ФРГ), «Образование Америки XXI века» (США), «Образование будущего» (Франция), «Модель образования XXI века »(Япония) и другие, в которых основные направления развития национальных систем образования рассматриваются как решающий фактор достижения конкурентоспособности страны в мировом пространстве и обеспечение ее устойчивого экономического и социального развития[2].
Страны мира, как развитые, так и развивающиеся, находятся в процессе постоянного поиска и трансформации своих национальных систем образования, которые должны соответствовать новым требованиям становления информационного общества. Различные по глубине и характеру проводимые мероприятия, процессы перестройки направлены на поиск таких систем организации, управления и финансирования образовательной деятельности, которые будут более эффективны, действующие, будут обеспечивать высокое качество образовательных услуг а, следовательно, и более высокий уровень общей грамотности, общественного сознания и профессиональной компетентности граждан[5].
Одним из важнейших стратегических задач развития педагогического образования является обеспечение высокого социального статуса педагогических работников с соответствующим уровнем оплаты труда педагогов, а также создание благоприятных условий для учителей и преподавателей государственных учебных заведений (уровень оплаты труда, условия труда, печать научной продукции и т.д.) [4].
Оптимальными путями модернизации системы педагогического образования в современных условиях устойчивого развития общества является использование кредитно-модульной системы обучения студентов в вузе, в ходе которой реализуются учебные планы и программы профессионального развития, содержащие перечень содержательных модулей, учитывающие требования заказчиков и профессиональные потребности педагогов, а это возможно при использовании современных научных теорий синергетики и андрагогики, педагогической инноватики и менеджмента образовательных инноваций, учета инновационного и технологического научных подходов, применения очно-дистанционных форм обучения; разработка инновационной мобильной модели повышения квалификации, в основе которой - дидактические принципы, имеющие особенности реализации в обучении взрослых, а именно: ведущая роль самообразования, учета психофизиологических особенностей взрослого, его профессионального статуса, индивидуализация обучения, практическая ориентированность полученных знаний, преемственность, системность и непрерывность, совершенствование учебного процесса на основе его интенсификации, информатизации, компьютеризации; внедрение новых педагогических и информационно-коммуникационных технологий, методик, интерактивных форм и методов образовательной деятельности в практику работы, привлечение педагогических работников к участию в инновационных проектах (отечественных и зарубежных); планирования методической работы с педагогами в соответствии с уровнями педагогического творчества (информационно-воспроизводственный, адаптивно-прогностический, рационализаторское, научно-исследовательский, креативно-прогностический), что обеспечит дифференциацию работы с будущими учителями [2].
Выводы. Общими чертами развития систем образования в странах мира выступают весьма незначительная доля частного сектора на уровне начального и среднего образования и наиболее весомая - в сфере профессионального образования.
Сложность современных трансформационных процессов в Украине обусловлена тем, что система образования требует не только существенных организационных преобразований, но и одновременно - изменений в самом содержании образования как процесса передачи знаний.
Система педагогического образования, направлена на всестороннее развитие человеческих ресурсов, откроет современному поколению гораздо больше возможностей для участия в реальных достижениях экономики и общества. Как отмечено в Национальной доктрине развития образования Украины, опережающее развитие образования обеспечит выход страны из нынешнего состояния, всестороннее обновление общества и государства, нации и народа, достижения достойного уровня жизни [5].
Перспективы исследования: В дальнейшем исследовании данной проблемы следует раскрыть влияние международного сотрудничества педагогических вузов на устойчивое развитие общества.
Список использованной литературы:
1. Вища освіта України - європейський вимір: стан, проблеми, перспективи // Вища школа. - 2008. - № 7. - С. 78-125
2. Голубець М. А. Розвиток «сталий» чи «збалансований»? / М. А. Голубець // Український географічний журнал. — 2006. — № 2. — С. 66-69.
3. Національна доктрина розвитку освіти України у ХХІ столітті. Проект. — К.: Шкільний світ, 2001. — С. 20-22.
4. Підліснюк В.В. Основи сталого розвитку: посібник // В.В.Підліснюк. - Кременчук, 2008. — С. 7-17; 27-28.
5. Романенко М.І. Випереджуюча освіта для сталого розвитку як механізм модернізації вітчизняної освіти / М.І.Романенко // Сучасні навчальні заклади. - 2010. — С. 3-15.