СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДОКУМЕНТООБОРОТА ПО УЧЕТУ ЗАТРАТ НА ОПЛАТУ ТРУДА В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДОКУМЕНТООБОРОТА ПО УЧЕТУ ЗАТРАТ НА ОПЛАТУ ТРУДА В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Мырксина Ю.А. 1
1РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Недостатком по учету расчетов с работниками по оплате труда в сельскохозяйственных рганизациях являются следующие:
  • использование устаревших унифицированных бланков;

  • использование документов приспособленной формы и разграфленных листов, заполненных в ручную;

  • пропуск заполнения некоторых реквизитов;

  • отсутствие подписей должностных лиц;

  • отсутствие закрепленных в Учетной политике предприятия произвольных форм первичной учетной документации по труду и регистров его синтетического учета;

  • отсутствие автоматизированного рабочего места бухгалтера.

Рекомендуется заменить устаревшие и документы произвольной формы на утвержденные Госкомстатом РФ. Предлагается учет расчетов по оплате труда вести с помощью ведомостей:

- сводной ведомости начисленной оплаты труда по ее составу и категориям работников (форма № 58-АПК);

- сводной ведомости по расчетам с персоналом (форма №59-АПК).

Установить контроль со стороны бухгалтерии за соблюдением четкого порядка оформления документации.

Организовать четкий порядок учета труда и его оплаты в соответствии с законодательством РФ.

Все первичные документы по учету отработанного рабочего времени и выработки передаются в бухгалтерию предприятия в установленные графиком документооборота сроки.

По мере поступления первичных документов работники бухгалтерии обязаны проверить правильность оформления документов произвести надлежащую их проверку по существу. Если при проверке будет установлено, что заполнение документов не соответствует предъявленным требованиям, документ к обработке не принимается, а возвращается для внесения соответствующих поправок и изменений.

Данные о начисленной заработной плате должны отражаться в следующих первичных документах.

  1. Расчетно-платежная ведомость (форма № Т-49), которая применяется для расчета и выплаты заработной платы всем категориям работающих. Ведомость составляется в одном экземпляре в бухгалтерии. Начисление заработной платы производится на основании данных первичных документов по учету выработки, фактически отработанного времени, листков на доплату и других документов. Одновременно производится расчет всех удержаний из суммы заработной платы и определяется сумма, подлежащая выплате.

  2. Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (фора №Т-6), по которому рассчитываются суммы заработной платы, причитающиеся к выплате работнику, убывающему в отпуск. При предоставлении отпуска без оплаты рядок с указанием о количестве дней отпуска указывается – «Без оплаты». Эта форма заполняется в двух экземплярах. Один экземпляр остается в отделе кадров, другой передается в бухгалтерию. Подписывается начальником структурного подразделения и руководителем организации.

  3. Приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (форма № Т-8), в котором рассчитываются суммы оплаты труда причитающейся к выплате увольняемому работнику (в том числе суммы выходного пособия). Заполняется работником отдела кадров в двух экземплярах на всех работников. За исключением увольняемых вышестоящим органом. Один остается в отделе кадров, второй передается в бухгалтерию. Подписывается начальником структурного подразделения и руководителем организации.

Документирование бухгалтерских операций и ведение отдельных учетных регистров обуславливают необходимость рационализации учетных процессов. Она достигается посредством разработки и утверждения графика документооборота.

В организациях весьма эффективной может оказаться разработка графика документооборота. Это не только эффективно, это требование нормативных документов по бухгалтерскому учету. Разработать его надо, с одной стороны, с учетом требований законодательства, с другой, с учетом особенностей сельскохозяйственного предприятия.

Эффективность такого графика документооборота может быть обусловлена тем, что сроки обработки некоторых первичных документов непосредственно влияют на размер оборотных средств. Например, оформление отгрузочных документов на готовую продукцию на один день быстрее, чем по ранее действовавшему графику позволит сократить период оборота денежных средств и соответственно уменьшить потребность в их количестве. График документооборота может предусматривать согласование деятельность структурных подразделений предприятия, участвующих в обработке первичной документации (например, табель учета рабочего времени может составляться в цехах или иных производственных подразделениях, обрабатываться в отделе кадров и, наконец, поступает в бухгалтерию для обработки, подшивки и хранения. Кроме того, график документооборота может устанавливать схему и сроки прохождения документов внутри бухгалтерии – по отдельным рабочим местам.

В графике документооборота должны быть отражены следующие элементы:

  • наименование документа

  • последовательные этапы его обработки

  • сроки обработки документа на каждом этапе

  • перечень должностных лиц, ответственных за организацию обработки документов и соблюдение сроков их обработки

  • сроки и порядок подготовки документов к архивному хранению, сдачи документов в архив.

График документооборота является элементом учетной политики организации, поэтому он должен утверждаться руководителем организации. Изменения в график документооборота могут вноситься не чаще одного раза в год – с начала нового календарного года.

Разработан и предложен для хозяйства следующий фрагмент графика документооборота по учету труда и его оплаты (Приложение 24).

Следующим направлением совершенствования организации ведения бухгалтерского учета является его эффективная автоматизация. Все более востребованными на рынке современных информационных технологий становятся программы, которые поддерживают весь спектр возможных форм и систем оплаты труда работников. В 2010 году фирма «1С» выпустила новую редакцию программы «1С: Бухгалтерия 8.2» (таблица 18). Среди ее важнейших новшеств – средства для более удобной работы, специальные механизмы и инструменты для более быстрого освоения продукта начинающими пользователями. Расширенный функционал, улучшения интеграции с другими конфигурациями, развитие сервисных возможностей. Одним из ее приложений является программа «1С: Зарплата и кадры».

При повременной оплате труда заработная плата рассчитывается исходя из установленной тарифной ставки или оклада за фактически отработанное время. Программа «1С: зарплата и кадры» поддерживает множество разновидностей повременной формы оплаты труда. В зависимости от единицы учета проработанного времени применяются часовые, дневные и месячные тарифные ставки.

Соответствующая ставка и система для конкретного работника указывается в реквизите элемента справочника «Сотрудники».

Таблица 21

Сравнительный анализ программы 1С: версия 8.2 и 7.7

1С: версия 8.2

1С: версия 7.7

Бухгалтерский и налоговый учет поддерживается в обособленных подразделениях.

Учет в обособленных подразделениях не предусмотрен

Панель функций наглядно показывает порядок работы в виде схем по наиболее часто используемым операциям.

Есть только один способ найти требуемый документ или отчет – через меню.

Справочник корреспонденций счетов - поможет бухгалтеру по корреспонденции счетов или содержанию хозяйственной операции понять, как нужно отразить операцию в программе.

Аналогичного механизма нет.

Проверка правильности заполнения отчетности по наиболее важным формам выполняется автоматически.

Автоматическая проверка правильности заполнения отчетности отсутствует.

Все документы и справочники программы отображаются в виде списков. Форму каждого списка можно настроить в соответствии со своими предпочтениями: изменить последовательность колонок, убрать или показать нужные колонки.

Формы списков документов и справочников заданы жестко и не могут быть изменены пользователем.

Налоговый учет ведется одновременно с бухгалтерским учетом. Это упрощает освоение налогового учета и позволяет сопоставить данные бухгалтерского и налогового учета для выполнения требований ПБУ 18/02 "Расчеты по налогу на прибыль".

Налоговый учет ведется на забалансовых счетах. Это загромождает план счетов бухгалтерского учета. Соответствие бухгалтерских и налоговых счетов не очевидно.

Экспресс-проверка ведения учета проверяет данные на соответствие заложенной методологии учета и законодательству, помогает выявить ошибки в ведении учета, подсказывает возможные причины возникновения ошибок.

Экспресс-проверка отсутствует.

"Помощник по учету зарплаты" пошагово поможет выполнить все действия по начислению и выплате зарплаты и отражению в учете.

Помощник по учету зарплаты" отсутствует.

В общем случае фактически отработанного времени определяется на основании документов по учету рабочего времени. Применение для этого компьютерного программного обеспечения существенно снижает трудозатраты, связанные с ведением табеля. Он базируется на графинах рабочего времени, установленных для работников. Все отклонения от графика (командировка, болезнь и т.д.) оформляются документами специального вида: «Больничный лист», «Приказ на оплату по среднему заработку», «Начисление отпуска», «Невыходные», «Приказ о работе в выходные и праздничные дни».

Если рабочее время не поддается регламентированию при помощи календарей отработанного времени, применяют форму оплаты труда «по табелю». Учет фактически отработанного времени в этом случае ведется вручную, в программе отражается с помощью документа «Табель отработанного времени».

Там, где есть реальная возможность фиксировать количественные показатели результатов труда и нормировать его путем установления норм выработки, времени, нормированного производственного задания, применяется сдельная форма оплаты труда. Программа содержит следующие ее разновидности: прямая сдельная, сдельно-прогрессивная, сдельно-премиальная, аккордная, косвенно-сдельная. Основными документами для начисления оплаты труда по данной форме являются сдельные расценки и наряд на сдельную работу. В программе «1С: Зарплата и кадры» данные наряда вводятся с помощью документа «Индивидуальный наряд». Экранная форма представляет собой список работ, выбираемых из справочника «Расценки», в колонке «Количество» проставляется количество принятых работ. Реквизиты «Расценка» и «Шаблон проводки» заполняются данным, указанным в справочнике расценок, однако их можно редактировать.

На предприятии нередко имеют место отклонения от обычного графика работы. Это связано с разными причинами: работник временно нетрудоспособен, находится в очередном отпуске, привлекается к сверхурочным работам и т.д. в программе «1С: Зарплата и кадры» регистрируются отклонения в связи с предоставлением работникам очередных и учебных отпусков и порядок их оплаты.

В программе «1С: Зарплата и кадры» данные, необходимые для определения среднедневного заработка для оплаты отпуска указывают на закладке «Средний заработок». Если в программе имеются данные о выплатах в пользу работника за расчетный период, то строка с данными для расчета среднего заработка вводится с помощью кнопки «Заполнить».

Таким образом, использование на предприятии таких программных продуктов может заметно повысить производительность труда, существенно сократить рабочее время бухгалтера, связанное с оформлением большого количества документов и вместе с тем позволит формировать широкую базу для анализа финансово-хозяйственного положения организации, отслеживать тенденции изменения основных аналитических показателей и составлять перспективные планы и прогнозы развития предприятия, что в свою очередь приведет к более рациональной организации труда и повышению эффективности производства.

Просмотров работы: 6055