Общий культурный уровень неизбежно скажется в дальнейшем на успехах в учебном процессе, направленности интересов, способности реализовать полученные от природы задатки.
Большое значение в педагогическом процессе имеет возможность индивидуализации взаимодействия, которая позволяет выявить и культивировать в каждом ребенке индивидуально специфические грани одаренности. Именно на этом в перспективе должны быть построены методы воспитания и обучения, в которых можно учесть возрастные и личностные особенности и возможности, склонности к определенному виду деятельности, актуализировать творческий потенциал ребенка.
Это особенно важно в сфере музыкальной деятельности ребенка, поскольку она достаточно специфична и не всегда удается легко найти мотивы для развития интереса, даже у одаренных детей.
Очень оригинально по поводу деятельности ребенка сказал выдающийся психолог Л.С. Выготский – исследуя то, что ребенок может сделать самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя то, что ребенок может выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня [1].
В каждом возрастном периоде у ребенка формируются новообразования возраста, которые связаны с изменениями типа строения личности, новыми психическими и социальными характеристиками. Они в основном определяют сознание ребенка, особенности его внутренней и внешней жизни, направления развития в данный период времени. Процессы развития, которые связаны с основными новообразованиями возраста, принято называть центральными линиями развития. Причем, процессы развития, которые были центральными в предыдущем возрастном периоде, могут стать побочными в новом, и наоборот. Они могут существенно изменить сознание ребенка, его отношение с социумом. Чрезвычайно важно заметить, уловить эти изменения и правильно на них отреагировать.
Различают следующую периодизацию типов ведущей деятельности:
1. Эмоциональное общение (возраст ребенка – от младенчества до года).
2. Предметная манипуляция (от года до 2,5-3 лет).
3. Игра (от 3 до 6-7 лет).
Использование технологии гуманизации в отношениях «воспитатель-воспитуемый», «учитель-ученик» позволяет существенно смягчить проблемы, которые неизбежно возникают при организации занятий по музыке, снизить уровень эмоциональной напряженности, создать благоприятный психологический климат в коллективе. Наиболее приемлемыми в развитии мотивации к музыкальным занятиям на первых этапах ознакомления с этой сферой творчества являются игры с элементами музыкальных композиций, музыкальными фрагментами, веселыми, забавными «потешками». Положительное отношение к музыке, которое при этом удастся сформировать, позволит в дальнейшем перейти к более серьезным занятиям, овладению этим фрагментом культуры, музыкальному творчеству.
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений : в 6 т. – М. : Педагогика, 1982. – Т. 2 : Проблемы общей психологии. – 504 с.