Технологический подход в Украине и мире берёт начало ещё в 30-х годах ХХ века. Термин «педагогическая техника» и понятие «педагогическая технология» активно использовал в своих работах А.С.Макаренко. В.А.Сухомлинский обращал особое внимание на «индивидуальное своеобразие каждой личности». Особый вклад в изучение педагогической технологии внесли В.М.Коротков и Б.Т.Лихачов. Уже в 60-е годы педагогическая технология приобрела статус официального научного существования.
Но наибольший интерес для нашего исследования имеет современный этап развития педагогических технологий, который начался в 80-х годах прошлого века и продолжается сейчас. Он связан с фундаментальными и прикладными исследованиями по развитию и внедрению наиболее известных и перспективных педагогических технологий таких учёных, как: В.П.Беспалько, В.М.Кларин, Е.Н.Пехота, Г.К.Селевко, И.П.Подласый, М.В.Гринёва, Н.Е.Щуркова и др. [1; 2].
Целью нашей статьи является рассмотрение основных путей реализации технологического подхода в формировании профессиональной компетентности будущего учителя в Николаевском национальном университете имени В.А.Сухомлинского.
Изложение материала. Педагогическая технология – своеобразная конкретизация, проект педагогической системы, который можна реализовать на практике. Это инструмент педагогической деятельности, которая имеет высший уровень эффективности, надёжности, гарантированности результата, если соответствующим образом строиться педагогический процесс. Современные педагогические технологии характеризуют инновационный подход в деятельности учителя. Технологическая культура и мастерство педагога, его профессиональный уровень является решающим фактором в овладении новыми требованиями и стандартами образования европейского уровня.
С целью обеспечения стабильного профессионального развития будущих учителей, соответствия педагогической подготовки требованиям Болонской декларации и потребностям личности и общества в 1998 году в Николаевском национальном университете имени В.А.Сухомлинского была создана одна из первых в независимой Украине инновационных кафедр – кафедра педагогических технологий и педагогического мастерства (ныне – кафедра педагогики). Она объединила творческий потенциал преподавателей педагогики разных специальностей для решения задач модернизации педагогического образования на высокотехнологическом уровне.
Усилиями научного коллектива кафедры под руководство д.п.н., профессора Е.Н.Пехоты была разработана дисциплина «Образовательные технологии» и целый ряд программ, научных пособий, методических рекомендаций для её качественного учебно-методического обеспечения. Этот курс введен в учебные планы педагогических специальностей университета и отечественный государственный стандарт педагогической подготовки.
Целью курса является помощь будущим учителям сориентироваться в множестве существующих педагогических технологиях, соотнести их с традициями отечественного и зарубежного образования. Среди главных задач курса – раскрытие возможностей применения современных педагогических технологий в будущей профессиональной деятельности.
Результатом изучения курса «Образовательные технологии в профессиональной деятельности» является традиционная студенческая конференция «Современные педагогические технологи – будущему учителю!», на которой представляют самые лучшие проекты. В ходе подготовки итогового проекта студентам предоставляется самостоятельность в выборе группы, в которой они будут работать, способа представления выбранной технологии: в виде фрагмента урока, как видеоролика или мультимедийной презентации, в форме сказки, стихотворения, в тренинговой, игровой форме и т.д. Этот курс пользуется успехом и вызывает большой интерес среди студентов, ведь самостоятельность и творчество – одни из наиважнейших качеств личности в современном обществе.
В этом году на конференции были представлены лучшие проекты в 12-ти номинациях, среди которых: «Наиболее технический проект», «Лучший тренинговый проект», «Наиболее креативный проект», «Лучший методический проект», «Наиболее практикоориентированный проект», «Лучший информационный проект» и др. Студентки 456 группы Десяцкая Н. и Тыминская О. представили свой проект в формате популярного российского ток-шоу «Пусть говорят». Студентками 466 группы Кузнецовой Ю., Захаровой О., Кирилюк А. был подготовлен видеоролик «Секреты успеха глазами преподавателей». В виде сказки свой проект предложили студентки 466 группы Перепёлка Ю., Былина О. и Кулиш Я. А студентки 446 группы Мартынюк Я. и Панченко Я. продемонстрировали, как, работая в группах, можно создать свою оригинальную образовательную рекламу.
Выводы. Таким образом, при помощи курса «Образовательные технологи» осуществляется педагогическая подготовка будущого учителя, сориентированная на формирование его профессиональной компетентности путём изучения и активного практического применения современных образовательных технологий.
Литература
Освітні технології: Посібник /За ред. О.М.Пєхоти. -К.: А.С.К., 2001. - 256 с.
Підготовка майбутнього вчителя до впровадження педагогічних технологій: Навіч. посібник / За ред. І.А.Зязюна, О.М.Пєхоти. – К.: Вид. А.С.К., 2003. – 240 с.