На современном этапе развития педагогической науки актуальна личностно-ориентированная парадигма исследований, и в образовательной практике идеи гуманистической педагогики ждут своей реализации. В обществе востребованы такие личностные качества как: целеустремленность, самостоятельность, креативность, способность к самосовершенствованию, развитию и др., что отражено в нормативных образовательных документах.
Анализ последних исследования
Образовательный процесс ранее основывался на идее педагогического управления: формирования, коррекции личности «извне», без достаточного учета и использования субъективного опыта ученика, его личностных свойств, творческого потенциала. Сегодня личностно-ориентированное обучение рассматривается учеными как альтернатива традиционной системе образовательной деятельности. Школа осваивает новые модели обучения. Учитель работает в ситуации выбора, поэтому необходим творческий подход и самостоятельность в организации учебного процесса.
Изучение историко-философского наследия позволило установить, что идея творческого развития рассматривалась в трудах античных философов (Гераклит, Платон, Сократ и др.). Анализ процесса самореализации человека в творческой деятельности находим у деятелей эпохи Просвещения (А.Вольтер, К.Гельвеций, Ж.-Ж. Руссо) и в трудах отечественных философов конца 19 - начала 20 века (М.М. Бахтин, H.A. Бердяев и др.).
Теоретической основой личностно-ориентированного подхода к образованию являются ведущие идеи гуманистической психологии, теории самоактуализации личности А.Маслоу [1] и клиентоцентрированная терапия К.Роджерса [2]. Жизнь человека можно понять, лишь приняв во внимание его наивысшие стремления – профессионально-личностный рост, самоактуализацию, стремление к здоровью, саморегуляции, эффективному функционированию, поиск идентичности и автономности.
Педагогическая наука воплотила идею творческого саморазвития (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци); в отечественной педагогике
(К.Д. Ушинский); в антропологическом направлении начала
XX века (П.П. Блонский, К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптерев и др.).
На современном этапе развития науки сложились объективные предпосылки, способствующие теоретическому и практическому осмыслению проблемы творческого развития учащихся в дидактическом процессе:
• разработаны психологические аспекты творчества (JI.C. Выготский,A.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн и др.);
• исследуются сущность и структура творческого потенциала личности учащегося (Г.С. Альтшуллер, В.И. Гинецинский, В.А. Моляко,B.Э. Чудновский и др.);
• разрабатывается идея творческого саморазвития личности (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др.), которая на междисциплинарном уровне представлена отечественными учеными (В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская, И.С. Кон и др.);
• изучается развитие школьника в учебной деятельности (В.В. Давыдов, Г.И. Щукина, И.С. Якиманская и др.);
• исследуется творческое начало в обучении (Д.Б. Богоявленская, В.Б. Бондаревский, А.П. Галин, Г.А. Ушаков и др.).
Идеи гуманистической педагогики реализуются в личностно-ориентированных технологиях (Н.М. Александрова, В.М. Монахов, Г.К. Селевко и др.). Инновационные школы создают образовательные системы, творчески развивающие учащихся (Г.С. Альтшуллер, В.И. Андреев, В.С.Библер и др.).
Методологическое значение для исследования имеет теория.и практика индивидуализации обучения. Ученые рассматривают ее как динамично развивающуюся и целостную систему, охватывающую все стороны, учебной деятельности (A.A. Кирсанов, Г.С. Трофимова, И.Э. Унт и др.)
Основное изложение
На моё мнение результаты исследования проблемы творчества, полученные психологической наукой, подготовили основу для педагогической концепции творческого развития личности учащегося. Педагогика, отделившись от философии в XVII веке, обращается к идее творческого развития. Одним из первых признает саморазвитие личности Я.А. Коменский, обосновавший принцип природосообразности: природное в человеке обладает самодеятельной и самодвижущей силой. Творчество рассматривается как процесс реализации сущностных сил человека, при котором осуществляется самосозидание, самореализация и безграничное развитие
В системе педагогических взглядов JI.H. Толстого, убежденного в изначальном совершенстве человека, идеи уважения к личности ребенка, необходимости развития в нем активности и самотворчества являются центральными .
Свободное воспитание, по убеждению К.Н. Вентцеля, есть содействие саморазвитию и формированию творческой личности - индивидуальности. Для него личность — это человек, обладающий изначально способностью к творческому развитию, а внешнее воздействие лишь пробуждает дремлющие в самом ребенке творческие силы, содействует их освобождению для творческого саморазвития .
С.И. Гессен рассматривал личность как результат собственных усилий человека. Он подчеркивал, что личность никогда не дается готовой, она созидается, обретается только через работу над сверхличными задачами, и это всегда творческий процесс. Воображение человека, его чувства, ум должны быть направлены на путь творчества и свободного самоопределения. В этой логике образование есть «обретение способности творить» .
Основоположник гуманистической педагогики В.А. Сухомлинский утверждал, что основа творческого развития личности кроется в природе самого человека, его стремления к совершенствованию[3]. Во второй половине XX в. образование рассматривается как многогранный и многоаспектный процесс, который личностно ориентирован, предполагает субъектную позицию личности и максимально приближен к творческому процессу. Обосновывается связь образования с развитием творческого потенциала личности, исследуется взаимодействие процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя .
Вывод
Результаты исследования проблемы творчества, полученные психологической наукой, подготовили основу для педагогической концепции творческого развития личности учащегося. Педагогика, отделившись от философии в XVII веке, обращается к идее творческого развития. Одним из первых признает саморазвитие личности Я.А. Коменский, обосновавший принцип природосообразности: природное в человеке обладает самодеятельной и самодвижущей силой. Творчество рассматривается как процесс реализации сущностных сил человека, при котором осуществляется самосозидание, самореализация и безграничное развитие.
Литература
1.Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. Тексты.-М.: Изд-во МГУ, 1982.
2. Роджерс К. К науке о личности. История зарубежной психологии. Тексты.-М.: Прогресс, 1986.
3. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.- М., 2000