ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ САМООБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность и постановка проблемы. Формирование индивидуальности диктуется кардинальными изменениями, которые происходят в украинском образовании. В обществе появились новые ценности - самоактуализация, самореализация, самопроектирование личности, ставшие основой новой гуманистической парадигмы в педагогике личностно-ориентированного образования. Традиционная система профессиональной подготовки учителей уже недостаточна для удовлетворения запросов современной педагогической практики. Социально-педагогические условия современной Украины требуют учителя с яркой творческой индивидуальностью, способного к формированию гуманистической личности ученика, потому что каждая неповторимая личность, реализуя свой творческий потенциал, способствует разнообразию, а, следовательно, гармонизации мира.

В.Г. Кремень, характеризуя современное образование в контексте реформирования, определяет, что ей нужна идеология самоопределения личности, которая бы обеспечивала проектирование вероятной модели социальной и индивидуального поведения человека в ситуации неопределенности. Время образования, которое заключается лишь в познании мира, закончилось. Познание себя, своего "Я", своих стремлений и возможностей для самоопределения и лучшей реализации своих сил - новое, достойное гуманизма, задачи и обучения, и воспитания.

Анализ исследований и публикаций. Психолого-педагогические аспекты проблемы индивидуальности раскрываются в работах Б.Г. Ананьева, Н.В. Вишняковой, И.Ф. Гончарова, В.А. Кан-Калика, В.А. Моляко, Ю.Н. Орлова, М.П. Осуховои, Н.Ю. Посталюк, О.Н. Пехоты, И.Ф. Харламова и других.

Анализ научных публикаций (В. Кремень, М.П. Осухова, А.А. Орлов, Н.Ю. Посталюк, В.А. Сластенин и др..) И проведенный опрос молодых учителей свидетельствуют о том, что большинство педагогов со стажем работы до пяти лет не смогли на основании полученных в вузе знаний сформировать собственное отношение к педагогическим проблемам современной школы. Значительная часть учителей затрудняются сформулировать значимые для них педагогические задачи и найти свой оптимальный вариант их решения, у многих не сформирован индивидуальный стиль педагогической деятельности.

Сам по себе термин "индивидуальность учителя" стал в последнее время применяться в педагогических публикациях, что обусловлено, на наш взгляд, пониманием того, что учитель - не только "инструмент" для обеспечения технологических действий, но и самоценность, как для педагогического процесса, так и для ученика.

Творческий характер педагогической деятельности объективно предполагает наличие самообразованию, влияет на индивидуальность учителя. Однако, в ходе исследования установлены несоответствия:

- Между массовым характером учительской профессии и потребностью школы в самобытных, творчески работающих учителях;

- Между типичной системой подготовки учителя и необходимостью личностно ориентированных технологий обучения, обеспечивающих выявление и формирование качеств творческой индивидуальности будущего учителя.

Цель статьи: анализ процесса самоусовершенствования учителя и объяснения понятий «индивидуальность», «самообразовательная деятельность».

Изложение основного материала: Для решения проблемы подготовки учителя к самообразованию большое значение приобретает изучение, теоретический анализ и творческое использование истории становления и развития профессиональной самообразовательной деятельности учителя в системе высшего педагогического образования в Украине с учетом специфически региональных и конкретно-исторических условий. Характеристику роли самообразовательной деятельности учителя в системе высшего педагогического образования проведено на основе выделения следующих периодов: 1802-1917гг. - Период зарождения профессионального педагогического образования и самообразования как общественного явления, охватывающий аграрный (до 1861 г.) и индустриальный этапы развития общества; 1917-1928рр. - Период становления профессиональной самообразованию; 1929-1960гг. - Период развития отдельных компонентов профессиональной самообразованию учителя; 1961-1985гг. - Период зарождения новаторских элементов в профессиональной самообразовательной деятельности; 1986 - 2000 - период стабилизации профессиональной самообразованию.

Учредителями первого направления - гуманистического - принято считать древнегреческих ученых (Архидам, Сократа, Платона, Аристотеля, Аристоксена), которые исходили из того, что развитие мышления человека осуществляется качественно лишь в процессе самостоятельного совершенствования личности, а развитие его способностей - путем самопознания.

Идеи самостоятельной познавательной деятельности как средства развития человека были распространены в работах Ф.Рабле, М.Монтеня, Т.Мора, Т.Кампанеллы, Ж.-Ж. Руссо, Й.Г.Песталоцци, Ф.-А.Дистервега, Г. С.Сковороды, Н.И.Новикова и др..

Второе направление находятся в трудах Я. А. Коменского. Им разработаны организационно-практические аспекты привлечения личности к самопознанию. Предметом теоретического обоснования определенных положений выступает процесс преподавания (деятельность учителя) без достаточно глубокого исследования деятельности обучаемого. Это направление, получившее в литературе название дидактико-методического, развивается на протяжении многих веков и продолжает исследоваться современной дидактикой.

Характеристикой третьего направления - психолого-дидактического - есть самостоятельная деятельность личности как предмет исследования наряду с изучением педагогических средств и методов, с помощью которых она осуществляется. Это направление начало в трудах К.Д.Ушинского. Его психолого-дидактические идеи близки с положениями современной дидактики по вопросам природы самостоятельной деятельности.

На всех этапах проблема организации профессионального самообразования определялась и решалась в соответствии с конкретной исторической и социокультурной ситуации в государстве и прошла путь от зарождения самообразования как чисто социального явления (1802-1917гг.) К созданию системы специальной подготовки учителей к профессиональному самообразованию (1917-2000гг.). Такой вывод позволяет констатировать, что уровень экономических отношений в Украине и провозглашение правового государства требуют реформирования форм и методов самообразовательной деятельности учителя в новых социально-экономических условиях, направленных на возрождение нации через воспроизводства интеллектуального потенциала народа.

Самообразовательная деятельность будущих учителей - процесс, обусловленный организационно-педагогическими и социально-психологическими факторами, под воздействием которых будущий учитель может самостоятельно определять собственные образовательные цели и средства их достижения, на основе чего реализовать познавательные интересы и потребности, развить интеллектуальные и личностные качества. Подготовка будущих учителей к самообразованию должно осуществляться путем моделирования будущей профессиональной самообразованию, предполагает четкое упорядочение ее структурных компонентов и связей между ними через привлечение студентов.

Выводы.

Становление и развитие профессиональной самообразованию происходили на протяжении длительного исторического периода под влиянием изменений в обществе, системе образования в целом и профессиональной педагогическом образовании в частности. Проведенный историко-педагогический анализ свидетельствует, что на всех этапах проблема профессионального самообразования характеризовалась неравномерностью разработки ее отдельных структурных компонентов определялось конкретной социокультурной ситуацией в государстве, и прошла путь от зарождения самообразования как чисто социального явления (1802-1917 гг) для создания системы специальной подготовки учителей к профессиональной самообразованию (1917-2000 гг.). Цель индивидуализации профессиональной подготовки учителя в вузе, в частности в педагогических университетах - это не только достижение высоких результатов в усвоении знаний студентами, а развитие индивидуальных качеств, становления будущего учителя как личности. На сегодняшний день проблема индивидуализации недостаточно разработана и обоснована как в основной, так и особенно в высшей школе. Ряд важных аспектов этой проблемы остаются не освещены.

Литература

1. Пехота О.М. Индивидуальность учителя: теория и пратика: Учеб. - Метод. пособие / О.М.Пехота. - М.: Илион, 2011. - 272 с.

2. Педагогический словарь / Под ред. М.Д.Ярмаченка - К.: Педагогическая мысль, 2001. - 516с.

3.Практикум по педагогике: Навч.посибник / Под общ. ред. О.А.Дубасенюк, А.В.Иванченка. - М.: ИСДО, 1996. - 432 с. - (Авторские - С.91-101; 296-307). –109 с.

4. Роль самостоятельной учебной деятельности в подготовке будущих учителей к профессиональной самообразования / / Профессиональная подготовка педагогических работников: Науч.-метод.зб. / Под ред. О.А.Дубасенюк, Л.П.Пуховськои. - К. - М.: Житомир.держ.пед.ун-тет. - 2000. - С.254-262. –50 с.

5. Сидорчук Н.Г. Организация самообразовательной деятельности будущих учителей в процессе изучения педагогических дисциплин / / Проблемы образования: Наук. - Метод. сб. - М.: ИЗМН. - 1996. - Вып.6. - С.143-151. –38 с.

6. Сидорчук Н.Г. Некоторые пути совершенствования организации самообразовательной деятельности будущих учителей в современных условиях / / Проблемы образования: Науч.-метод. сб. - М.: ИЗМН. - 1998. - Вип.12. - С.116-126. –46 с.

7. Формирование воспитательных умений будущих педагогов / О.А.Дубасенюк, А.В.Иванченко, М.В.Левкивський, В.Е.Литньов, Н.Г.Сидорчук и др.. - М.: Житомир. гос. пед. ин-т, 1996. - 308 с. - (Авторские - С.187-202). – 94с.

8.http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskietekhnologii/library/samoobrazovanie-pedagoga

Просмотров работы: 1521