ПУТИ ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Шахирева Н.В., Серебрянский А. Д.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность исследования

Формирование творческой личности в нашем современном и бурно растущем мире крайне необходимо, так как мы сейчас твёрдо знаем, что именно творческий подход к делу сейчас востребован.

Актуальность темы исследования определяется в первую очередь особой значимостью феномена творчества как одного из фундаментальных факторов развития общества и культуры. Уровень развития творческого начала в человеке во многом определяет динамику становления общественных отношений. В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание здорового, всесторонне развитого, высоконравственного человека. Социально-экономические преобразования диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

Цель исследования: рассмотреть пути формирования творческой личности, как одной из ключевых задач современной педагогики.

Чтобы усвоить материал, который предоставляется ребёнку, нужно усвоить несколько принципов, чтобы знать в какое русло направить его бурную энергию:

а) познание – знакомство с идеей, проблемой;

б) восприятие – сопоставление нового со своим опытом, переработка информации;

в) усвоение – сопоставление собственного опыта с опытом окружающих, установление причинно-следственных связей, рассмотрение существующих средств, методов, желание усовершенствовать то, что уже имеется;

г) влияние – выбор средств, методов нового действия, реализация, сравнение результатов личностного влияния.

Творческая личность – это креативная личность, которая впоследствии влияния внешних факторов приобрела необходимых для актуализации творческого потенциала человека дополнительных мотивов, личностных задатков, способностей, которые влияют достижению творческих результатов в одном или нескольких видах творческой деятельности.

Основное изложение

Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мировоздания, способность находить выход из сложных жизненный ситуаций) – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. И хотя в народе говорят: «Век живи – век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому.

Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Понятие “личность” занимает самое высокое положение в иерархии терминов, характеризующих индивидуальность. “Личность человека, указывал И. П. Павлов, определяется как биологической наследственностью, так и средой. Сила нервной системы (темперамент) – прирожденное свойство, характер (форма поведения) во многом состоит из приобретенных привычек” .[1]

Особым образом следует отметить, что проблематика творческой активности личности частично находит свое отражение в других областях знаний, изучающих различные ее аспекты: философии, культурологии, инноватике, педагогике. Несмотря на то, что различные аспекты творчества в этих дисциплинах получили определенное изучение и значение, все же социологическая проблематика остается отрывочной и мало заметной в общем потоке дисциплинарных исследований, что повышает актуальность выделения социологической тематики в самостоятельное направление. [2]

Психолог Я.Пономарев, широко трактуя понятие "творчество" определял это понятие как "механизм продуктивного развития" и не считал "новизну" решающим критерием творчества [4].

На начальных этапах организации учебно-творческой деятельности наиболее эффективными являются методы проблемного обучения как дидактической системы. Проблемное преподавание, которое осуществляет сам педагог, обучает учащихся способам мышления при решении поставленных проблем. Частично поисковый метод или эвристическая беседа завлекает учащихся к самостоятельному потоку решения задачи или примера. При этом важны характер и форма вопросов, которые учитель предлагает детям. Анализ школьной практики показывает, что в общем 99% вопросов, которые предлагают учащимся, требуют лишь изложения материала учебника, хотя такие вопросы необходимы, когда проводят контрольную проверку осознания изученного учебного материала. Понятно, что во время эвристической беседы сложные вопросы достаточно предлагать успевающим учащимся не лишая возможности ответить и другим учащимся. Простые вопросы следует предлагать слабым учащимся, чтобы привлекать их к процессу коллективного поиска решения составной задачи.

По мнению И.Я.Лернера, исследовательский метод является основным методом обучения творческой деятельности. В частности он определяет: "Когда называем его основным, то имеем в виду невозможность замены его другими для усвоения опыта творческой деятельности, на общественно необходимом уровне" [3]. Характеризуя исследовательский метод, автор указывает на то, что он, даже при его простых вариантах предусматривает готовность учащегося "к целостному решению проблемной задачи, то есть к самостоятельному поиску всех этапов исследования" [3]. Лернер замечал, что "соответственно к закону поэтапного усвоения любого нового и сложного содержания, опыт творческой деятельности поддается усвоению только поэлементно и пооперационною". На основании текста изложенного автором я могу сказать, что такое поэлементное усвоение в значительной мере обеспечивает эвристическая беседа.

Вывод

Просмотр и анализ данной статьи при её максимальной значимости, позволяет полнее осмыслить результат собственной деятельности. В наше время эта тема очень актуальна, так как мы остро нуждаемся в знании и понимании того, что вместе с развитием ребёнка к нему нужно менять подход, а благодаря развитию творческого начала это сможет развить его скрытые возможности, и придаст новый виток в развитие его как личности.

Литература

1. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной

деятельности (поведения) животных. М.: Наука, 1973. С.531

2. Степин B.C. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция. - 2000. С.24-36

3. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978, с. 127

4. Некрасова О.А. Роль критериальных задач в формировании приемов эвристической деятельности у младших школьников. // Начальная школа плюс До и После.-2004, с. 24-30

Просмотров работы: 3360