Анализ последних исследований.
Исследования в области групповой работы учащихся проводили такие ученые и учителя, как Поваляева М.А. и Лукина Г.Н, Е.Б.Фортуна, Крехтунова Н.Г. и другие.
Эрленбуш Н.Ю, известный педагог и воспитатель, считает, что одним из самых важных аспектов работы детей в группе является способность учителя к нестандартному мышлению и умение мыслить образно, продумывая наперед ход развития событий. В своих работах Н.Ю. Эрленбуш описывает пример урока, где дети работают в группах, что является хорошим образцом для молодого учителя, который не знает с чего начать урок с такими видами работы.
Врач-психиатр, психотерапевт Пережогин Л.О обобщил в своих трудах основные концепции и правила создания комфортной для учащихся работы в группах с психологической точки зрения. Особый акцент автор статьи ставит на том, все участники группы должны быть примерно одинаковы не только по возрасту, но и по уровню развития речевых навыков, мотивируя это тем, что в противном случае ребенок будет чувствовать себя некомфортно [Десеев Л. «Психология малых групп»]
В своем мастер-классе "Работа в группе как форма успешной деятельности учащихся на уроке" Трошина Н.Я. обозначает, что такая методика обучения способствует развитию у ребенка таких важных качеств, как взаимодействие с коллегами, формирование умения и навыков групповой работы, повышения работоспособности каждого ученика. Трошина Н.Я. пришла к такому умозаключению посредством долгой и плодотворной практики.
Основное изложение. Обсуждая проблему качественного обучения детей, ученые все чаще обращаются к методу групповой работы среди сверстников. В этом есть ряд преимуществ. Одним из них есть то, что ребенок, который раньше был негативно настроен на поглощение знаний, видит, что другие дети проявляют инициативу в этом плане. Таким образом он осознает, что у него есть проблема, и с ней надо бороться. А так, как дети сами по себе очень остро чувствуют превосходство своих сверстников, то начинают прикладывать для решения проблемы максимум усилий, во время данного вида деятельности сильные ребята помогают более слабым. Каждый чувствует ответственность не только за себя, но и за всех участников группы.
Для того, чтобы качественно организовать работу в группах, учителю нужно быть креативным и хорошим психологом. Например, он должен знать, что группы по уровню развития в целом должны быть примерно одинаковы, ведь если одна будет преобладать, то это будет нелогично, дети с других групп будут чувствовать себя ущемленными. Если ребенок будет постоянно учиться, работая в группе, а она, в свою очередь, будет отставать по интеллекту от других, печальные последствия неизбежны. Напротив, если ребята умственно сильные, им будет не интересно соперничать с более слабыми, и тогда они потеряют мотивацию к учебе.
Как отмечают исследователи, одним из главных преимуществ данного вида обучения есть то, что он позволяет научиться находить компромиссы со сверстниками и учиться договариваться. Дети часто ссорятся между собой, выясняя отношения. Практика работы в группах позволяет сократить конфликты в классе, или вывести их на более высокий уровень – интеллектуальный, обоснованный не на физической силе, а на доказательствах.
Данная методика учит также работать в коллективе, а это очень ценится в современном обществе, так как оно практически построено на коллективном труде и требует от человека умения общаться с людьми, функционировать в социуме и быть его полноценной ветвью. Например, сценаристы, пишущие интересный сюжет к спектаклю, креативный директор, PR-менеджер, и генеральный директор компании, которые решают, как назвать новую марку автомобиля, работают в группе, решают вопрос путем аргументов, доводов, разумного спора и умозаключений на основе вышеперечисленного. Именно поэтому столь важно для ребенка приучаться работать среди других, работать с другими, так похожими на него.
Существует много разных методик работы в группах, разработанных педагогами из разных стран: «Работа в парах», «Мозговой штурм», «Снежный ком», «Метод «Дельфи»», «Прием «Зигзаг» (Метод пилы)» и др.. Каждая методика по-своему хороша и дает определенные плоды в форме знаний. Нельзя сказать, что одна методика эффективнее другой. Рекомендуется применять их поочередно, но не зацикливаться на какой-то определенной. Преимущества такого подхода заключаются в том, что ребенку будут нравиться все новые виды деятельности, и в то же время мозг его не будет уставать, и намного эффективнее усваивать новые знания.
Вывод. Воспитание ребенка – одна из самых древних, но и самых трудных наук на нашей планете. Использование креативных методов воспитания с применением новых технологий, одной из которых является работа в группах, даст нужный результат: реализацию принципа деятельности; формирование мотивации учения и обучения; всеобщий, всеохватывающий контроль знаний; психологический комфорт в учебном коллективе; единство воспитания и обучения.
Литература
Лийметс Х.Й. «Групповая работа на уроке».
Цукерман Т.А. «Зачем детям учиться вместе».
http://www.kmspb.narod.ru/posobie/zigzag.htm.