РОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ В ЗАЩИТЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ В ЗАЩИТЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Алдошина Е.Г. 1, Гольтяпина И.Ю. 1
1ФГБОУ ВПО Омский государственный университет путей сообщения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Усиление внимания к проблемам охраны и защиты интеллектуальной собственности вызвано стратегическими целями государства, активизацией процесса вхождения России в мировую экономику, необходимостью повышения инвестиционной привлекательности России.

Важная роль в деле защиты интеллектуальной собственности при международном перемещении товаров отведена таможенной службе России1. В настоящее время таможенная служба ориентирована на содействие внешнеторговой деятельности, утрачивает значение система тотального таможенного контроля. Таможенный контроль постепенно приобретает характер государственной услуги, а деятельность таможенных органов, по своей сути, переходит в сферу государственных услуг. Заказчиком данного вида услуг выступает государство, а потребителем - прогрессивная общественность, создатели интеллектуальной собственности.

Однако, несмотря на существование ряда законодательных актов, в целом соответствующих международным стандартам защиты интеллектуальной собственности, механизм их реализации является недостаточно действенным. По информации ФТС России, бюджет ежегодно теряет около 550 млн. долларов от нарушений в сфере интеллектуальной собственности. Недостаточным является уровень инструментального обеспечения, профессиональной подготовки и мотивации сотрудников таможенных органов, развития инфраструктуры и информационного обеспечения таможенной деятельности.

Особую актуальность этот вопрос приобретает в связи с созданием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Новые условия требуют принятия соответствующих мер не только со стороны таможенных органов, но и со стороны предприятий, осуществляющих деятельность в области таможенного дела.

В 2012 году таможенные органы выявили 19,3млн. единиц контрафактной продукции (всего с 2007 года выявлено 68,5 млн. единиц). Предметами правонарушений чаще всего являлись одежда, обувь, кондитерские изделия, игрушки, косметические средства, автозапчасти, упаковки. Традиционно контрафакт ввозится из стран Юго-Восточной Азии, есть случаи ввоза из Польши, Украины.

Федеральная таможенная служба ведет таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который способствует предотвращению ввоза на таможенную территорию Таможенного союза контрафактной продукции. Реестр формируется на основании заявлений правообладателей2. На 13.02.2013 в нем зарегистрировано 2603объекта интеллектуальной собственности, принадлежащих как российским, так и зарубежным компаниям. Среди них - 2571 товарный знак, 30 объектов авторского права, 2 наименования мест происхождения товаров3.

Работа с реестром позволяет сэкономить время при выпуске товара. Сотрудник таможенного органа тратит меньше времени для того, чтобы найти данные о правообладателе, ему проще установить факт нарушения исключительных прав. Правообладатель, в свою очередь, своевременно получает оповещение о факте нарушения его прав.

В условиях Таможенного Союза возникла необходимость создания единого таможенного реестра ОИС. И, пока он окончательно не сформирован, возникает ряд проблем, таких как провоз контрафакта через границу Российской Федерации из третьих стран.

Так же проблемой является наличие множества уровней правообладателей, то есть когда по лицензионному договору или договору коммерческой концессии лицензиар (правообладатель) предоставляет лицензиату (пользователю) право использования результата интеллектуальной деятельности вместе с правом заключения сублицензионного договора4.

Говоря о значимости ТРОИС, стоит отметить работу ФТС по защите олимпийской и паралимпийской символики. В рамках подписанного 25 апреля 2008 года соглашения между ФТС России и Оргкомитетом «Сочи 2014» об основах взаимодействия при организации и проведении в г. Сочи XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в 2014 году. Таможенные органы в 75 случаях выявили 31 тыс. единиц контрафактной продукции с использованием олимпийской символики. Так по сообщению официального сайта ФТС России от 27.09.2010 Псковской таможней совместно с УБЭП УВД по Псковской области, ОБЭП УВД города Пскова были проведены совместные рейды в торговые точки областного центра с целью выявления товаров, маркированных товарными знаками известных мировых брендов, с признаками контрафактности. В результате проверок выявлена торговля различными товарами, обладающими признаками контрафактности. Одежда, маркированная товарными знаками «Adidas», «Reebok», «Nike», спортивные костюмы с олимпийской символикой в виде пяти переплетающихся колец, диски DVD и CD с записями аудио и видео продукции с признаками контрафактности реализовывались на рынках и в магазинах города Пскова. По итогам совместных рейдов изъято 624 единицы контрафактной продукции.

Сейчас в рамках Таможенного союза формируется Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности стран- участниц Таможенного союза. Между государствами- членами Таможенного Союза 21 мая 2010 года было принято соглашение «о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственностигосударств - членов таможенного союза»5. Однако пока он не сформирован и в системе образовались «пробелы»: таможенные органы принимают меры только в отношении объектов интеллектуальной собственности, зарегистрированных в национальном реестре.

Регистрация товарного знака в ТРОИС является наиболее эффективным средством защиты, так как в процессе совершения таможенных операций инспектор по заявленному в таможенной декларации товарному знаку, либо по производителю товара в автоматическом режиме определяет правообладателя данного товарного знака6. Если обнаруживаются признаки контрафактности декларируемого товара, то таможенный орган приостанавливает выпуск товара и через правообладателя товарного знака устанавливает необходимость применения мер по защите товарного знака в данном случае7. Регистрация товарного знака в ТРОИС гарантирует оперативное принятие мер при перемещении товаров с признаками контрафактности в любом пункте пропуска через таможенную границу Российской Федерации. Такая регистрация имеет ещё и профилактическое значение в отношении потенциальных нарушителей прав интеллектуальной собственности: недобросовестные участники ВЭД, зная о внесении конкретного товарного знака в ТРОИС, не решатся открыто использовать чужую интеллектуальную собственность.

Резюмируя изложенное, отметим, что число объектов интеллектуальной собственности, зарегистрированных в таможенном реестре, постоянно растет. Все больше товаропроизводителей понимают, что регистрация товарного знака в таможенном реестре является наиболее эффективным средством защиты исключительных прав, поскольку на сегодняшний день при таможенном оформлении инспектор в автоматическом режиме определяет правообладателя товарного знака и приостанавливает выпуск товара, если обнаруживаются признаки его контрафактности.


1 О Федеральной таможенной службе: Постановление Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 (в ред. постановления Правительства РФ от 20 июня 2011 г. № 480, с изм., внесенными постановлением Правительства РФ от 31 января 2012 г. № 60) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 32. Ст. 3569.

2 Об утверждении административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности: Приказ Федеральной таможенной службы от 13 августа 2009 г. № 1488 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 6.

3 Официальный сайт Федеральной таможенной службы http://www.customs.ru. Дата просмотра 13 февраля 2013 г.

4 Гражданский кодекс РФ. Ч. 4: Федеральный закон от 18 декабря 2006 № 230-ФЗ (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2011 г. № 422-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5496.

5 Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 21 мая 2010 г. «О едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств - членов таможенного союза». // СПС «КонсультантПлюс» (документ опубликован не был).

6 Об утверждении Порядка действий таможенных органов РФ при принятии мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности: Приказ Федеральной таможенной службы от 25 марта 2011 г. № 626 // СПС «КонсультантПлюс» (документ опубликован не был).

7 О таможенном регулировании в РФ: Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 48. Ст. 6252.

Просмотров работы: 3367