СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Студенческая молодежь России – это молодые люди в возрасте от 15-16 до 22 лет, обучающиеся по программам среднего и высшего профессионального образования. Они составляют около 15% населения страны[1]. Они активны, целеустремленны, образованы. Они являются важным государственным ресурсом, благодаря которому возможно процветание России. Создать в образовательной организации условия для формирования всесторонне развитой личности, с активной жизненной позицией – это воспитательная задача вуза в рамках концепции непрерывного образования. В рамках воспитательной работы вуза существует система студенческого самоуправления.

Студенческое самоуправление рассматривается как особая форма инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленная на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее социальной и гражданской активности, поддержку инициатив.

Студенческое самоуправление (далее - ССУ) рассматривается, как правило, в трех аспекта: во-первых, как особая форма инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленная на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее социальной и гражданской активности, поддержку инициатив. Во-вторых, как одна из форм воспитательной работы, направленной на формирование всесторонне развитой, творческой личности; подготовку студентов к будущей самостоятельной жизни, повышение их конкурентоспособных на рынке труда. В- третьих, как форма государственной молодёжной политики РФ.

Отмечается многообразие видов органов ССУ, сложившееся на современном этапе в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации. Это – студенческие советы и комитеты, студенческие профсоюзные организации, молодёжные общественные организации, научные общества, движение студенческих отрядов, клубы по интересам, творческие объединения, студенческие советы в общежитиях. Наиболее распространен из этих видов – студенческие советы.

Органы государственной власти активно включаются во взаимодействие с молодежью, но до сих пор ведутся споры относительно качества работы ССУ. Есть мнение, что студенты не принимают участие в управлении вузом, аргументируя это тем, что работа ССУ плохо налажена и ведется формально. Другие считают, что данную проблему в большинстве своем решила Всероссийская программа Российского союза молодежи и Минбранауки РФ «Студенческое самоуправление», стартовавшая 2005 году, к тому же законодательное подкрепление ССУ получило в новом законе «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273 от 21.12.2012 г. в статье 34 о правах обучающихся и статье 26 об органах управления образовательной организации [2].

На примере вуза – НОУ ВПО «Сибирская академия финансов и банковского дела» можно выделить проблемы, которые имеют место быть в развитии ССУ. Особенности академии:

- организационно-правовая форма – это частное образовательная организация, а значит платное обучение;

- немногочисленный состав студенчества на очной форме обучения по программе высшего профессионального образования;

- наличие в структуре вуза среднего профессионального образование, что, в свою очередь, влияет на качественный и возрастной состав студентов, а именно категория 15-16-летних студентов, поступивших после 9 классов;

- профильное обучение - экономические специальности.

Структура ССУ САФБД включает студенческий совет, студклуб «САФБД», спортивный клуб «Легион», молодежный банковский клуб (МБК САФБД), совет общежития. Студсовет изначально создавался как орган управления общественными студенческим организациями академии, что и было в период с 2007 по 2010 гг. В это время основными направлениями ССУ в академии были продекларированы:

- информационное обеспечение студентов по различным вопросам жизнедеятельности;

-социальная защита студентов;

-организация и проведение спортивных мероприятий;

- организация научно-исследовательской работы студентов;

-организация и проведение культурно-массовых мероприятий.

Однако с завершением обучения в академии лидеров студсовета, со сменой сотрудников, занимавшихся воспитательной работой, деятельность ССУ пришла в упадок. Итак, первая проблема – кадровая. Недостаточно личного желания отдельного студента, необходима опора в лице профессионального штатного работника, имеющего специальное педагогическое образование и владеющего спецификой воспитательной работы. Учитывая сменяемость студенческого контингента необходимо постоянно заниматься подготовкой и подбором новых членов в составе ССУ. В то же время ежегодный приток первокурсников – это важный ресурс не только кадрового обновления, но также открытия новых направлений, инициатив, возможностей, реализация которых на практике требует умелого и оперативного действия.

Материально-техническая обеспеченность слабее, чем в государственных вузах, которые получили ее бесплатно еще в советские времена. Академия все приобретает на собственные средства и этим объясняется отсутствие актового зала (только аудитории для лекций) и спортзала или собственной спортплощадки. Безусловно, это ограничивает возможности практического осуществления каких-либо креативных молодежных инициатив, проведение студсоветом массовых молодежных мероприятий. Ресурс для решения этой проблемы можно найти в мероприятиях районного и городского масштаба, которые имеют хорошую материально-техническую обеспеченность, рассчитаны на массовое участие, сопровождаются поддержкой СМИ. В настоящее время этот ресурс нами практически не используется, а ведь спектр городских молодежных мероприятий широк и охватывает все виды досуговой, спортивной, интеллектуальной деятельности. Но изменения уже грядут и связаны они, прежде всего, с тем, что председателем районного Совета молодежи в декабре прошлого года стал наш студент.

С материально-технической базой связано финансовое обеспечение деятельности ССУ. В САФБД сложились традиционные студенческие мероприятия, организатором которых является студсовет. Этих мероприятий немного, они плановые, поэтому средства на их организацию и проведение выделяются. Но сейчас уже ясно, что перечень мероприятий и направлений внеучебной деятельности со студентами, особенно культурно-досуговых, нужно расширять, а это требует дополнительных затрат.

Ресурсом для решения финансового и материально-технического обеспечения развития ССУ, как нам кажется, является молодежное волонтерское движение. В этом направлении ССУ может развиваться постоянно, бесконечно, так как потенциал, заложенный в волонтерском движении, неисчерпаем. Волонтерское движение можно охарактеризовать как деятельность целью, которой является оказание помощи на добровольной основе без получения вознаграждения. В разное время студенты академии становились участниками какой-либо волонтерской акции, но все эти мероприятия носили эпизодический характер, инициаторами их были не студенты академии и информация о тех или иных волонтерских мероприятиях доходила не всегда своевременно. Но с новым набором появились студенты, для которых волонтерство – это не разовый порыв души, а регулярная работа, стиль их жизни. Они своим искренним желанием бескорыстной и добровольной помощи увлекают и приобщают других. Первые попытки студсовета использовать ресурс добровольческого движения были следующими:

- презентация волонтерского движения района и города;

- знакомство со студентами, которые занимаются такой общественной деятельностью;

- информация о тех акциях и мероприятиях, которые уже состоялись с их участием, еще предстоят и к участию, в которых приглашаются все желающие;

- организация собственной акции – помощь приюту для животных.

ССУ – это тоже одна из вариаций добровольческого общественного движения. Очень важно, как нам кажется, в ССУ и в волонтерстве достичь целенаправленности, систематичности, регулярности.

Наше участие в студенческом научном форуме 2013 это тоже попытка приобщения к той студенческой среде, которая отличается креативностью, неугомонностью, идейной целеустремленностью.

1. Россия` 2012: Стат. справочник/Р76 Росстат. – М. Росстат. 2012. 59 c.

2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013 № 273-ФЗ

 

Просмотров работы: 2354