Коренное реформирование системы образования и, как следствие, преобразования, проводимые в системе высшей школы, актуализировали проблему физического воспитания студентов. Анализ здоровья и физической подготовленности молодежи показывает, что в настоящее время среди студентов растет заболеваемость, снижается уровень физической подготовленности студентов I курсов. Увеличивается численность студентов полностью освобожденных от занятий физической культурой по состоянию здоровья и количество занимающихся, отнесенных к специальной и подготовительной медицинских групп [2,4].
Выраженное ухудшение здоровья студентов требует поиска новых, действенных средств и методов для решения проблемы укрепления физического и духовного здоровья молодежи, формирования здорового образа жизни. Известно, что одним из определяющих факторов здоровья человека является его двигательная активность. Однако, как отмечают исследователи, наблюдается повсеместное снижение физической активности и наиболее резкое ее падение наблюдается в период от 15 до 25 лет [1,6].
В последнее время постоянно говорят о здоровье, как о важнейшей ценности, которая формируется под влиянием ряда социальных факторов, именуемых как здоровый образ жизни. На сегодняшний день специалисты здравоохранения считают, что здоровье человека на 50% зависит от здорового образа жизни, поэтому первоочередной задачей является сохранение и укрепление здоровья [3].
По выражению академика Н.М. Амосова "Чтобы быть здоровым нужны собственные усилия, постоянные и значительные, заменить их нельзя ничем".
Актуальная мотивация к здоровому образу жизни среди студенчества, формирование у них высокого поведенческого уровня по отношению к своему образу жизни. Студенты - это наше будущее, от которого зависит социально-экономическое благополучие нашей страны и здоровья населения в последующие годы.
Цель статьи. Проанализировать современное состояние ситуации сохранения здорового образа жизни студенческой молодежи и рассмотреть имеющиеся здоровьесберегающие технологии на примере психологической службы университета.
Объект - здоровый образ жизни.
Предмет - сохранение здоровой жизни студенческой молодежи с помощью здоровье сберегающих технологий.
В национальной Доктрине развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.
Знание и использование здоровьесберегающих технологий ведет к повышению профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений, преподавателей, кураторов, необходимых для успешного выполнения здоровьесберегающей деятельности с учетом новых условий, запросов и потребностей государства и общества в целом.
Понятие «здоровьесберегающих технологий» относится к качественной характеристики любой образовательной технологии, показывает, насколько решается задача сохранения здоровья преподавателей и студентов. Также здоровьесберегающей технологии можно рассматривать как совокупность тех принципов, приемов и методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаками здравоохранения [1,5].
Здоровьесберегающей технологией в образовательно-воспитательной среде высшей школы следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья студентов, учитывая важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения его влияния на здоровье данной группы лиц.
Главными направлениями здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений являются:
• рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями;
• проведение ежегодной диспансеризации студентов;
• рациональная организация двигательной активности студентов, включающая предусмотренные программой занятия физкультурой, динамические изменения и активные паузы в режиме дня, а также спортивно-массовую работу;
• организация рационального питания студентов;
• система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
• создание службы психологической поддержки студентов;
• организация доврачебного выявления факторов и групп риска девиантного поведения, в том числе употребления психоактивных веществ среди студентов (популяционный скрининг и мониторинг) с применением медико-технических технологий.
Существует несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Наиболее полная в образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н.К.Смирновым.
К первой группе относятся медико-гигиенические технологии. Это совместная деятельность педагогов и медицинских работников. Также в медико-гигиенических технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий.
Ко второй группе относятся физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ), которые направлены на физическое развитие. Реализуются на занятиях физической культуры и секциях на внеурочных спортивно-оздоровительных мероприятиях.
К третьей группе относятся экологические здоровьесберегающей технологии (ЕЗТ), которые направлены на создание природосоответствующем, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных отношений с природой.
К четвертой группе относятся технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Реализуют специалисты по охране труда, защиты в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители (учебных корпусов), инженерно-технические службы, пожарной инспекции и т.д.. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом, как сохранение жизни, требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий.
К пятой группе относятся здоровьесберегающих образовательных технологии (СВТ), которые делятся на три подгруппы:
• Организационно-педагогические (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления и гиподинамии и других дезаптационная состояний.
• Психолого-педагогические технологии (ППТ) связаны с непосредственной работой на уроках физической культуры. Сюда же входит и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса.
• Учебно-воспитательные технологии (НПО), которые включают в себя программы по обучению заботе о своем здоровье и формирования культуры здоровья студентов, мотивации их к ведению здорового образа жизни (ЗОЖ), предупреждения вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно -воспитательной работы со студентами после занятий.
Отдельное место занимают еще две группы технологий, которые в последнее время все чаще включаются в внеурочную работу вуза:
Социально-адаптирующие и личностно-развивающие технологии - формирование и укрепление психологического здоровья студентов, повышение ресурсов психологической адаптации личности (социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики).
Так, к социально-адаптирующих и личностно-развивающих технологий можно отнести психологическую службу поддержки студентов.
Такая служба должна осуществлять поддержку психологического здоровья студентов по нескольким направлениям:
1. Диагностика уровня психологического здоровья; уровня индивидуально-психологического развития.
2. Консультирование, направленное на сохранение и развитие психологического здоровья и индивидуально-личностных особенностей студентов.
3. Психокоррекция познавательных процессов, эмоционально-воловьей сферы, неблагоприятных форм поведения и конфликтных отношений в процессе адаптации студентов к обучению в высшем учебном заведении.
4. Учебно-методическая работа, включающая разработку и апробацию социально-психологических тренингов профессионально-личностного развития учащихся.
Для более полной организации работы по сохранению психологического здоровья студентов необходимо оборудовать кабинет психологической регуляции.
Кабинет должен быть оснащен специальным оборудованием, набором методик и программ:
- Проекционный устройство «Цветодин»;
- Прибор биологической обратной связи «рела»;
- Универсальный прибор «Активациометр АЦ-6»;
- Настенный ковер «Звездное небо»;
- Набор психодиагностических методик и психокоррекционных программ;
- Раздаточный материал (бланки, анкеты и т.п.);
- Библиотека психолога (не менее 50 наименований книг и журналов по психологии).
Занятия в кабинете психологической регуляции должны рассматриваться как самостоятельная реабилитационная процедура, способ подготовки к другим медико-психологических мероприятий.
Следовательно, такая психологическая служба должна в течение учебного года викоеуваты следующие задачи:
- Психологический анализ социальной ситуации в университете, выявление основных проблем, причин и средств их решения;
- Проведение мониторинговых исследований психологического здоровья студентов;
- Содействие адаптации студентов младших курсов к условиям обучения в вузе;
- Выявление плохо адаптированных студентов и психологическая помощь им;
- Консультирование преподавателей, кураторов по оказанию помощи студентам в адаптационный период;
- Оказание психологической помощи и поддержки студентам, находящимся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
- Осуществление коррекции асоциального поведения студентов;
- Организация информационных бесед, посвященных развитию и сохранению психического здоровья студентов.
Выводы. Непонимание благоприятного отношения к своему состоянию здоровья, невысокая мотивация к занятиям физической культурой, неразвитость навыков самоконтроля и во многом неадекватное восприятие состояния собственного организма приводят к формальному отношению студентов к своему здоровью, его сохранению и укреплению. В связи с необходимо обоснование содержания, средств и методов, способствующих эффективному формированию готовности студентов к здоровьесберегающей деятельности, и повышению уровня психологического здоровья.
Целесообразность внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс высших учебных заведений вызвана факторами риска нарушений здоровья у студентов. Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс высших учебных заведений способствует становлению и развитию психически, соматически, физически и нравственно здоровой личности.
Литературa :
Горелов, А.А. Анализ показателей здоровья студентов специальной медицинской группы / А.А. Горелов, ОГД. Румба, В.А. Кондаков // Научные проблемы гуманитарных исследований – 2008.- Вып.6.- С.28-33.
Дубровский, В.М. Лечебная физическая культура: учебник для вузов / В.М. Дубровский. – М: Владов,1998. - 608с.
Егорьев, А.О. Здоровье студентов с позиции профессионализма / А.О. Егорьев // Теория и практика физической культуры. – 2003. - №2 –С.53-56
Ильинич, В.И. Физическая культура студента / В.И. Ильинич. – М. : Гордорики, 2003. – 448с.
Лисицин, Ю.П. Слово о здоровье / Ю.Л. Лисицин. – М: Советская Россия, 1986. – 192с.
Организация и контроль в реабилитации здоровья студентов: учеб. Пособие / В.Ю. Волков – СПб.:Государственный технический университет, 1996. – 89с.