ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Рядова Т.Л. 1, Семчук Н.Н. 1, Николаева Н.И. 1, Орлова Г.А. 1, Архиреева Т.В. 1, Орлова Е.О. 1, Калина Н.В. 2, Волкова В.Н. 1, Сахарова Н.А. 1, Самойленко В.А. 1, Калина В.В. 1
1Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
2Дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Необходимость формирования у детей бережного отношения к природе продиктовано особой актуальностью экологических проблем современного общества.

Загрязнение Волги, Байкала, Ладоги, катастрофа Арала, экологические проблемы Черного моря, увеличение площадей солончаков и пустынных территорий, недостаточность водных ресурсов – все это сегодняшний день, который является примером того, как ошибки прошлого переходят последующим поколениям.

Вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту, прежде всего, в связи с тем, что главной причиной перечисленных выше бед в первую очередь является тотальная экологическая безграмотность и как следствие – безответственность.

Основная задача современной школы заключается в формировании личности ребенка, способной к саморазвитию, самосовершенствованию, к творческой деятельности. Для этого необходимо проводить совместную с взрослыми творческую деятельность, искать пути оптимизации межличностных и групповых отношений, которые возникают в коллективе.

Очень плодотворна, с этой точки зрения, является деятельность детей в экологических акциях, участие в коллективных работах, например, по очистке от мусора территории школы, парка, берега реки или ручья. Однако при этом следует иметь в виду, что производительный труд учащихся в первую очередь должен преследовать воспитательные цели. Важно также обеспечить его полную безвредность для здоровья детей, учесть все возможные опасности и, кроме того, исходить из возможностей детского организма, их возрастных особенностей.

Известно, что эпизодические мероприятия малоэффективны с точки зрения воспитательного процесса. Поэтому заметный положительный эффект в плане экологического воспитания детей можно получить только в случае построения системных занятий, практических дел, акций. Проблемы, которые предлагаются обсудить детям, должны быть посильны им для самостоятельного решения, и только в случае затруднения – с участием взрослых. Это позволит воспитать самостоятельность, ответственность, осознать суть решаемой задачи. Объемы и сложность предлагаемых вопросов, дел должны возрастать последовательно, постепенно.

Чрезвычайно важно, чтобы дети не только знали о конечном результате своего труда, и, что еще более значимо – своих предложений, идей, но и смогли реально ощутить его по итогам работы. Здесь уместно вспомнить особое состояние ребенка, который знает по своему жизненному опыту, что такое радость успеха. Именно к этому должны привести усилия коллектива.

Конечно же, если деятельность учащихся будет иметь элементы творчества, тогда она сможет представлять для них интерес, доставлять радость. Осознание важности своего труда и интерес к нему – исключительно важные факторы процесса воспитания, в том числе и экологического.

Оппоненты могут возразить – какое творчество может быть у детей, занятых уборкой мусора на школьном дворе или берегу реки? Ответ прост. Это действительно проблема, найти возможность изменить что-либо в привычном, знакомом и даже не всегда приятном. Однако следует учитывать, что процесс творчества нужно соотнести к возрасту ребенка, его возможностям, интересам, увлечениям. То, что для старшеклассников уже нельзя назвать творческим процессам, для малышей это может быть вершиной изобретательности и удачной находкой.

В.А. Сухомлинский придавал влиянию природы на нравственное развитие ребенка особое значение. Он считал, что природа не воспитывает, но активно влияет на взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, защищать и беречь, нужно прививать ему эти качества с раннего детства.

Просмотров работы: 1107