Бизнес-ангелы часто занимаются одновременно многими проектами, так как значительная их часть не выходит из «смертельной долины», и только один из многих принесёт прибыль, способную окупить остальные убытки.
Представители неформального рынка венчурного инвестирования вкладывают часть собственных средств в инновационные компании самых ранних стадий развития, поддерживая их техническое и коммерческое развитие. Эта особенность бизнес-ангелов делает этих инвесторов заслуживающими внимания общественности и достойными поддержки со стороны государства. Бизнес-ангелы инвестируют деньги, опыт и связи в обмен на долю акций в новой компании.
Бизнес-ангелы имеют возможность оценивать достаточно большое количество проектов. И данные проекты могут принадлежать к различным областям (информационные технологии, медицина/здравоохранение и др.), что затрудняет оценку инновационных проектов – каждой области присущ свой набор характеристик. И тем не менее, есть ряд параметров, оценка которых дает относительно полное представление о проекте.
В связи с этим очень острым является вопрос об оптимизации процесса принятия решений об инвестировании в тот или иной проект.
Линейная статистическая обработка не способна выбелить несколько наиболее важных параметра, по которым можно было бы со 100-процентной вероятностью определить, в какой же инновационный проект стоит вкладывать деньги. В данной ситуации естественно обратиться к нелинейному статистическому анализу, то есть к нейросетевому моделированию.
Основной проблемой оценки проектов является учет множества факторов при оценке того или иного показателя, а так же в какой шкале оценивать тот или иной показатель (с учетом того, что одни показатели имеют численный характер, другие – лингвистический т.д.). Наиболее интересным и перспективным способом решения проблемы принятия решений является использование сетей простейших нейропроцессоров.
Нейронные сети, как правило, на входах оперируют с 0 и 1 (не активный нейрон и активный нейрон). Но тот или иной показатель практически невозможно оценить в достаточной мере, используя данный диапазон чисел. Поэтому стоит использовать такую возможность нейронных сетей, как распознавание образов, то есть заполнение морфологической таблицы, где на пересечении i-й строки с параметрами проекта и j-го столбца с критериями оценки того или иного показателя ставится определенный цвет. В таблице 1 приведены цвета заполнения таблицы, и как инвестор мог бы рассуждать при заполнении той или иной ячейки.
Таблица 1. Используемые цвета и их обозначения
0 |
Параметр не заполняется или не значим для инвестора |
|
0,1 |
Параметр имеет значение для инвестора, но никак не освещен в процессе подготовки и презентации проекта |
|
(0,1;1] |
Параметр имеет значение для инвестора, но не проработан или не учтен авторами проекта |
|
(1;2] |
Параметр имеет значение для инвестора, но практически не проработан или не учтен авторами проекта |
|
(2;3] |
Параметр имеет значение для инвестора, проработан на среднем уровне, имеется неполное понимание вопроса |
|
(3;4] |
Параметр имеет значение для инвестора, хорошо проработан, имеется практически полное понимание вопроса |
|
(4;5] |
Параметр имеет значение для инвестора, отлично проработан, имеется полное понимание вопроса |
В таблице 2 показано примерное заполнение ячеек (для наглядности в ячейках указаны оценки параметров инвесторами, согласно которым таблица приобрела такую «пеструю» окраску).
Талица 2.Заполнение карты
доступность изложения |
измеримость |
реальная выполнимость |
конкретность |
информационная составляющая |
Среднее значение |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
1 |
Идея и цель проекта |
5 |
0,1 |
3 |
4 |
4 |
3,22 |
2 |
Основные конкурентные преимущества продукта |
4,3 |
0,1 |
0,1 |
4 |
4 |
2,5 |
3 |
Описание основных преимуществ продукта (уникальность; высокое качество; широта ассортимента; удобство расположения и т.д.) |
3,5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4,3 |
4 |
Описание основных сегментов рынка, на которые в первую очередь нацелен продукт (объем каждого сегмента в настоящее время и на момент выхода продукта на рынок) |
5 |
3 |
4 |
2 |
3 |
3,4 |
5 |
Решение продуктом проблемы на рынке |
3 |
0,1 |
4 |
4 |
3 |
2,82 |
6 |
Ожидаемая доля на рынке через определенный срок |
5 |
3 |
0,1 |
5 |
0,1 |
2,64 |
7 |
Основные потребители |
5 |
0,1 |
4 |
3 |
5 |
3,42 |
8 |
Этапы возможного дальнейшего развития технологии и примерные сроки их реализации |
2 |
3 |
4 |
5 |
3 |
3,4 |
9 |
Основные конкуренты |
3 |
0,1 |
0,1 |
4 |
5 |
2,44 |
10 |
"Барьеры" для "входа" конкурента |
3 |
0,1 |
3,5 |
4 |
5 |
3,12 |
11 |
Стратегия сбыта |
4 |
0,1 |
5 |
5 |
4,2 |
3,66 |
12 |
Объем уже вложенных средств |
5 |
5 |
3 |
5 |
4 |
4,4 |
13 |
Потребности в финансировании: объем, сроки, формы |
4 |
5 |
3 |
4 |
4,3 |
4,06 |
14 |
Основные направления использования новых инвестиций (новое оборудование; завершение разработок и испытаний продукций; исследование рынка и т.д.) |
4 |
4 |
3 |
5 |
3 |
3,8 |
15 |
Ожидаемые финансовые показатели (объем продаж и чистого дохода по годам в течении 5 лет; внутренняя норма рентабельности; срок окупаемости вложений; средняя прибыльность) |
4,5 |
4 |
3 |
5 |
4 |
4,1 |
16 |
Стадия проработки технологии (основные исследовательские работы; лабораторные исследования; опытный образец; выпуск опытной партии; мелкосерийное производство) |
3 |
0,1 |
5 |
4 |
2,5 |
2,92 |
17 |
Степень сформированности команды |
3 |
4 |
5 |
4 |
3 |
3,8 |
18 |
Информация о ключевых позициях в команде |
4 |
0 |
2,4 |
3 |
4 |
2,68 |
19 |
Компетенция всех участников команды |
5 |
0,1 |
3 |
4 |
3 |
3,02 |
20 |
Принцип отбора кандидатов на незанятые ключевые позиции |
4 |
0 |
2 |
3,5 |
5 |
2,9 |
21 |
Готовность вкладывать собственные средства |
2 |
5 |
3,2 |
3,3 |
3 |
3,3 |
22 |
Готовность реинвестировать прибыль |
4,5 |
4 |
2,5 |
3 |
2,5 |
3,3 |
Для наглядногсти можно построить график. Для этого в многомерное пространство данных погружается двумерная сетка, изменяющая свою форму таким образом, чтобыкак можно точнее аппроксимировать облако данных.каждой точке данных ставится в соответствие ближайший к ней узел сетки. Таким образом, каждая точка получает некоторую координату на сетке. Такое изображение локально непрерывно: близким точкам на карте соответствуют близкие точки в исходном пространстве.
Рисунок 1. Пример отображения морфологической карты в многомерном пространстве
Такая топографическая карта дает наглядное представление о рассматриваемом проекте в многомерном входном пространстве, геометрию которого мы не в состоянии представить себе иным способом. Стоит так же отметить, что с помощью такой карты достаточно наглядно отображаются наиболее сильные и слабые стороны проекта.
Заполненная морфологическая карта, по возможности, должна подсказывать инвестору, стоит ли в тот или иной проект вкладывать деньги. И если в целом проект оказывается достаточно хорошим – то так же видеть возможные «проблемные участки» проекта, для возможности доработки. Для достижения данной цели следует использовать многослойный персептрон с несколькими скрытыми слоями, пример которого изображён на рисунке 2.
Рисунок 2. Пример многослойного персептрона.
На первый слой будет подаваться цветовая карта, заполненная экспертом; второй слой будет обрабатывать поступившую информацию в доступную для работы нейропроцессоров; третий слой отвечает за математически й аппарат и четвертый слой выдает результат: на сколько проект качественный, и если проект имеет достаточно большую вероятность получить инвестиции – возможные «слабые» или недостаточно проработанные стороны проекта, над которыми необходимо поработать, чтобы получить одобрение инвестора.
В результате дальнейшей разработки данной методологии значительно упростится процесс принятия решения бизнес-ангелом о принятии/отвержении/дополнительной доработки проекта. Заполняя морфологическую таблицу (а это возможно делать даже в режиме он-лайн), не будет необходимости держать в памяти множество вопросов, запоминать большой и быстро меняющийся поток информации, поступающий во время рассмотрения проекта на форуме бизнес-ангелов или на стадии рассмотрения заявки – можно заполнять морфологическую таблицу в режиме он-лайн. Использование цветовой альтернативы цифрам и построение многомерного графика позволит наглядно видеть «уязвимые места» рассматриваемого проекта. Разрабатываемая методология будет подспорьем для анализа поступающих инновационных проектов, охватывая наиболее значимые параметры оценки идей.