СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ В. А. СУХОМЛИНСКОГО О ВОСПИТАНИИ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ В. А. СУХОМЛИНСКОГО О ВОСПИТАНИИ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность исследования. «Воспитание – это прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребёнка», - говорил В. А. Сухомлинский. Воспитатель и воспитанник объединены множеством интересов и увлечений. Важнейший источник воспитания чувств педагога – это многогранные эмоциональные отношения с детьми в одном, дружном коллективе, где учитель – не только наставник, но и друг, товарищ. Именно в детстве начинается длительный процесс познания – познания умом и сердцем и каждый должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств.

Одна из важнейших задач воспитания – ввести ребёнка в сложный мир человеческих отношений. Дети не могут жить без радостей. Они должны научиться за добро платить добром и получать от этого удовольствие.

Ребёнок должен научиться чувствовать сердцем другого человека, переживать за него, помогать ему. Вся теория В. А. Сухомлинского построена на человеческих отношениях. В каждом ребёнке педагог видел личность, способную чувствовать, сопереживать, проявлять эмоции, сострадать. И в дальнейшем это повлекло бы за собой формирование настоящего человека, человека с большой буквы.

Проблемой воспитания занимались многие отечественные и зарубежные педагоги: Я.-А. Коменский, А. С. Макаренко, М.А. Амонашвили, Я. Корчак, К.Ф. Ушинский и другие.

Цель исследования: проанализировать особенности педагогических взглядов В. А. Сухомлинского о воспитании чувств у детей.

Изложение основного материала. В. А. Сухомлинский – великий педагог, который посвятил свою жизнь детям, это мудрый человек с добрым сердцем. Его методика была немного необычной для того времени, так как «Школа радости» находилась под открытым небом. Занятия на природе укрепляли здоровье детей, давали возможность чувствовать себя защищёнными.

Забота о друзьях наших меньших – птицах, животных - формировали у детей сострадание, милосердие, доброту. «Грусть, облагораживающая человеческое сердце. Без неё нет доброты. Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь…» - говорил В. А. Сухомлинский.

В своей работе Василий Александрович учил детей чувствовать. Он говорил, что школа сердечности, чуткости, отзывчивости, участливости – это дружба, товарищество, братство. Нужно в детском сердце воспитывать человеческую любовь, переживания за другого человека. Нужно любить своих близких – родителей, братьев, сестёр, бабушек и дедушек.

Учение – это прежде всего, человеческие отношения. И ребёнок тонко чувствует всё: и несправедливость, и безнаказанность, и обиды. «Трудно представить что–либо другое, в большей мере уродующее душу ребёнка, чем эмоциональная толстокожесть, порождённая несправедливостью. Испытывая безразличное к себе отношение, ребёнок теряет чуткость к добру и злу. В его сердце появляется подозрительность, неверие в людей, а это самый главный источник озлобленности» - писал В. А. Сухомлинский. Каждый педагог, - утверждает Сухомлинский, - должен знать и чувствовать, что на его совести судьба каждого ребёнка, что только от него зависит здоровье, счастье человека, которого воспитывает школа.

По мнению Сухомлинского, нельзя наказывать детей за незнание плохими оценками. Нужно найти способ заинтересовать их, чтобы эти оценки никогда не понадобились. Сухомлинский призывает педагогов дать детям подумать, не причинять им горя. Иначе ребёнок становится равнодушным, его сердце черствеет и всё это формирует жестокость.

Творчество В. А. Сухомлинского пронизано темой доброты, борьбой с равнодушием, злобой. Все его произведения для детей – это наглядное пособие для поведения ребёнка. Дети с огромным удовольствием читают их. В своей книге «Сто советов учителю» Василий Александрович призывает молодых учителей к гармонии сердца и ума. Так как только чуткость, сердечность – это плоть и кровь педагогического призвания.

Нужно уметь контролировать свои эмоции. Искусство и мастерство педагога заключается в умении объединять сердечность с мудростью. Иногда нужно подождать с принятием решения, хорошо всё обдумать. И если поступить мудро, то все суждения, все слова обязательно проникнут в глубину сердца ребёнка. Василий Александрович даёт совет всем коллегам: «Чтобы стать настоящим воспитателем, нужно пройти всю школу сердечности - на протяжении длительного времени познавать сердцем всё, чем живёт, думает, радуется или огорчается ваш воспитанник…И если вы овладеете этим, то станете настоящим мастером своего дела».

Вывод. Таким образом, проанализировав особенности педагогических взглядов В. А. Сухомлинского о воспитании чувств детей, мы выяснили, что только любовь к детям, только умение чувствовать сердцем другого человека, позволяет формировать крепкую всесторонне развитую личность человека не равнодушного, доброго, чуткого, отзывчивого – человека «с большой буквы».

Использованная литература

  1. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. – Киев: Радянська школа, 1988 г. - С.10, 11.

  2. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. –Киев: Радянська школа, 1972 г. – С. 5, 145, 151,192.

Просмотров работы: 3475