СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ: НЕОБХОДИМОСТЬ МАНЕВРА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ: НЕОБХОДИМОСТЬ МАНЕВРА

Прокуратов В.Э. 1
1Финансовый университет при Правительстве РФ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современное состояние финансовой системы.

В настоящее время российская финансовая система является децентрализованной трехуровневой, причем нижний уровень - местное самоуправление - Конституцией выделено из органов государственной власти. Кроме того, формально и налоги в стране имеют три уровня как источники доходов соответствующих бюджетов. Таким образом, в Российской Федерации, как и во многих федеративных государствах, подразумевается существование самообеспеченных финансами субъектов федерации, а также органов местного самоуправления.

Однако в настоящий момент для России характерен большой объем межбюджетных трансфертов в нижестоящие бюджеты по причине их дефицитности, что достаточно серьезно деформирует финансовую и бюджетную систему РФ.

В такой ситуации сформировавшуюся систему государственных и муниципальных финансов следует признать недостаточно эффективной и требующей дальнейшего реформирования.

Неэффективность существующей государственной финансовой системы.

Критика существующих порядков в нашей стране давно стала нормой. Но почему же можно говорить о неэффективности сложившейся к настоящему моменту государственной финансовой системы?

Во-первых, в России подавляющее большинство регионов являются дотационными— 70 субъектов РФ из 83, или 84% всех регионов России находится в зоне убыточности. На этой территории проживает ¾ населения России, которая охватывает 87% территории государства. И такая ситуация сохраняется более 10 лет подряд. Безусловно, что такая ситуация, продолжающаяся в течение длительного времени, не может считаться нормальной.

Прежде всего стоит отметить, что проблема, точнее её решение, не ограничивается бюджетной системой РФ, а также включает изменения в налоговой системе, системе поддержки малого и среднего бизнеса, «делового» климата и других.

Фактическая сумма межбюджетных трансфертов в 2011 г. составила почти 1,1 трлн. руб. без учёта субвенций, в то время как общие расходы федерального бюджета составили почти 11 трлн. руб., т.е. федеральная помощь регионам составила 10% от расходов бюджета федерации, что сопоставимо с расходами на образование и здравоохранение совокупно.

Очевидно, что в самой большой стране в мире условия у каждого субъекта разные, поэтому не разумно вовсе отказываться от межбюджетных трансфертов. Однако сама их суть должна стать другой.

Современную ситуацию в бюджетной системе можно охарактеризовать так: все деньги уходят в Москву. Поэтому власти на местах считают, что Москва взяла – пусть Москва и платит, у нас средств на это нет, и обращаются за федерльной помощью и это считается обычной практикой.

Однако это, по моему мнению, и есть главный негативный момент существующих межбюджетных отношений.

Во-первых, региональные и местные власти часто на любую проблему отвечают, что свободных средств для решения некой проблемы в бюджете нет.

Во-вторых, большие средства, получаемые из федерального бюджета, создают иллюзию их неограниченности, что стимулирует коррупцию и неэффективность использования средств.

Кроме того, доступность федеральных средств не стимулирует руководство региона или муниципалитета создавать комфортную среду для развития бизнеса, прихода инвестиций. Поэтому стремительное развитие отдельных регионов (например, Калужской области в Центральном Федеральном округе) скорее является исключением из правил.

Также нет достаточной заинтересованности у региональных и муниципальных властей в сокращении теневой экономики, так как это ограничит возможности давления на бизнес и получения «мзды» от последнего.

Стоит отметить, что выполнение предвобырных обещаний Президента России неизбежно приведет к росту расходов субъектов, что приведет к росту их дефицитности или к урезанию других программ.

Итак, необходимость перемен очевидна.

Теперь рассмотрим, каким образом проблема может быть решена.

Государство должно провозгласить политику «самофинансирования регионов», то есть таким образом изменить доходную часть бюджетов субъектов, чтобы их собственные доходы обеспечивали не только текущие расходы, но и программы развития или поддержки различных отраслей.

Главным средством здесь является пересмотр распределения текущих налогов: стоит часть НДС отдать регионам, на первое время достаточно 20-30%. НДС является по сути налогом на потребление, поэтому у местных и региональных властей появляется стимул выводить «из тени» многочисленных мелких субъектов предпринимательства.

Также стоит задуматься об увеличении региональных налогов, поскольку в настоящее время налог на игорный бизнес существует лишь формально – даже четыре игорные зоны, куда предполагалось перенести весь игорный бизнес страны, до сих пор не работают.

Причем пересмотр налогов должен произойти так, чтобы возросшие поступления заместили сокращение федеральных дотаций и субсидий.

Кроме того, по причине колоссального разнообразия региональных особенностей необходимо ввести «факультативные» региональные налоги, установив их перечень в Налоговом кодексе и обозначив параметры, при которых субъекты их смогут вводить.

Тогда, с одной стороны, федеральный бюджет в конечном итоге если и потеряет часть доходов, то не так много. С другой стороны, у субъекта сохранится объем доходов, но вырастает возможность влиять на них за счёт развития бизнеса в данном субъекте.

Одновременно стоит максимально сосредоточить контроль за бизнесом в региональных структурах, чтобы увеличить скорость и повысить качество обслуживания предпринимателей, а также создать систему штрафов государственных служащих при создании ими препятствий для нормального ведения бизнеса.

Субъект должен юридически обеспечить деятельность и ограничить произвол чиновников таким образом, чтобы каждый хозяйствующий субъект знал, какие действия или санкции может предпринять чиновник, что также должно снизить возможность коррумпированных действий.Федеральная власть же должна контролировать деятельность региональных органов.

Федерация должна уходить от прямого финансирования регионов к финансированию бизнеса. В частности, выдавать дешёвые кредиты бизнесу, что давно стало реальным механизмом стимулирования предпринимательства в мире, за исключением торговой сферы. Ресурсы для этого есть – Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. За 2011 г. доходность этих фондов в части средств, размещенных в Центральном Банке, не превысила 2%. А в ЦБ хранится весь Резервный и большая часть Фонда национального благосостояния. Доходность же средств, размещенных в «Корпорации развития – Внешэкономбанке», составила около 4,5%. Почему бы не выдавать под такой процент кредиты бизнесу?

Популярно мнение, что финансовая самодостаточность регионов приведёт к распаду страны. Однако оно безосновательно. В любом случае национальная оборона и безопасность, а также пенсионная система должны оставаться в федеральном ведении. А это самые затратные расходные статьи федерального бюджета. Даже в Южном федеральном округе, где русское население не является преоблажающим, при сокращении дотаций из федерального центра у властей на местах и простых граждан появляется возможность влиять на положение дел в своих субъектах. Кроме того, в этом округе высока доля теневой экономики: при указанных изменениях у властей появляется реальная заинтересованность в легализации и поддержке бизнеса, а у самих предпринимателей появится возможность развития и ухода от архаичных способов производства.

При повсеместной реализации названных изменений обеспечивается прозрачность деятельности глав субъектов, что позволит объективно контролировать их из федерального центра.

Существенно снизится величина межбюджетных трансфертов, поэтому Счетная палата сможет качественнее и глубже контролировать их трату.

Заключение.

Итак, переход к самообеспечению регионов позволит повысить ответственность и заинтересованность в результатах работы местных и региональных чиновников, создать прозрачную и объективную систему оценки их деятельности из федерального центра.

Сокращается возможность для коррупционных действий и нецелевых трат, поскольку сокращается цепочка между получением доходов и исполнением бюджета.

Сосредоточение полномочий по надзору за бизнесом в регионах и создание правовой основы по вмешательству в деятельность хозяйствующих субъектов позволит влиять субъекту на деловой климат и развитие бизнеса.

Замещение трансфертов из федерального бюджета ростом налоговых сборов в субъектах, с одной стороны, повысить их заинтересованность в развитии бизнеса с целью роста налоговых доходов, а с другой стороны, незначительно сократит доходы федерального бюджета. Также региональные власти будут более заинтересованы в сокращении теневого сектора экономики.

Сокращение цепочки между получением доходов и их расходованием сократит возможность для коррупционных действий. Этому также будет способствовать правовая регламентация государственных служащих в сфере надзора за предпринимательством.

Всё вышеперечисленное существенно улучшит состояние бюджетной системы РФ, благоприятно отразится на развитии бизнеса и финансовом благополучии регионов.

Список использованной литературы:

1. Федеральное казначейство. URL: http://datamarts.roskazna.ru

2.Балацкий Е.В.Финансовая несостоятельность регионов и межбюджетные отношения / ФИИ «Капитал страны». URL: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/176802. 01.04.2010

3. Суслова, М. С. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Молодёжь и наука: Сборник материалов VII Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, посвященной 50-летию первого полета человека в космос [Электронный ресурс]. — Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2011.

Просмотров работы: 3052