ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Объективной потребностью современного общества является поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса в школе. Современный выпускник школы должен обладать не только определённым обьёмом знаний, но и владеть умениями и навыками, позволяющими осуществлять учебную и трудовую деятельность, а также обладать современными ценностями, ориентациями и опытом творческой деятельности, уметь пользоваться новыми технологиями, быть готовым к межличностному, межкультурному сотрудничеству как внутри своей страны, так и на международном уровне. Перед современной школой стоят задачи, связанные с созданием условий для интеллектуального развития учащихся, воспитания в каждом школьнике потребности в самообразовании, самовоспитании и саморазвитии. Система урочной и внеурочной работы в школе по всем учебным дисциплинам направлена на решение указанных задач. В этом плане большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом обладает иностранный язык. В современной методике преподавания этого предмета основной упор делается на развитие умения общаться, на формирование коммуникативной компетенции.

Владение иностранным языком – это средство, с помощью которого человек получает возможность не только обогатить свой культурный уровень, свою способность мыслить, творить, но и возможность оценивать чужую мысль и выражать своё отношение к чужой культуре, чужому творчеству, ранее нам во многом недоступному. Вот поэтому из числа способов овладения иностранным языком предпочтение отдаётся тем методикам, которые, прежде всего, обладают развивающим потенциалом. Коммуникативно-ориентированный подход в обучении является на сегодняшний день самым востребованным и приоритетным. В настоящее время создана солидная теоретическая основа коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам в контексте диалога культур, разработаны методические технологии для реального воплощения коммуникативно-деятельностного и социокультурного подходов (И. Л. Бим, Е. И. Пассов, Е. С. Полат, В. В. Сафонова) [4, 17].

Существуют различные теории и модели коммуникативной компетенции. Я. М. Колкер придерживается сознательно-коммуникативного метода, основанного на идеях развивающего обучения. Сознательность и коммуникативность предполагают друг друга. От коммуникативной ситуации во многом зависит набор компонентов умений, реализуемых в каждом конкретном случае. Следовательно, сознательно-коммуникативный метод предусматривает не только тщательный отбор коммуникативных ситуаций, но и осознание со стороны учащихся. Эффект обучения выражается не в количестве выученных слов, грамматических правил, но и в развитии личности, а это достигается только тогда, когда ученик в процессе речевой деятельности реализует какой-то свой жизненный опыт, приобретает для себя что-то новое, переходит на более высокий уровень понимания и оценки событий. Немаловажную роль здесь играет роль учителя, который выступает уже в роли консультанта, советника, который организует ход событий на уроке, помогает ученику самому найти путь к овладению нужной информацией. Так реализуется личностно-ориентированный подход в обучении. Использование таких технологий способствует устранению психологических барьеров, создаётся побуждающая к творчеству обстановка.

В методике преподавания иностранных языков в настоящее время всё острее встаёт вопрос заинтересованности учащихся в учебном процессе, в их реальном участии в различных мероприятиях во время урока и во внеурочное время. Многие известные психологи, занимающиеся исследованиями детской психологии, такие, как Запорожец, Леонтьев, Эльконин, считают игру ведущей деятельностью детей школьного возраста. Автор пособия «Have Your Fun» И.И. Кашманова утверждает, что игры на уроках иностранного языка предназначаются для того, чтобы не посещало нас настроение, определение которому в русском языке состоит из пяти букв (скука), а по-английски это звучит примерно так: «I am bored» [3, 34].

Использование игровых методов на уроке – очень эффективный метод обучения, позволяющий повысить мотивацию, снизить утомляемость и в то же время увеличить темп ведения урока. Игра – это инструмент, активизирующий мыслительную деятельность учащихся. Она позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным. Использование на уроке различных игр способствует овладению языком в занимательной форме, развивает память, внимательность , сообразительность, поддерживает интерес к изучению иностранного языка. Игра предполагает активное участие всех обучающихся. Такая деятельность доставляет удовольствие. Обучение наиболее эффективно в атмосфере, свободной от напряжения. Во время игры роль учителя очень важна и многогранна. Так, учителю приходится играть роль организатора, наблюдателя, ресурсного центра, партнера по общению. Учитель должен переходить от группы к группе, замечая ошибки, с тем, чтобы после игры или на следующем уроке приступить к работе над ошибками, но не перебивать и не исправлять (иначе ученик теряет не только основную мысль высказывания, но и желание продолжать беседу); снабжать необходимой информацией.

Игра позволяет охватывать учащихся с разным уровнем обученности и разными способностями. Словом, игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил.

Литература:

1. Гаврилова О.В. Ролевая игра в обучении иностранному языку /О.В. Гаврилова // English («Первое сентября»). – 2008. – № 1. – С. 7-8.

2. Галочкина Л.Н. Игровые методы на уроках английского языка // English («Первое сентября»). – 2010. - № 9. – С. 8-10.

3. Давыдова З.М. Игра как метод обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2010. - № 6. – С. 34-38.

4. Ефременко В.А.Проект как метод реализации коммуникативного подхода в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. – 2011. - № 5. – С. 16-21.

5. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. – СПб. : КАРО, Мн. : Издательство «Четыре четверти», 2006. – 192 с.

6. Яковлева Т.И. Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка // English («Первое сентября»). – 2010. - № 3. – С. 4-5.

Просмотров работы: 2123