СИСТЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УШИНСКОГО И ЕЕ АКТУАЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СИСТЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УШИНСКОГО И ЕЕ АКТУАЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
исследования. На сегодняшний день вопрос нравственного воспитания детей является более чем актуальным, так как нравственность – основа здоровья человека - как физического, так и психического. Отсутствие четких нравственных ориентиров способно погубить целостность и безопасность государства. Из средств массовой информации мы можем узнать об ужасающей статистике: ежегодно в Украине совершают около 600-700 изнасилований, 2,5 тыс. убийств и покушений на убийство. Однако официальные данные не отражают реальную картину, поскольку всего 10% -12% обращаются в милицию с заявлениями. Падение нравов играет важную роль среди мотивов самоубийств, а также имеет прямое отношение к удручающей статистике наркомании, алкоголизма, несчастных случаев и др., являющихся основой саморазрушения нашего общества. Все это результат отсутствия нравственного воспитания в школе и семье. Именно эту проблему в свое время досконально изучил великий педагог К.Д. Ушинский, который разработал цельную дидактическую систему. В ней раскрыты принципиальные вопросы отбора содержания образования, его приспособления к особенностям детского возраста и важность воспитания нравственности у детей.

О столь важной проблеме как воспитание нравственности детей в психолого-педагогической литературе говорили давно. Чаще при этом велась речь о нравственном воспитании (Б.Б. Айсмонтас, Л.И. Рувинский, И.Ф. Харламов и др.). В последнее время актуализируется необходимость духовного воспитания (К.А. Абульханова, Е.П.Белозерцев, В.В. Знаков, В.Д. Шадри-ков и др.). На современном этапе важен их синтез в виде духовно-нравственного воспитания и развития, призванного внедрять и утверждать духовно-нравственные начала личности (А.Ф. Ахматов, ИА. Галицкая, В.Н. Гараджа, М.Д. Гуськов, А.Е. Лихачев, С.М. Панич, ЛА. Попов, В.Ю. Троицкий, В.М. Филиппов, Л.Л. Шевченко и другие) .

Цель исследования. Анализ системы духовно-нравственного воспитания Ушинского как вариант решения проблем современного общества.

Изложение основного материала. По нашему глубокому убеждению, существующей системе образования и современному обществу необходимо вернуться к христианскому источнику нравственности, так как все лучшее что существует в современной цивилизации берет свое начало в десяти библейских заповедях. Мировая педагогика предоставляет нам лучшие образцы органического сочетания процесса приобретения знаний и нравственного воспитания. Например, научно-педагогическое наследие корифея русской и мировой педагогики К.Д. Ушинского. Ушинский посвятил множество трудов проблеме нравственности. Он писал: «...мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями»,("Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической. антропологии"). Это утверждение великого педагога перекликается со словами Эклессиаста, записанными в великой книге – Библии: « Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится», (Библия.Прит.22:6.).

Ушинский К.Д. в своих трудах последовательно разрабатывал методику нравственного воспитания, придавая ей ведущую роль во всей воспитательной системе. Под гармонически развитым человеком Ушинский подразумевал умственную зрелость, нравственное совершенство и физическую развитость человека. Говоря о воспитании духовно-нравственных основ характера, Ушинский постоянно озаряет свои педагогические рассуждения ярким и мудрым светом христианского мировоззрения:«Современная педагогика исключительно выросла на христианской почве, и для нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая – безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов впереди. Можно ли себе представить, например, сколько-нибудь сносного учителя грамотности даже, который бы не коснулся религиозных истин, если только он не занимается одним механизмом чтения, убийственным для детской головы. Мы требуем, чтобы учитель русского языка, учитель истории и т.д. не только вбивали в голову своим ученикам факты своих наук, но развивали их умственно и нравственно. Но на что же может опираться нравственное развитие, если не на христианство?» (Ушинский К.Д. Собр. соч. в 11 т. М., 1948. Т. 2. С. 39). Идея патриотизма напрямую связана с идеей религиозного просвещения человека, поскольку эта многовековая традиция народа заслуживает особого уважения. Как истинный учёный-педагог, преданный своему делу, К. Д. Ушинский высоко оценивает духовно-нравственный потенциал отечественной религиозной мысли, выделяет, что христианское учение — это «неугасимый светоч, идущий вечно, как огненный столб в пустыне, впереди человека и народов, за ним должно стремиться развитие всякой народности и всякое истинное воспитание, идущее вместе с народностью (О народности в общественном воспитании). Его слова перекликаются с мнением величайшего писателя 19 ст. Л.Н. Толстого, который в своем труде «Религия и нравственность» прямо говорит, что «без религиозной основы не может быть никакой настоящей, непритворной нравственности, точно так же, как без корня не может быть настоящего растения».

В нравственном воспитании большое значение придавал выработке у ребёнка любви к труду. Сила труда служит источником человеческого достоинства, вместе с тем и нравственности и счастья. По Ушинскому предмет воспитания - человек (работа "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической. антропологии"). Искусство воспитания опирается на данные антропологических наук, на комплексные знания о человеке, который живет в семье, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью. Эти знания совершенно необходимы учителю. Ушинский считал необходимым строить обучение на основе учёта возрастных, индивидуальных и физиологических особенностей детей, специфики развития их психики. Говорил о необходимости учитывать посильность содержания обучения и его последовательность. Выделял принцип наглядности, опыт, который приобретается с помощью внешних чувств. Требовал единство теории и практики. Говорил об использовании в обучении игры, как воспитательно-образовательном средстве.

Важнейшим средством нравственного воспитания Ушинский считал обучение. Он утверждал необходимость теснейших связей между воспитанием и обучением, доказывал важнейшее значение воспитывающего обучения. Все учебные предметы обладают, утверждал он, богатейшими воспитательными возможностями, и все, кто причастен к делу воспитания, должны помнить об этом при всех своих действиях, во всех непосредственных отношениях с учащимися, воспитанниками.

Одним из средств нравственного воспитания Ушинский считал убеждение, при этом он предостерегал от назойливых наставлений и уговариваний, которые часто не доходят до сознания детей.

В задачу К.Д.Ушинского входило соотнести понятие духа и понятие самосознания, проанализировать природу нравственности с педагогических позиций, рассмотреть самосознание в генезисе, исследовать акт зарождения нравственной установки, проследить развитие духа в онтогенезе.

Вывод. Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте, что предполагает выработку понимания жизненной важности морали, установку на выработку нравственного самосознания (совесть),выработку стимулов дальнейшего нравственного развития, выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований, милосердие и любовь к людям.

Мы считаем ,что применение системы воспитания великого ученого-педагога Ушинского К.Д. может сделать систему нашего отечественного образования более эффективной ,что в итоге приведет к оздоровлению нравственности в нашей стране.

Литература:

1. Ушинский К. Д. Грехи воспитания вообще и русского в особенности в отношении нервного организма детей // Избранные пед. соч.: В 2 т. М., 1974. Т. 1. С. 270.

2. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Избранные пед. соч.: В 2 т. М., 1976. Т. 1. С. 237.

3. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании // Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968. С. 274.

Просмотров работы: 4364