СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ А. С. МАКАРЕНКО ПРО ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ А. С. МАКАРЕНКО ПРО ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность исследования: Воспитание ребенка - это непрерывный и сложный трудоемкий процесс, на который влияет множество немаловажных факторов. Одним из наиболее значимых есть семья. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. А.С.Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги»[1]. Но в наше время дошкольные учебные заведения и школа не могут ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Необходимо педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.

Многие ученые, педагоги, научные деятели Украины, России, а также зарубежных стран посвятили труды изучению наследия А.С.Макаренко. Вот некоторые из них: Богуславский М. В., Вифлеемский А.Б., Зязюн И. А., Иванов И.П., Калабалин С. А., Кушнир А. М., Меттини Э., Моргун В.Ф., Невская С. С., Опалихин В.М., Слободчиков В. И., Соколов Р.В., Фролов А.А., Хиллиг Г.

Цель исследования: проанализировать особенности педагогических взглядов А.С. Макаренко о воспитании детей в семье.

Изложение основного материала. Сущность явления семейного воспитания включает в себя многие факторы. В "Национальной доктрине развития образования Украины в XXI веке" одним из приоритетных направлений образовательно - воспитательного пространства, провозглашается утверждение семейных ценностей: доброты, красоты, трудолюбия, ответственности, взаимного уважения и др. В Концепции государственной семейной политики сказано: "В Концепции определяются пути решения одной из важнейших социальных проблем Украины - стабильное существование и развития семьи, улучшения ее жизненного уровня, создание социально-экономических, политических, организационных, правовых условий и гарантий для жизненного определения, интеллектуального, духовного, физического развития личности, начиная с детского возраста"[2]. Мы видим, что Концепция базируется на прерогативе супругов, семьи и семьи в жизни демократического общества, ее возможности и роли в гуманистическом воспитании нового поколения. А.С. Макаренко - один из четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке ,по решению ЮНЕСКО (1988 г.),- как ученый, педагог, великий гуманист вошел в мировую научную педагогику не только как автор методики воспитания личности в коллективе, основатель методологических основ организации воспитательного процесса в школах социалистического лагеря, но и как исследователь условий эффективного воспитательного влияния семьи на детей, среди которых особое внимание отводилась родительскому авторитету. Он был убежден в том, что семья играет чрезвычайно важную роль в становлении личности.

"Семья, - писал А.С. Макаренко в работе "Книга для родителей. Лекции о воспитании детей", - важнейшая сфера, где человек проходит свой первый общественный путь". Макаренко большую роль отводил внешним формам организации воздействия: коллектива, методике параллельного действия, педагогической технике, решению конфликтных ситуаций. Так, ученый особое внимание сосредоточивал на организации семьи как коллектива. "Настоящая суть воспитательной работы, - писал он, - ... заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в непосредственном вашем воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашего личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка ". В педагогическом наследии Макаренко и в украинских семейной педагогике определены и обоснованы условия эффективного воспитательного влияния семьи на детей. Макаренко А. С. написал художественно публицистическую «Книгу для родителей». Секрет успеха «семейного» воспитания он видел в честном выполнении родителями их гражданского долга перед обществом. Личный пример родителей, их поведение, поступки, отношение к труду, к людям, к событиям и вещам, их отношение между собой — все это влияет на детей, формирует их личность. Таковы основные положения теории воспитания А. С. Макаренко, его уникальной педагогики, признанной во всем мире.

Среди них особая роль отводилась родительскому авторитету, ибо только при его наличии в семье будет обеспечено полноценное воспитание детей. А.С. Макаренко утверждает, что настоящий авторитет основывается на гражданской деятельности, на гражданском чувстве, на знании жизни ребенка, ответственности за его воспитание. По мнению выдающегося педагога, существуют несколько типов "фальшивых" авторитетов родителей: авторитет "давления", авторитет расстояния, авторитеты педантизма, любви, добра, дружбы, подкупа и др. Ученый подробно охарактеризовал все эти типы фальшивого родительского авторитета и выразил мнение о том, что главным в родительском авторитете могут только быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение как дома, так и в другом окружении . «Если родители делают свое дело честно и разумно, если они всегда в своих поступках взвешенные, то это и делает их авторитетными в глазах детей. Тогда не нужно искать каких-либо оснований для родительского авторитета и тем более придумывать чего-то фальшивого». Родителям очень важно осознать достаточно простое и мудрое правило: понимать друг друга, всегда быть взаимоуважительными, доброжелательными, уметь выслушать и никогда не упрекать друг друга. "Ваша собственное поведение, - утверждал А.С. Макаренко - решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ее в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома, как вы одеваетесь,как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или грустите, как вы ведете себя с друзьями и с врагами, как вы смеетесь и читаете газету, - все это имеет для ребенка большое значение. Родительская требование ксебя, родительская уважение к семье, родительский контроль над собственным своим шагом - вот первый и главный метод воспитания " Однако следует отметить, что большинство методических приемовсемейного воспитания А.С. Макаренко хорошо вписываются в основную формулу бихевиоризма: "стимул - реакция - подкрепление ". Вот, например, Макаренко предлагает родителям научиться давать распоряжения коротко, один раз, с таким видом и в таком тоне, чтобы ни у них, ни у ребенка не было сомнения в правильности распоряжения, в неизбежности его выполнения.

Вывод. Таким образом, проанализировав особенности педагогических взглядов А.С. Макаренко о воспитании детей в семье, мы видим, что именно семья является мощным социальным феноменом, который не только обеспечивает оптимальный уровень развития и формирования личности, но и является источником существования любой образовательно-воспитательнойсистемы.

Использованная литература:

  1. [1] Макаренко А.С. «Книга для родителей», гл.1, 1937 г.

  2. [2] Концепция государственной семейной политики Украины /Одобрено Постановлением Верховной Рады Украины от 17.09.1999 г. № 1063-

  3. Макаренко А.С. Педагогические сочинения в 8 т. – М.: Педагогика, 1983-1986. – Т. 4. – С. 69.

  4. Макаренко А.С. Педагогические сочинения в 8 т. – М.: Педагогика, 1983-1986. – Т. 4. – С. 72.

  5. Макаренко А.С. Педагогические сочинения в 8 т. – М.: Педагогика, 1983-1986. – Т. 5. – С. 104.

Просмотров работы: 3375