Анализ педагогической практики, содержания учебников по предмету и программ позволяет сформулировать характерные черты новой концепции старшей школы, предполагающей профильную подготовку учащихся в 10-11 классах:
изучением всех основных разделов курса физики, что соответственно приводит к существенному увеличению объема учебного материала в старшей школе;
универсальным и единственным критерием итоговой аттестации выпускников, конкурсного отбора абитуриентов, контроля качества работы отдельного учителя, мониторинга состояния системы образования по субъектам РФ и в целом по стране являются КИМ ЕГЭ;
формализованным характером образования: работа учителя и школ контролируется и регулируется большим количеством бумаг, на заполнение которых требуется огромное количество времени;
перекосом в сторону гуманитаризации образования и сокращением часов на изучение предметов естественнонаучного цикла (для изучение физики на профильном уровне отводится пять часов на базовом – 2 часа в неделю), что привело к снижению уровня подготовки выпускников школ по данным предметам;
заметным уклоном при преподавании физики в сторону теории, а на проведении эксперимента не остаётся времени. Данное положение определяется отсутствием достаточного материально-технического оснащения кабинета физики.
Общие выводы и предложения в плане перспектив развития преподавания учебной дисциплины «Физика» в рамках естественнонаучного образования:
в преподавании физики, как основы фундаментальных наук, необходимо добавить число часов, что послужит средством развития интеллекта и мировоззрения учащихся;
умение применять знания в практических ситуациях должно быть главным приоритетным направлением в развитии обучения физике;
крайне нежелательным представляется сокращение количества лабораторных работ и физического практикума.Необходимо переоснастить школьные физические лаборатории новым демонстрационным, лабораторным оборудованием, средствами обучения, позволяющими внедрять информационно-коммуникационные технологии и, переоснащение должно быть плановым;
использование тестовых технологий в школе не является исчерпывающей формой контроля – подготовка к сдаче ЕГЭ превращается в отдельный предмет со своей спецификой, вытесняя из учебного процесса другие аспекты предмета (развивающий, воспитательный и т.д.).