ПРОЦЕССЫ ИНТЕГРАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОЦЕССЫ ИНТЕГРАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Короткова К.В. 1
1Сызранский филиал Самарского государственного экономического университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Математика начинается везде, где нам удается достаточно четким образом обрисовать интересующую нас жизненную ситуацию. В современном обществе компьютерных технологий и прогресса новые пути и решения затронули практически все сферы человеческой жизни. Не осталась в стороне и образовательная сфера, где в настоящий момент широкое распространение получает интеграция дисциплин, сращивание разных областей знаний, их взаимопроникновение. [1] Существует множество мнений по вопросу интегрированного преподавания. Рассмотрим положительное влияние интеграции гуманитарных (литературы) и естественных (математики) наук на примере изучения романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Поэзия отличается от прозы более высоким и гармоничным уровнем организации художественной формы. А.С. Пушкин соединил все простейшие типы строфической симметрии – три типа четверостиший и единственный тип двустишия – в своей знаменитой «онегинской» строфе, структурная формула которой имеет вид: AbAb CCdd EffE gg. [3]

Ритм «онегинской» строфы несет глубокую смысловую нагрузку. Четыре формообразующих элемента строфы – это, как правило, и четыре содержательных элемента: тема – развитие – кульминация – афористическая концовка. Еще одна характерная особенность «онегинской» строфы - это три героя (Онегин, Читатель и Автор), три ритмических маркера и – классический сонетный ритм, одновременно являющийся и гармоническим ритмом «онегинской» строфы.

Еще одним примером может послужить рассмотрение системы образов романа «Евгений Онегин», их связь с авторскими отступлениями и его композиции с помощью гексаграмм, октограмм и чисел Фибоначчи.

Так, система образов романа являет собой гексаграмму (рис. 1), составленную из двух противоположно направленных друг другу равносторонних треугольников. Три главных героя распределяются по вершинам нижнего треугольника. Автор помещается в центре внутреннего шестиугольника. Треугольник с вершиной вниз – женский символ, поэтому нижняя вершина соответствует героине. По вершинам треугольника с вершиной вверх распределяются авторские отступления: лирические зарисовки, философские раздумья и описание природы. Три главных героя объединены в единый треугольник, так как они представляют дворянство России I половины 19 века и являют собой определённые нравственные, духовные литературные типы. Все три героя объединены ещё одним действующим лицом – Автором, который делится с читателями своими мыслями и чувствами, рассуждает о нравах и морали общества. Эта же схема поможет наглядно показать тесную взаимосвязь героев между собой.

Рис. 1 Гексаграмма

К примеру, дуга Татьяна-Онегин проходит через вершину «Лирические зарисовки». Действительно, большинство лирических отступлений вызвано размышлениями автора, связанными с чувствами и поступками этих героев.

Композицию романа можно представить в виде октограммы (рис. 2), восьмилучевой звезды, лучи которой соединены линиями между собой. В центральном малом квадрате размещается Автор – повествователь, так как Автор присутствует в каждой из восьми глав и как действующее лицо, и как сторонний наблюдатель, и как сопереживающий героям свидетель.

Эта геометрическая фигура олицетворяет созидание и плодородие. Роман «Евгений Онегин» созидает непреходящие человеческие ценности – Любовь и Верность. Для того чтобы показать, каким образом числа Фибоначчи (Числовая последовательность 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55 ..) связаны со структурой и содержанием романа, все восемь лучей обозначаются цифрами по порядку, соответствующими главам романа. Числа Фибоначчи в последовательности глав представлены следующим образом: глава 3 – письмо; глава 8 – письмо; глава 5 – сон. На чертеже наглядно видно, как глава 8 соединяется прямыми с главами 3 и 5. Это позволяет выявить роль и взаимосвязь ключевых глав: 3,5 и 8.

Здесь наблюдается основной принцип романа - симметрия и параллелизм.

Рис. 2. Октограмма

Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в главах 3 и 8 (встреча – письмо – объяснение). Глава 5 занимает особое место в композиции романа. Если глава 3 – это завязка в композиции романа (знакомство Татьяны и Онегина), то глава 8 – развязка (расставание). Глава 5 – своеобразное предсказание кульминации и развязки. В пятой главе есть вещий сон Татьяны. В нём – предсказание кровавой развязки поединка между Онегиным и Ленским. Числа Фибоначчи ещё раз встречаются в композиции романа следующим образом: первая, седьмая и восьмая главы – всего 3 главы – описывают события в двух столицах – в Москве и Петербурге. Остальные 5 глав – в деревне.

В главе 7 – 55 строф (число Фибоначчи). Ещё на одно число Фибоначчи достаточно значимо в структуре романа – 21. В каждой из глав находится 21 строфа, завершающие строки которой имеют решающее значение для героев. К примеру, 21 строфа 3 главы, где Татьяна решается первой признаться в любви Онегину, написав письмо и презрев условности света. Именно этот момент и становится отправной точкой всех дальнейших событий романа.

Таким образом, изучение структурного содержания романа в тесной взаимосвязи с математическими основами позволяет глубже понять проблематику произведения и его идейное содержание. Облегчить восприятие некоторых тем и моментов, мало знакомых современному читателю.

Список литературы

  1. Беньковская Т.Е. Литература в условиях интеграции // Литература: учеб.-метод.прил. к газ. «Первое сентября».-2010.-№7.–С.22-23.

  2. Волошинов А.В. Математика и искусство / А.В. Волошинов,- М.: Изд-во «Просвещение», 2000

  3. Никишов М.Ю. Онегинская строфа: источник и поэтика // Филологические науки. - 1992. - № 2. – С. 45-46.

Просмотров работы: 1190