СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

Токова Э.Э. 1
1Северо-Кавказская Государственная Гуманитарно-Технологическая Академия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Гарантией стабильности Северо-Кавказского региона является максимальная занятость населения, так как основной проблемой СКФО является в первую очередь безработица. К тому же более одной трети общей численности населения Северо-Кавказского федерального округа составляет молодежь (приблизительно 2,8 млн. человек). Поэтому в Северо-Кавказском федеральном округе в целом и в каждом субъекте Российской Федерации, входящем в его состав, в частности должна проводиться грамотная и эффективная молодежная политика по вовлечению молодежи в трудовую и экономическую деятельность, а также реализация программ поддержки молодежного предпринимательства.

Решением всех вышепоставленных задач может послужить всяческое поощрение частной инициативы и создание максимально благоприятных условий для малого бизнеса. Ведь именно малый и средний бизнес являются основой пополнения местного бюджета, оперативно реагируют на рыночную конъюнктуру, создают новые рабочие места, вовлекая в производство молодое трудоспособное население.

Успешное социально-экономическое развитие Российской Федерации и регионов напрямую зависит от уровня, темпов и развития малого и среднего предпринимательства, его эффективного сотрудничества с органами государственной власти.

За последние годы в России формально сложилась разветвленная система государственной и общественной поддержки малого предпринимательства, которая призвана была оказывать малому бизнесу те услуги, в которых он нуждается в первую очередь: бизнес - образование и подготовка кадров, услуги агентств поддержки малого предпринимательства, услуги фондов поддержки предпринимательства, услуги бизнес - инкубаторов, услуги технологических парков.

В качестве основной цели развития малого предпринимательства следует ставить формирование так называемого среднего класса. Сделать это без интенсивного развития малого бизнеса вряд ли возможно.

Все те же тенденции можно проследить на примере Северного Кавказа и Карачаево-Черкесской республики в частности. Субъекты малого и среднего предпринимательства республики, занимают более 83% от общего числа хозяйствующих субъектов республики.

По итогам мониторинга, в 2012 году, среднесписочная численность работающих в сфере малого и среднего предпринимательства республики составляет около 37 тыс. человек, или 19.5% экономически активного населения республики.

Регулирование и поддержке малого предпринимательства в КЧР по сравнению с другими регионами России развиты достаточно широко, однако, как и в целом по стране, в большинстве своем носит декларативный характер и в незначительной степени влияет на сектор малого бизнеса. К эффективным мерам поддержки бизнеса можно отнести развитие инфраструктуры и межрегиональное сотрудничество, благодаря чему малым предприятиям региона удастся организовать совместные предприятия, снизить издержки обращения и повысить рентабельность.

Финансово-кредитная поддержка, хотя и направлена на решение основных проблем малого бизнеса, недостаточно эффективна, поскольку ее получают единицы из всех фирм. Главным препятствием к получению кредита зачастую являются условия, выдвигаемые банками. Во-первых, обеспечение кредита – как таковое банки рассматривают только недвижимость, золото и драгоценности. Во-вторых, оценка вышеуказанного имущества предприятия осуществляется обычно на 50% ниже ее реальной рыночной стоимости, что сильно снижает сумму возможного кредита. В-третьих, процент по кредитам непомерно высок и примерно в 10 раз выше европейской ставки ипотечного кредита, которая колеблется около уровня в 2-3% в год. При этом срок рассмотрения запроса на кредит может доходить до нескольких месяцев и потребовать предоставления большого количества документов. К тому же, если в больших городах можно с трудом и дорого все-таки найти кредит, то в маленьких городах с населением до 100 тысяч часто есть только один банк. Правда следует отметить, что требования к заемщику здесь менее формализованы.

Также в целях повышения эффективности развития малого бизнеса в республике необходимо создание обратной связи между бизнесом и государством. Главная задача органов власти в этой сфере - координация действий всех ветвей власти с деятельностью общественных предпринимательских объединений федерального, регионального и муниципального уровней, обеспечение благоприятных условий для существования малого предпринимательства на основе эффективного взаимодействия с государством, особенно в лице чиновников.

Если в крупном городе, по тем или иным причинам, вы не нашли общего языка с конкретным чиновником, то у вас есть шанс переместить бизнес в соседний район или пригород. В малых городах этого шанса нет. Это является следствием, как относительной малочисленности фирм, так и относительной многочисленности чиновников.

В то же время, следует отметить, что в малых городах за счет тесного сотрудничества и относительной малочисленности компаний между МП формируются особые связи, благоприятно влияющие их развитие, - это работа, основанная на личных контактах и точном знании потребностей друг друга, что позволяет эффективно планировать производство и выполнять заказы в кратчайшие сроки.

Недостаток финансовых ресурсов и высокие ставки налогообложения являются основной проблемой малых предприятий и заставляют их уходить в тень. Высокий уровень налоговой нагрузки вынуждает предприятия скрывать налоги. Если представить малое предприятие в виде айсберга, который плавает в океане рыночной экономики, то, естественно, что часть экономической деятельности айсберга будет находиться под водой (в «теневой» экономике), а другая часть экономической деятельности будет находиться над водой (легализированная часть экономики малого предприятия). В данном случае объем айсберга - это выручка от реализации. Часть выручки от реализации находится в «теневой» экономике, а часть легализирована. Чем больше налоговая нагрузка, тем больше теневая (подводная) часть айсберга, т.е. при увеличении налоговой нагрузки будет погружаться в воду (тень).

В целях повышения эффективности налогового стимулирования малого бизнеса в России требуется реформирование существующей системы налогообложения малого бизнеса. Следует пересмотреть и упорядочить состав видов экономической деятельности, по которым следует предоставлять налоговые преференции. Акцент должен быть сделан на приоритетные сферы региона: туризм, сельское хозяйство, строительство. При этом особое внимание и особо льготное налогообложение должно предоставляться малому инновационному бизнесу.

Одно из важнейших конкурентных преимуществ малого предпринимательства состоит в возможности быстро принимать и использовать инновации. В данном случае инновацию следует понимать как любое новшество, не только в производстве, но и в торговле. Но поиск инновационных решений зачастую похож на «изобретение велосипеда», поскольку на малых предприятиях, как правило, нет специалистов и необходимых финансовых и технических возможностей, чтобы искать и отслеживать имеющиеся инновационные решения.

Между тем в России немало различных научно исследовательских и учебных учреждений, обладающих необходимыми ресурсами и опытом для осуществления научного и информационного поиска. Они могли бы создавать и активно предлагать малым предприятиям описание инноваций в соответствующих сферах деятельности. Концентрация информационных возможностей в рамках существующих учебных центров и технопарков позволит стать «информационным спонсором» тех инноваций, которые появились в самих малых предприятиях и требуют для своего внедрения участия и инвестициях.

Следует отметить, что малое предпринимательство можно отнести к системам, которые обладают функцией саморазвития, ему необходим импульс для активизации этого процесса. Региональные органы власти могут стимулировать развитие малого бизнеса достаточно широким кругом мероприятий. Осуществлять регулирование бизнеса на конкретной территории следует широким кругом узкоспециализированных проектов, которые будут основными точками развития. С учетом присущих малому бизнесу особенностей развития в конкретном регионе - КЧР, можно говорить о следующих направлениях развития малого бизнеса: развитие узкоспециализированных предприятий по производству шерстяных и полусинтетических волокон, повышение производительности предприятий животноводства, развитие предприятий легкой и пищевой промышленности.

Кроме экономической эффективности развитие малого предпринимательства в регионе может иметь и социальные эффекты: увеличатся денежные доходы населения, доходы бюджета, а, следовательно, расходы на социальные нужды.

Необходимо отметить, что для развития экономики региона в целом большую проблему представляют собой стереотипы, каким видят Кавказ внутри России. У предпринимателей существует страх, что строить бизнес на Кавказе довольно рискованно. Однако ситуация будет только обостряться, если, борясь с терроризмом, забывать о социально-экономической ситуации в регионе. Решать проблемы необходимо комплексно и во всем регионе одновременно.

Список использованной литературы:

1. Стратегия развития Северного Кавказа, утверждена распоряжениемправительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. № 1485-р

2. Байша Ж.Ф. Предпринимательское право. – Ростов – на/Д.: Феникс, 2009. – 544с.

4. Кошкина Э.Развитие малого бизнеса опережает экономику // Бизнес журнал. Электронный выпуск.

5. Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учебник для вузов / М.Г. Лапуста и др. - М.: ИНФРА-М, 2007. – 667- 668 с

6. www.creativeconomy.ru›wp-content/uploads/2010/03/

7. www.gosrf.ru/news/top/13463

8. www.kavkaz-lab.ru›index.php/forum2010/78--gagloev

Просмотров работы: 2687