В рыночной экономике конкурентоспособность является решающим фактором коммерческого успеха предприятия. Это многоаспектное понятие, означающее и соответствие товара условиям рынка, и требованиям потребителей, и различным условиям его реализации, и уровня затрат потребителя за период эксплуатации.
Актуальностьданной работы заключается в том, что конечная цель любого предприятия - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий предприятия. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности предприятия в целом и конкурентоспособности товаров, производимых компанией, т.е. от того, насколько оно лучше по сравнению с аналогами
В качестве объектаданной работыбыло выбрано предприятие ОАО «Ратимир»
Предметом данного исследования являются процессы и методы оценки конкурентоспособности товаров ОАО «Ратимир» и пути повышения её уровня.
Целью данной работы является исследование является оценка уровня конкурентоспособности товаров ОАО «Ратимир» и разработка практических рекомендаций по повышению её уровня.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие конкурентоспособности товара и методы её оценки;
- проанализировать состояние мясной отрасли г. Владивостока;
- оценить факторы, влияющие на конкурентоспособность товара ОАО «Ратимир»
- предложить практические рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности товара предприятия.
Конкурентоспособность продукции лежит в основе всех уровней конкурентоспособности, так как является важнейшим атрибутом экономики и затрагивает всех товаропроизводителей.
Конкурентоспособность товара – это решающий фактор его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Данное многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за время его эксплуатации [рис. 1].
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
Рисунок 1 - Схема взаимосвязи конкурентоспособности на различных уровнях, [2, с.176].
Компания «Ратимир» — один из лидеров мясоперерабатывающей промышленности Дальнего Востока России. Это предприятие с уникальным, современным оборудованием и высококвалифицированным персоналом выпускает более 300 наименований колбасных изделий, копченостей и полуфабрикатов под тремя торговыми марками «Ратимир», «Дымов», «Мясной ряд».
Миссия компании «Ратимир» - ежедневное удовлетворение потребностей населения Дальнего Востока России в высококачественных мясных продуктах широкого ассортимента.
Залогом успешной работы компании «Ратимир» являются:
- качество и безопасность выпускаемой продукции, соответствие международным стандартам;
- постоянная работа над ассортиментом;
- работа только с проверенными временем и надежными поставщиками сырья;
- использование самого современного оборудования и новейших технологий;
- грамотное построение системы сбыта продукции.
Сегодня успех на стороне тех компаний, которые отдают приоритет качеству - от технологии производства до используемых стандартов в работе с партнерами и клиентами.
В политике компании «Ратимир» управление качеством играет важнейшую роль. Каждому компоненту, каждой технологической операции, условиям транспортировки и хранения мы уделяем максимум внимания.
Необходимо отметить, что компания работает только с проверенными и надежными поставщиками и предъявляет высокие требования к сырью. Это является гарантией того, что для производства будут использоваться только безопасные ингредиенты, специи, оболочки и упаковка.
Контроль качества начинается с отбора сырья, это так называемый входной контроль. В производстве мясопродуктов очень важно, чтобы мясо отвечало требованиям, которые предъявляются к нему - по органолептическим качествам, по сортности. На входном контроле поставляемое сырьё проходит экспертизу документации, а также тщательно проверяется сотрудниками производственной лаборатории ООО «Ратимир».
После всех этапов проверки сырьё поступает на производство. В этой же лаборатории проходит проверку каждая партия уже готовой продукции, которая не выходит за пределы завода без вторичной экспертизы в лаборатории компании.
Компания «Ратимир» при производстве продукции не использует генетически модифицированные ингредиенты. Этот факт отметили независимые эксперты «Гринпис России». «Ратимир» - единственная мясоперерабатывающая компания Приморского края, занесённая в «зелёный» список этой организации.
«Ратимир» первым среди мясоперерабатывающих предприятий Дальнего Востока начал внедрять международную систему контроля качества и безопасности ХАССП ( от англ. HACCP - Hazard Analysis and Critical Control Points, что в переводе означает анализ рисков и критические контрольные точки).
На сегодняшний день система ХАССП считается самой безопасной системой, действующей на пищевых производствах в США, Европе, Корее, Японии, Китае, Молдове, Белоруссии, России. Основа ХАССП - системный подход, охватывающий параметры безопасности пищевых продуктов на всех этапах жизненного цикла - от получения сырья до использования продукта конечным потребителем.
24 апреля 2007 года компания "Ратимир" получила Сертификат соответствия международной системе ХАССП. А в марте 2010 года предприятие повторно подтвердила этот Сертификат, сроком до 2013 года.
Сертификат ХАССП гарантирует выпуск качественной, безопасной для человека и конкурентоспособной на мировом рынке продукции. Внедрение системы ХАССП позволяет компании "Ратимир" экспортировать свою продукцию в другие страны, ведь она соответствует мировым стандартам качества
Сегодня ассортимент компании «Ратимир» насчитывает более 300 наименований продукции. Это и колбасы (вареные, варено-копченые, полукопченые, ветчины), сосиски и сардельки, полуфабрикаты, мясные деликатесы, паштеты и продукты в желе. Даже самый требовательный гурман оценит по достоинству всё многообразие ассортимента.
Продуктовый портфель компании "Ратимир" состоит из трёх торговых марок.
«Ратимир» – торговая марка ценового сегмента «средний плюс». Ориентирована на потребителей со средним уровнем доходов. Включает в себя широкий ассортимент колбасных изделий, мясных деликатесов и полуфабрикатов.
«Дымов» – торговая марка сегмента «премиум». Предназначена для более взыскательных покупателей, ценящих прежде всего вкус продукта. Также торговую марку можно охарактеризовать как марку для особых, торжественных моментов жизни. В 2007 было принято решение о выпуске на производственных мощностях компании «Ратимир» колбас и деликатесов под торговыми марками «Дымов» и «Дымов. Высокая кухня». Отличительной характеристикой марки является присутствие в ассортименте сырокопченых колбас.
«Мясной ряд» – это торговая марка среднего ценового сегмента. Ориентирована на покупателей, которые отдают предпочтение продукции хорошего качества по приемлемой цене. Ассортимент включает в себя вареные колбасы и ветчины, полукопченые колбасы, деликатесы, пельмени и вареники.
Чтобы обеспечить конкурентоспособность продукции ОАО «Ратимир» необходимо разработать дополнительные мероприятия, направленные на стимуляцию сбыта: применение системы скидок, подарков и лотерей при реализации продукции предприятия с целью усиления конкурентных позиций на рынке мясной продукции и стимулирования продаж у покупателей.
Список литературы
Котлер, Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ., 2-е европ. изд. – СПб.: Вильямс, – 1998. – 214 с
Райзберг, Б.А. Управление предприятием. – М.: ИНФРА, 2000. - 61 с.
Романов, А.Н. Маркетинг. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. – 560 с
Яшева, Г.А. Как оценить конкурентоспособность товара. // Маркетинговое образование. – 2004. – №1. – С.20-25.
Официальный сайт компании ООО «Ратимир» [Электронный ресурс.]. – Режим доступа: URL: http://ratimir.ru/ (дата обращения 25.02.2013).