ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СРЕДНЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УКРАИНЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СРЕДНЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УКРАИНЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Быстрое развитие компьютерных технологий за последние несколько десятилетий, а также интенсивное использование в учебном процессе привели к значительным изменениям в системе образования, которые касаются не только ее структуры, методологии и технологии в процессе обучения, но и стратегической ориентации. Информатизация образования в Украине проходит как комплекс реформ, направленных на создание единой образовательной среды, отвечающей требованиям XXI века. Влияние информатизации на изменение целей и содержания образования ощущается в учебных заведениях опосредованно. Основными причинами являются не только отсутствие технической базы и экономических затрат, но и недостаточное концептуальная разработанность теоретических основ пользования информационно-коммуникационными технологиями в дидактическом процессе, иначе говоря, сложности методологического характера, связанные с созданием стандартов электронных учебных программ, новых методов и технологий, принципов подготовки педагогических кадров.

Именно поэтому на данный момент реформирования всех сфер образования в Украине актуальной становится проблема внедрения информационно - коммуникационных технологий в учебный процесс, разработка моделей и технологий, подходов к преподаванию иностранных языков в школах. Данные подходы предусматривают: во-первых, использование языка в реальном контексте, формирования функциональных умений и видов речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо), во-вторых, необходимость решения психолого-педагогических задач использования компьютерных средств в учебном процессе на основе соблюдения баланса между лучшими методами традиционного обучения и информационными технологиями, в-третьих, формирование дидактического информационно-обучающей среды.

Таким образом, актуальность работы обусловлена ​​недостаточным исследованием проблемы внедрения компьютерных технологий в учебный процесс.

Исходя из вышесказанного, мы определяем цели статьи - показать возможность использования компьютерных технологий в обучении иностранным языкам в средней общеобразовательной школе на современном этапе развития системы образования в Украине.

Большое количество разнообразных электронных учебно-методических материалов выдвигает необходимость их типизации и классификации. Как показывает анализ научных исследований указанной проблемы, нет единой общепринятой классификации электронных материалов, а в существующих классификациях заложены различия в зависимости от базовых критериев, заложенных в их основу.

Так, Зайнутнидова Л.Х. выделяет три вида компьютерных обучающих продуктов в зависимости от их назначения [5]:

1) педагогические программные средства (ППС);

2) информационно-поисковые справочные программные системы (ИПСПС)

3) учебные программные системы (УПС).

Срок ППС прочно утвердился в педагогической литературе благодаря трудам И.В. Роберт. На основе определения в ППС понимаем компьютерные обучающие программы равно целевого назначения: сервисные, контролирующие, тренажерные, моделирующие, демонстрационные и другие.

К ИПСПС относятся базы данных и базы знаний. УПС отличаются тем, что предлагают пользователю комплекс возможностей. К этому типу электронных методически учебных материалов входят: автоматизированные обучающие системы, электронные учебники и пособия, экспертные обучающие системы, интеллектуальные обучающие системы.

Специфика методики обучения иностранным языкам состоит в дифференцировании и интеграции обучения учащихся в формировании речевых навыков (орфографических, фонетических, лексических, грамматических) и речевых умений (говорение, аудирование, чтение, письмо). Поэтому необходимо проанализировать дидактические особенности использования ИТ в процессе изучения иностранного языка в школе.

Организация работы с фонетическим материалом обеспечивает активное привлечение артикуляционно-моторной памяти, что, по мнению Пасова Ю.И. [6, с.39], является главным условием эффективного запоминания языкового материала, поскольку реальное усвоение начинается с имитации, а не со слушания. При записи собственного высказывания ученик имеет возможность сопоставить свою мимику и жесты с соответствующими действиями диктора или персонажей на экране компьютера. Этот прием обеспечивает предоставление высказыванию психологического и эмоционально положительного, личностной окраски и, таким образом, стимулирует функцию артикуляционно-моторной памяти.

Применение компьютера при изучении лексических единиц (ЛЕ) позволяет формировать графический образ слова одновременно с его звуковым и моторным. На этапе показа на экране появляются ЛЕ с соответствующими изображениями. Одновременно с графическими изображениями ученики имеют возможность прослушивать ЛЕ; письменная фиксация лексики способствует укреплению связей слов. При работе на компьютере учитываются индивидуальные особенности каждого ученика: те из них, у кого больше развита слуховая память, прослушивают то или иное слово необходимое количество раз, а школьники с преобладающей зрительной памятью больше обращают внимание на графическую форму слова. Использование технологий приносит определенные удобства и для учителя, поскольку он не имеет возможности принести в школу все нужные ему предметы, а их наглядное изображение требует больших затрат времени.

Основной целью обучения грамматике иностранного языка в средней школе является формирование у учащихся грамматических речевых навыков как одного из важных компонентов речевых умений. Большое значение имеют грамматические структуры. Именно во время ознакомления с ними главное внимание нужно сосредоточить на их функциональной направленности, а потом уже на форме. При этом необходимо использовать типовые речевые ситуации, противопоставляя их ранее усвоенным структурам, и обеспечить правильное произношение.

Компьютер позволяет выполнять следующие операции со структурами активного грамматического минимума:

1. Демонстрация ряда ситуативно обусловленных высказываний с данной структурой: компьютер озвучивает предложения, а учащиеся должны найти подходящий рисунок, или само предложение и сказать его.

2. Построение высказываний данной структуры в предложенных ситуациях: ученики видят рисунок, у которого есть речевой образец, который они должны проговорить, или вопрос, на который нужно дать ответ, используя варианты, представленные на экране.

Объясняя новый материал, учитель знакомит детей с грамматическими единицами пассивному минимуму. Целесообразно использование компьютеров, на экранах которых изображены грамматические таблицы, схемы, учитель вместе с учениками может варьировать или изменять в зависимости от потребностей. После этого начинается автоматизация действий учащихся с новыми структурами, главной целью которого является сформировать качества навыков, как автоматизированность и гибкость.

Вербальное общение с помощью информационных технологий (ИТ) ставит перед лингвистами и методистами ряд вопросов, связанных с возникновением особого вида языка виртуального общения, специфика которого, по мнению Потаповой Р.К. [7; с.318], не вызывает сомнения. Проанализировав много трудов, исследовательница представляет типологию виртуальных текстов в сети Интернет:

1) подготовлены и отредактированы тексты: сетевые версии книг, газет, журналов;

2) неподготовленные, спонтанные высказывания в различных чатах, где преобладает разговорно-бытовой стиль непринужденного общения, на который повлияла специфика обмена репликами в письменной форме. Возникла новая форма речевого взаимодействия - симбиоз письменной и разговорной речи. Потребность полноценного общения в Интернете причиной возникновения новых знаковых систем (так называемых смайликов с помощью которых можно было бы выразить довольно разнообразную гамму чувств).

3) форумы, гостевые книги, конференции - система общения, сочетающий в себе черты делового и повседневного общения.

4) реклама в Интернете (объявления, предложения).

5) электронные письма.

Данная типология текстов предполагает учет лингвистических особенностей текста каждого типа. Бесспорно, научить учащихся всему диапазону особенностей виртуальной коммуникации невозможно в пределах школьного курса, но ознакомить с основными элементами этикета и лингвистики виртуального общения вполне реальная задача.

Обучение устного общения возможно путем организации видеоконференций, телемостов, синхронного звукового общения, однако она предусматривает привлечение высококачественной современной техники, которой редко оснащают компьютерные кабинеты в общеобразовательных школах. Приложения осуществляют попытку организации устного общения в условиях обучения, но основным признаком таких попыток является ограниченность содержания и хода диалога заранее заложенным в базу данных программы диапазоном реплик машины-собеседника. Кроме ограниченности содержания диалога, характерными признаками в компьютерных программах являются:

1) асинхронность речи;

2) отсутствие изображения собеседника;

3) подготовленность и предсказуемость ходу разговора, что редко встречается в реальном общении.

Обучения аудированию в школьном курсе иностранного языка предусматривает формирование умений распознавания аутентичной иноязычной информации из разных источников и разного коммуникативного назначения. Реализацией указанных задач можно достаточно эффективно осуществлять с помощью ИТ. Перечислим возможности

1) использование аудиотекстов с последующей проработкой содержания прослушанного;

2) использование аудиотекстов одновременно с представлением текста аудиоматериала на экране компьютера;

3) использование видеоматериалов с последующей проработкой содержания услышанного или увиденного.

Преимущества использования ИТ при обучении чтению заключаются в возможности выбора различных заданий и упражнений к тексту; в наличии обратной связи; использования визуальных опор, выполнение гибких манипуляций с текстом; варьировании скорости подачи текста для чтения и т.д.. Основываясь критерий вида технологии выполнения, задачи можно разделить на следующие группы:

1) предварительное чтение печатного текста и работа на компьютере над материалом;

2) непосредственная работа с освещаемые на экране текстом (редактирование, замена, перестановка изъятия отдельных частей);

3) представление текста на экран и работа над его материалом в следующих упражнениях;

4) высвечивания текста (на некоторое время) с последующим уборкой с экрана некоторых его частей и задачам на восстановление пропущенного;

5) восстановление или генерирования текста на основании предварительной работы с ним.

Усовершенствование изучения иностранного языка происходит за использование компьютерных обучающих программ, а именно систем мультимедиа. Эффективны программы Platinum English, Learn to speak English. Multimedia teacher (Великобритания) и Children's Encyclopaedia. Современные компьютерные технологии позволяют учителям не обладающих специальными навыками, самостоятельно создавать учебные программы. Также телекоммуникационные технологии помогают улучшить коммуникативные способности, повысить мотивацию и заинтересованность в обучении. Именно при использовании сети Интернет в международных конференциях ученики имеют возможность общаться с носителями языка и больше узнать о социокультурная среда страны, обменяться опытом, эмоциями и впечатлениями.

Таким образом, наиболее положительными факторами использования ИТ в формировании иноязычных коммуникативных умений является их информативность и весомая роль в повышении уровня мотивации. Для таких занятий характерны самостоятельность учащихся в выборе материала, их активность и заинтересованность. С помощью ИТ можно пользоваться различными базами данных и энциклопедиями, непосредственно общаться с носителями языка в Интернете, несмотря на расстояние.

Компьютерные технологии являются эффективным средством для изучения иностранного языка. На данный момент теоретическая и программная база является достаточно обеспеченной, что способствует дальнейшему улушению учебной деятельности в средней общеобразовательной школе.

Литература

1. Романенко Я. Використання мультимедійних технологій у вивченні англійської мови [Текст]/ Я. Романенко// Комп’ютер у школі та сім’ї: науково - методичний журнал. ― 2004. ― №2. ― с. 41-43.

2. Потужня Н. Використання новітніх інформаційних технологій при навчанні англійської мови [Текст]/ Н. М. Потужня// Англійська мова та література. ― 2003. ― №11. ― с. 1-2.

3. Красновский Г. Мультимедийные программные продукты по английскому языку [Текст]/ Г. Красновский// Информатика и образование. ― 2003. ― №3. ― с. 67-69.

4. Волканова Т.В. Англійська у світі інформаційних технологій. Програма спецкурсу// Іноземні мови у навчальному заладі. ― 2010. ― №5. ― с. 11-19.

5. Зайнутнідова Л.Х. Компютерні технології. ― К: 2007. ― с.28-34.

6. Пасова Ю.І. ― с. 39-44.

7. Потапова Р.К.

Просмотров работы: 1465