Современный выпускник школы должен быть готов к полноценной творческой деятельности в современном информационном обществе. Он должен обладать не только определенным объемом знаний, но и владеть умениями и навыками, позволяющими осуществлять учебную и трудовую деятельность, а также обладать современными ценностями, ориентациями и опытом творческой деятельности, уметь пользоваться новыми технологиями, быть готовым к межличностному, межкультурному сотрудничеству как внутри своей страны, так и на международном уровне.
Целью нашейстатьи является рассмотрение различных интерактивных технологий, применяемых на занятиях по иностранному языку в школе.
Изложение материала. Интерактивные технологии – это технологии взаимодействия учителя и учащихся, которые предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение проблем на основе анализа обстоятельств и конкретных ситуаций. При изучении иностранного языка в школе интерактивные технологии приобретают особое значение, потому что они позволяют ученику вступать в диалог с учителем или одноклассниками, принимать активное участие в познавательном процессе, выполнять творческие, поисковые, проблемные задания в паре или группе, развивать языковую компетенцию, способствует усваиванию языка в прямой разговорной речи в неподготовленных, непредвиденных ситуациях.
Интерактивное обучение — это специальная форма познавательной деятельности, целью которой является создание комфортных условий обучения, когда обучающийся чувствует свои возможности, свою успешность, интеллектуальную состоятельность.
Согласно В. Эдмондсону языковая интерактивность является обязательным компонентом любой дискуссии, в нашем случае дискуссии на иностранном языке [4].
Т. В. Кужина выделила некоторые типы интерактивных уроков, приемлемых для обучения иностранному языку: урок - деловая игра, урок -аукцион, уроки фантазии, урок - игра, урок - концерт, урок - экскурсия, урок - игра «Телемост» [3]. Также существуют другие формы и технологии интерактивного обучения: ротационные (сменные) тройки; мозговой штурм; ролевая (деловая) игра; работа в малых группах; дискуссия; гражданское слушание; суд от своего имени; «броуновское движение»; «карусель»; «дерево решений»; «аквариум». Использование разнообразных приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся.
Например, игровой метод на уроках английского языка позволяет формировать личностные качества, необходимые для успешной социализации детей в обществе. Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений.
Ролевая игра – один из тех методических приемов, который позволяет «учиться радостно, учить, радуясь», и при этом сохраняет большие обучающие возможности [2;38].
Можно сделать вывод, что интерактивное обучение в силу разнообразных форм и возможностей его реализации позволяет не только решить массу задач в области развития коммуникативных умений и навыков, но и способствует социализации личности, умению работать в команде, позволяет снизить психологическое напряжение учителя и учащихся при наличии успеха в обучении.
Литература:
1. Гаврилова О.В. Ролевая игра в обучении иностранному языку / О.В. Гаврилова // English («Первое сентября»). – 2008. – № 1. – С. 7-8.
Корюхова Н.И. Урок-игра "Welcome to Safari Park School" в III классе [Текст] / Н. И. Корюхова // Иностранные языки в школе. – 2010. – № 6. – С. 38-42.
Кужина, Т. В. Интерактивные аспекты преподавания немецкого языка как путь формирования творческой личности [Электронный ресурс] / Т.В.Кужина. Режим доступа: http://www.rybinsk.ru/social/site/konk/ug/kugina.htm
Edmondson, W. Interaktion zwischen Fremdsprachenlehrer und Bausch, Karl-Richard (Christ, Herbert) Krumm, Hans-Jurgen (Hrsg.) : Handbuchfremdsprachenunterricht. Dritte Auflage. Tuebingen u.a. : Francke, 1995. S. 175—180.