ГРАФИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ ХХ ВЕКА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ГРАФИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ ХХ ВЕКА

Берест А.А. 1
1Ставропольский филиал МГГУ им. М.А. Шолохова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Каждому чувствующему человеку памятны свои особые ощущения при встрече с красивыми природными явлениями. Мы легко можем изобразить роскошь просторов полей, гор, неба и рек, можем показать в рисунке красоту цветущего сада или величественность высоких гор…

На основе различных признаков искусства можно распределить по различным группам и видам. Во-первых, графика относится к пространственным (пластическим) искусствам, то есть графическое художественное произведение имеет конкретный материальный носитель и не нуждается во временной компоненте как временные искусства, которые развиваются во времени (музыка, художественное слово).

Во-вторых, графика относится к изобразительным искусствам, то есть она отражает действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах. Художник получает возможность эстетически раскрывать временное развитие событий, духовный облик, переживания, мысли, взаимоотношения людей, воплощать общественные идеи.

Графика - это один из видов изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения, основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.

Кроме контурной линии в графике используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (реже цветной или чёрной) поверхностью бумаги - основного материала графики. Отличительный признак графики - отношение изображаемого предмета к пространству, важную роль в воссоздании которого играет фон бумаги.

До конца XIX в. понятия графики, рисунка (и тем более живописи) были жестко разделены. Под графикой понимали только печатные техники, под рисунком — работу «от руки». В начале XX века в России термин «графика» еще не существовал, и А. Н. Бенуа, выдающемуся художнику, в историко-теоретических работах для обозначения профессии художников книги, иллюстраторов, карикатуристов приходилось использовать определение «рисовальщик печати».

Фаворский подчеркивал, что не существует абсолютно плоскостного, монохромного, так же, как и абсолютно пространственного изображения. Живопись и графика различаются разной мерой пространственности, проистекающей от различного отношения художника к изобразительной поверхности. Графика несёт не конкретный, реальный образ вещи, а как бы уподобление, иносказание, превращение, в произведениях графики возникает колебание между реальным образом и знаком.

Выделяют три вида графики:

1) монументальная - тесно связанная с архитектурным ансамблем, например, плакат (монументальная печатная графика), настенная графика, картоны;

2) станковая - выполняемая «на станке», не имеющая связи с определенным интерьером, назначение и смысл произведения полностью исчерпывается художественным содержанием (рисунок, эстамп);

3) декоративная - книжные иллюстрации, открытки, любые графические изображения на любом предмете, не имеющие особенной художественной ценности, а служащие для организации поверхности предмета.

Рисунок с присущими ему конструктивно-изобразительными и художественно-выразительными возможностями, гибкостью и бесконечным многообразием приёмов и форм является одним из главных средств графики.

Серьезным шагом в развитии пейзажной графики следует считать голландских художников XVII века и в частности Рембрандта. Он освоил в совершенстве технику офорта, был одним из крупнейших мастеров кисти.

Графика – искусство, в основе которого лежат линия, пятно, контраст черного и белого. Это средства выразительности графики.

Художник выбирает графические средства в зависимости от поставленных перед ним задач, размера произведения, степени условности, степени детализации изображения, добиваясь основного качества рисунка — выразительности.

Мастера искусства всегда воспевали красоту жизни человека с гармонией с природой. Направленность пейзажного жанра была популярна во времена вне зависимости от моды. Художников в сельском пейзаже привлекает умиротворенность, своеобразная поэзия сельского быта, гармония с природой.

Удачные офорты получались у великого Рембрандта; во время прогулок в окрестностях Амстердама, им было сделано много зарисовок с композициями сельского типа. Рембрандт рисует небольшими тростниковыми палочками, небольшими кисточками и даже пальцами.

В XIX века изображения пейзажа полноценно участвуют в утверждении идеалов наравне с портретом и исторической композицией, в которых отображение жизни крестьян играет большую роль.

В сельском пейзаже архитектура выступает небольшим вкраплением в природную среду и воспринимается, как символическое присутствие человека. Небольшие одиночные постройки только подчеркивают божественную красоту стихии. Многовековые традиции домового строительства крепко связанны с сельской архитектурой. Чтобы это понять, достаточно посмотреть произведения русских художников - передвижников, графические композиции Е. Д. Поленовой, И. Я. Билибина, В. М. Васнецова, Н. К. Рериха и других художников второй половины XIX- начало XX веках. Исключительно важное значение в развитии русского искусства сыграл сельский пейзаж. 1871 году весной в костромской глухомани А. К. Саврасов делает карандашные зарисовки и пишет известные этюды «Грачи прилетели». Кривые березы с гнездами и грачами, мокрый забор и крыши сараев и домов, колокольня и церковь. Простая, типичная Российская композиция, которая знакома каждому русскому человеку, просевший мартовский снег который мы видим на полотне. Саврасов разрушил эпоху романтического и классического пейзажа.

В 1902 -1904 гг. И. Я. Билибин совершил путешествие по уездам Вологодской, Архангельской и других северных губерний, за время поездки он сделал множество зарисовок. Впервые попав в глухую русскую деревню в Тверской губернии в 1899 г., Билибин был очарован краем дремучих лесов, загадочных речек и озер, эти сюжеты стали иллюстрациями известных русских сказок. Поездки в места русского Севера укрепили его знания в сфере русского ландшафта и крестьянского быта. В 1904 – 1905 гг., открыв для себя великие памятники русского зодчества, И. Я. Билибин сделал на основе своего научно – творческого поиска замечательные пейзажные композиции, в которых ощущалось архитектурная точность, сочеталась с проникновенной поэтикой и лиризмом. Красоты русского сельского пейзажа мастер изображает их в журналах, в иллюстрациях к сказкам, рисунках для открыток.

Картины с сельским пейзажем удивляют городских жителей простотой быта, подвижной радостью и непосредственностью: здесь играют дети, усердно работают, спокойно отдыхают в жаркий полдень… Персонажи сельских пейзажей, словно отвлекаясь от своих привычных дел, удивленно замечают художника, а иногда они просто не видят его в своей увлеченности.

Во время северной экспедиции И. Я. Билибин соприкоснулся с искусством древней Руси, он предпочитает полнейшую точность в изображении архитектуры и предметов народного творчества. Проникновенны пейзажные композиции – иллюстрации к былине « Вольга» (1902 – 1904 годов). Перед читателями открываются панорамы бескрайних северных просторов, одиноко стоящие монастыри, голубые ленты рек. Мастер соединяет натурные изображения со стилистикой русского лубка, создает свое видение пейзажа, в котором удачно сочетается « наивная грубость лубка с кружевной «бердслеевкой» законченностью деталей». И. Я. Билибин переносит в пейзаж приемы, которые развивались столетиями вне станковой и книжной графики. Его работы напоминают народную роспись или витраж по дереву с их декоративной остротой.

Творчество Е. Д. Поленовой, И. Я. Билибина лишь наиболее известная часть графики патриархальной деревни. Во второй половины XIX в., иллюстрация жизни российского села, разбуженная тенденциями русского общества, которая включает тысячи прекрасных произведений как революционной, так и послереволюционной графики. Когда в советское время народность стала одним из официальных направлений в развитии искусства, создавались книжные иллюстрации и станковые графические листы, вносившие в развития лирического пейзажа свои удивительные черты. Именно эти черты были связаны с развитием советской литературы и появлением группы писателей – « деревеньщиков». Примером послужит искусство А. А. Пластова, в котором графика сельской жизни занимала одно из важнейших мест. Мотивы деревенской местности мы так же встречаем в работах Д. А. Шмаринова, А. Ф. Пахомова и других выдающихся отечественных художников.

Достижения А. К. Саврасова подготовили появление такого явления как лирический интимный пейзаж, в котором эмоциональное состояние, порыв души, превышали над сюжетом. Родоначальниками именно такого пейзажа считаются И. И. Левитан и К. А. Коровин, друзья и ученики А.К. Саврасова, понимавшие ценность натурального изображения пейзажа. Случайные зарисовки или этюды вызывают у смотрящего слезы восхищения; цветовое состояние пейзажа И. И. Левитан и К. А. Коровин воспринимали с трепетным восторгом. Конечно, изображение срубов и заборов в окружении деревьев и кустарников не могут рассказать столько зрителю, сколько картины великого учителя, но в работах его учеников Левитана и Коровина много чувства и художественности.

Да, Россию не понять умом, но ее можно понять, рассматривая произведения Левитана. В его пейзажах всегда поражает простота мотива и исполнения, соединенные с высоким мастерством и безупречным вкусом. Поражает его умение отобрать и обобщить виденное. И никакого желания удивить, ошеломить, оглушить многоцветием. И то, что отличает большого художника, – умение так много сказать в мотиве, виденном всеми, показать новое, что ускользнуло от других.

В советское время русскими художниками был развит лирический интимный сельский пейзаж. Многие зарисовки перерастали в полноценные, композиционно – выверенные рисунки лирического плана. Графики, в отличии от живописцев, исполнили множество лирических сельских пейзажей в различных техниках: в офорте, в рисунке, гравюре по дереву, линогравюре и рисунке.

Советская школа книжной графики с великолепными композициям сельского пейзажа считались лучшими в мире. Художественная детская книга была совмещена с изображением жизни деревни. Насыщенные множеством пейзажей, книжные полосы и развороты, были выполнены лучшими советскими художниками-книжниками. Это относится как к ленинградской, так и к московской школе книжной графики. Воплощение в искусстве сельских лирических пейзажей существует и до сих пор, так как жизнь художников все чаще обращаться к изображениям, в них среда остается обычной, естественной.

В России пейзаж особенно близок поэзии. В нем ярко проявился национальный склад души, тонко чувствующей природу. Это присуще и произведениям пейзажистов ХХ в. А. М. Грицая и Б. А. Смирнова - Русецкого. Признанный классик русского пейзажа И. И. Шишкин, утверждал, что пейзажист - истинный художник он чувствует глубже, чище. На общий с Европой путь художественного развития Россия вступила при Петре I, когда и были созданы первые отечественные пейзажи.

Из мастеров второй половины ХХ в., имеющих много запоминающихся образных рисунком сельского пейзажа, следует отметить О. Г. Верейского, А. М. Лаптева, Н. А. Бородина, В. В Дранишникова, Н. Н. Короткова, А. В. Ганина, Г. Н. Соколова.

В их рисованных работах с одной стороны был виден большой опыт длительного развития композиции пейзажа, с другой стороны ощущается современное чувство действительности. Русская графика во второй половине ХХ века активно влияет на современное обучение.

Пейзажная живопись - выдающееся явление в истории отечественного искусства, его золотой век. Пожалуй, именно в пейзаже с особой полнотой сказалось своеобразие русской художественной школы.

За многие тысячелетия своего становления и развития изобразительное искусство, декоративно - прикладное искусство, казалось бы, достигло своего полного расцвета. Но нет придела совершенству: пройдут десятилетия, столетия – тяга человечества к прекрасному останется неизменной. Самая главная задача в жизни – это найти свое место в искусстве и понять, в чем твое предназначение.

Изучив искусствоведческую литературу по теме исследования, ознакомившись с техникой графического пейзажа, графического рисунка, проанализировав творчество художников, изображающих графические пейзажи, становится ясно, что каждый из них внес каплю таланта в зарождение, процветание и дальнейшее развития графики. Мы до сих пор используем некоторые из разработанных ими способов и приемов. Техника графического рисунка не стоит на месте, рождаются все новые и новые талантливые художники. Опыт художника – это та энергия, которая наполняет и питает содержанием общие представления о любых предметах. Пейзажные зарисовки начали появляться еще в древности, постепенно, по прошествии веков, пейзаж обретает свою значимость.

Особые признаки художественной выразительности в творчестве художников конца XIX начала XX в. встречаются в написании графических пейзажей. У каждого художника есть свой особый стиль. Проведя исследование о развитии рисунка пейзажа от зарождения до ХХ в. можно выявить, что графический пейзаж развивался в контексте с живописью. Написание пейзажных работ в определенной степени является публичным. На листе бумаги остаются лишь те ландшафты, которые сейчас не существуют. Дома у реки, скалы, зелень лугов, проселочная дорога давали толчок вдохновению художников всех времен и стран. Художник стремится передать то ощущение и впечатление, которое видит в пейзаже, и обыденный пейзаж зрители могут воспринимать глазами творца.

Литература

  1. Алпатов М. Композиция в графике. (М., 1977 г.)

  2. Березина А.О. Рисунок 2010г.

  3. Бесчастнов Н.П. графика пейзажа. М.: «Владос», 2005 г.

  4. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика: учебное пособие М.: 2002 г.

  5. Генчук Ю.Я. Советская книжная графика. М., 1986 г.

  6. Зайцев А.С. составитель «Советы мастеров», М.: Просвещение., 1979 г.

  7. Сидоров А.А. Русская графика начала ХХ века. М., 1969 г.

  8. Станкевич В.Н. «Пейзаж. Картина и действительность», М.: Просвещение., 1973 г.

  9. Шорохова Е.В. «Композиция»- М.: Просвещение., 1986 г.

Просмотров работы: 7032