ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПО МЕТОДИКЕ МАРИИ МОНТЕССОРИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПО МЕТОДИКЕ МАРИИ МОНТЕССОРИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность проблемы исследования. Актуальность проблемы заключается в том, что современная педагогика основана на личностном подходе воспитания ребёнка. Полностью «метод Марии Монтессори» использовать в современном процессе обучения – невозможно, так как в классах большая численность детей и не хватает материального обеспечения для каждого ребёнка на занятиях и уроках. Поэтому можно использовать отдельные элементы и внедрять их в современную педагогику.

Фаусек считает, что основным принципом, развития ребенка по методике Монтессори, является некоторая вседозволенность. По сути все сводится к развитию у ребенка самостоятельности. Ребенку разрешается все, что не мешает другим и не приносит вреда здоровью. И, надо признаться, что в этом есть некий смысл. Но надо заметить, что занятия по методике Монтессори подойдет далеко не каждому ребёнку, поэтому к выбору методики раннего развития, надо подходить строго индивидуально.

Ценность и значимость «метода Монтессори» была принята еще ее современниками, что определило интерес к нему как со стороны известных зарубежных (George A., Fisher D.C., McClure S.S., Tozier J., Ward F.E. и др.), так и отечественных исследователей (Сухотина Т.Л., Таубман В.В., Тихеева Е.И., Фаусек Ю.И. и др.), а также признание мировым образовательным сообществом и появление международной педагогической организации по изучению и распространению авторской концепции.

В работах Бауэра В.Э., Богуславского М.В., Вульфсона Б.Л., Джуринского А.Н., Капрановой В.А., Корнетова Г.Б., Литвина Л.Н., Мальковой З.А., Сорокова Д.Г., Сороковой М.Г. отмечается, что к настоящему моменту накоплен значительный опыт по внедрению «Монтессори-педагогики» в образовательные системы различных стран и геополитических регионов. Особую значимость приобретает выявление общих закономерностей и специфических особенностей, присущих данному процессу. Подобный анализ позволит учесть позитивный опыт и избежать возможных ошибок в последующем применении инновационных педагогических систем, доказавших свою ценность и получивших мировое признание.

Цель исследования: определить особенности раннего воспитания детей по методике М. Монтессори.

Изложение основного материала. Учёные сходятся во мнении, что основные принципы и положения методики Монтессори состоят в следующем: обучение в форме игры и самостоятельная работа над упражнениями; внимательный и индивидуальный подход к каждому ребенку; дети развиваются каждый в своем ритме, самостоятельно подбирают дидактические игрушки и регулируют продолжительность занятий; создание специальной развивающей среды Монтессори, где дети могут и хотят проявлять свою индивидуальность; роль педагога по методике Монтессори не обучать, а руководить самостоятельной деятельностью ребенка ; ребенку позволяется самому найти и исправить свои ошибки; материалы и методика Монтессори помогает развивать память, внимание, творческое и логическое мышление, воображение, речь и моторику; коллективные игры и занятия помогают освоить навыки общения, бытовой деятельности, развивают самостоятельность детей;

Работая с детьми, она постепенно пришла к выводу, что ребенок сам является творцом своей личности, что в нем самом заложено стремление и энергия к саморазвитию. Задача взрослого - только помочь ребенку действовать самостоятельно. Для этого необходима специальная среда и подготовленный учитель (взрослый), уважающий личность ребенка. Мария Монтессори, болея всей душой за ребенка, стремится объяснить, что дети - другие. Только признав это, взрослые могут пытаться избежать конфликтов с детьми и всевозможных отклонений от естественного пути развития ребенка, а в конечном итоге и всего человечества.

В контексте нашего исследования ценным является то, что методика Монтессори имеет свои плюсы и свои минусы, забывать о которых не стоит. И если ее плюсы вполне очевидны, то можно обозначить и минусы, которые скрыты и невидны при поверхностном ее рассмотрении.

Большой минус методики Монтессори в том, что основное внимание отдается развитию у ребенка логики и аналитических способностей, а на творчестве, можно сказать, ставится крест. Поэтому, мы считаем, что эта методика не совсем подходит для развития «наших детей» в нашей стране, многие из которых, рождены думать и мыслить творчески, и которых, нельзя «тупо» вгонять в рамки логики.

Еще одним серьезным минусом, можно считать полный отказ от ролевых игр, которые полностью заменены развивающими. Возможно это связано с тем, что все-таки изначально, методика Монтессори разрабатывалась для умственно отсталых детей, мы предполагаем , что не стоит забывать об этом. Кроме того, стоит учесть, что многие школы, работающие по методике Монтессори, которых становится все больше и больше, не имеют педагогов прошедших специальное обучение. Надо признать, что методика Монтессори, воспринимается людьми далеко не однозначно, и если некоторые считают её идеальной для воспитания, то есть и те, которые являются ее ярыми противниками.

Вывод. Педагогика Монтессори – это не только проверенные временем методики, дающие потрясающие результаты, но и возможность глубже понять себя и ребенка, проявить в полной мере уважение и любовь к маленькому человеку. Эта методика позволяет не только раскрыть способности ребёнка, но и благодаря свободному воспитанию ребёнок раскрывается как личность.

Используемая литература :

1. Фаусек Ю.И. Детский сад Монтессори. опыты и наблюдения в течение двенадцатилетней работы в детских садах по системе Монтессори. - 2-е изд. - М.: Гос.изд., 2003. - 224 c.

2 М. Монтессори. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в домах ребенка. - М.: Тип. госснаба, 1993. - 168с.

3. Фаусек Ю. Педагогика Марии Монтессори. - М.: Генезис, 2007. - 368 с.
Просмотров работы: 2314