МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ОГРАНИЧЕНИЯ ВЫБРОСОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО СЕКТОРА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ОГРАНИЧЕНИЯ ВЫБРОСОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО СЕКТОРА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Плещенко Т.В. 1, Скитер Н.Н. 1
1Волгоградский государственный аграрный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях в качестве одной из приоритетных задач является совершенствование экономических механизмов в области охраны окружающей среды. Её решение требует совершенствования нормативов платы за негативное воздействие на окружающую среду, принятие мер по обеспечению безопасности среды проживания, механизмов государственной поддержки работ по сокращению экологического ущерба, нанесенного в результате хозяйственной деятельности и др. Развивающиеся процессы глобализации мировой экономики способствуют росту интеграции национальных и региональных товарных рынков [3]. Уничтожение торговых барьеров посредством двусторонних и многосторонних договоров о режиме свободной торговли сопровождаются снижением нетарифных торговых издержек, которые являются важнейшей движущей силой в процессе международной экономической интеграции и создания зон свободной торговли, таких, как Европейская экономическая зона, Северо-Американский договор о свободной торговле и Азиатская зона свободной торговли.

Рост производства и торговых потоков, увеличение открытости национальных экономик приводит как к увеличению выбросов загрязняющих веществ, так и снижает эффективность эколого-экономической политики. Так, в докладе ВТО об экологических последствиях роста международной торговли отмечается: «Происходящее устранение экономических границ усиливает потребность кооперации стран в осуществлении эколого-экономической политики и, особенно, в решении трансграничных и глобальных экологических проблем, находящихся вне контроля отдельных стран» [1]. В условиях несовершенной конкуренции осуществляющие национальную экономическую политику институты, как правило, преследуют стратегические неэкологические цели, например, использование экологических налогов как инструментов торговой политики, особенно в условиях исключающих применение таких традиционных инструментов как импортные тарифы или экспортные субсидии.

Одними из современных инструментов эколого-экономического регулирования выступают распределяемые и продаваемые квоты на промышленные выбросы, которые применяются как внутри страны на федеральном рынке квот, так и в международных экологических соглашениях [4]. Система квот на выбросы в федеративном государстве преследует цель обеспечения допустимого совокупного уровня производственных выбросов при наименьших затратах.

В литературе недостаточно исследованы проблемы системного обоснования выбора с применением современных методов экономико-математического моделирования оптимального инструментария регулирования вредных производственных выбросов в различных условиях. Требуют дополнительного анализа экономические стимулы к инвестициям в создание инновационных экологически чистых технологических процессов на рынках совершенной и несовершенной конкуренции при использовании таких инструментов эколого-экономического регулирования, как экологические стандарты (предельные объемы загрязнения, устанавливаемых для фирмы), технологические стандарты, бесплатно распределяемых регулятором квот на выбросы и продаваемых с аукциона квот на производственные выбросы. Отдельного анализа требует проблема системного моделирования оптимальной налоговой политики национальных правительств в отношении загрязнения окружающей среды транснациональными фирмами с учетом их рыночного взаимодействия. Существенное социально-экономическое значение имеет решение проблемы оптимизации государственной эколого-экономической политики регулирования загрязнения окружающей среды производственным сектором с учетом глобализации экономики, включающей мобильность капитала и трансграничные эндогенные эффекты.

В связи с этим, предлагается рассматривать следующую систему эколого-экономических регуляторов для разработки семейства адекватных математических моделей, представленную на рис. 1.

В качестве методологической основы для моделирования использовался системный анализ как совокупность методов и средств исследования сложных, многоуровневых и многокомпонентных систем, объектов, процессов, опирающихся на комплексный подход, учет взаимосвязей и взаимодействий между элементами системы. При этом рассматривалась система эколого-экономических регуляторов, как совокупность отдельных инструментов (элементов), находящихся в определённых отношениях друг с другом и с окружающей средой.

Системный анализ играет важную роль в процессе планирования и управления, при выработке и принятии управленческих решений. Необходимо рассматривать задачи не изолированно, а в комплексе, в единой системе. При этом необходимо учитывать многообразие различных факторов -технических, технологических, экономических, правовых, организационных и т.п. Поэтому, основные задачи, решаемые нами в рамках системного анализа - формулирование проблемы, сбор информации, разработка нескольких вариантов развития системы при различных условиях, выбор оптимального курса развития системы, выявление основных целей развития системы, выявление критерия эффективности функционирования системы.

Рисунок 1– Иерархия системы эколого-экономических регуляторов

Проблемы системного экономико-математического моделирования и анализа инструментов рыночного и нерыночного регулирования загрязнения внешней среды в процессе производственной деятельности рассмотрены в контексте влияния на общественное благосостояние и на инновационную деятельность в области разработки экологически чистых технологий.

В качестве инструментария регулирования выбросов загрязняющих веществ первоначально рассматриваем экологические стандарты (предельные объемы выбросов, устанавливаемых для фирмы), технологические стандарты, продаваемые с аукциона разрешения на выбросы загрязняющих веществ, бесплатно распределяемые разрешения на выбросы и пр.

С точки зрения защиты окружающей среды ключевой вопрос состоит в том, увеличивает ли интеграция товарного рынка экологические выгоды от координации международной эколого-экономической политики. Требовалось уточнение того, как интеграция товарного рынка влияет на эффективность координации международной эколого-экономической политики как средства снижения выбросов загрязняющих веществ. При этом, соотношение между степенью интеграции товарного рынка и экологическим эффектом координации международной эколого-экономической политики определяется следующими особенностями функций, определяющих ущербы окружающей среде от вредных выбросов.

  1. Для линейной функции, определяющей ущербы от вредных выбросов, интеграция товарного рынка снижает экологические выгоды от координации международной эколого-экономической политики при условии

, (1)

где - возрастающая функция параметра , характеризующего издержки сокращения вредных выбросов;

  1. Для квадратичной функции, определяющей ущербы окружающей среды, интеграция товарного рынка снижает экологические выгоды от координации международной эколого-экономической политики.

Вследствие громоздкости полученных аналитических зависимостей, исследование их особенностей проводилось численными методами с использованием разработанных компьютерной программы «Анализ эффективности влияния значений параметров эколого-экономических регуляторов», интерфейс которой представлен на рис. 2. (Свидетельство о государственной регистрации № 2013610559 от 9.01.2013. Заявитель ВолГАУ).

а) б)

Рисунок 2 - Рабочие окна интерфейса разработанной программы для анализа влияния параметров эколого-экономических регуляторов загрязнений окружающей среды

а) выбор параметров регуляторов и определение равновесной ставки налога;

б) зависимость выигрыша национального благосостояния от степени координации эколого-экономической политики

С точки зрения охраны окружающей среды оказывается, что процесс усиления интеграции товарных рынков между странами не требует повышения координации международной эколого-экономической политики. Если только выпускаемые виды продукции не являются близкими субститутами, в усилении координации абсолютно нет необходимости в случае, если предельные общественные ущербы от загрязнения постоянны, так что «масштабный эффект» роста интеграции не оказывает влияние на предельные стимулы снижения вредных выбросов.

Кроме того, в силу «масштабного эффекта» интеграции, интеграция товарного рынка еще более снижает относительный экологический выигрыш от координации эколого-экономической политики. Как показывает анализ, в этот результат вносят вклад два эффекта.

Во-первых, более низкие торговые издержки снижают стимулы поддерживать ставки налогообложения на высоком уровне в режиме координации с целью снизить полные затраты на торговые операции. Во-вторых, что более существенно, интеграция товарного рынка повышает стимулы национальных правительств к переносу загрязняющего окружающую среду производства в зарубежную страну в некоординированном режиме, если трансграничное загрязнение окружающей среды достаточно низко, и эти стимулы исключаются при координации эколого-экономической политики. Следовательно, если загрязнение носит преимущественно локальный характер, интеграция товарного рынка может снизить экологический выигрыш от координации эколого-экономической политики. Исследовано влияние интеграции товарного рынка и координации эколого-экономической политики на национальное благосостояние, что весьма важно для оценки целесообразности международной координации эколого-экономической политики.

Таким образом, предлагаемая на основе системного подхода концепция моделирования эколого-экономической политики на международном уровне позволяет учесть наличие синергетических эффектов между странами, связанных с распространением инновационных технологий, снижающих издержки сокращения вредных выбросов и отрицательных внешних эффектов. На основе полученных математических зависимостей, предложены концептуальные модели международных экологических договоров, учитывающие распределение разрешений на промышленное загрязнение между странами с условием возможности торговли квотами между ними, а также инструменты реализации эколого-экономической политики, включающее систему регуляторов, которая должна применяться странами, участвующими в соглашении. Проведенный анализ воздействия на эколого-экономическую политику со стороны стран, игнорирующих международные соглашения, позволил обосновать выбор и оптимальные параметры регуляторов, с целью соблюдения экологических требований.

Список использованной литературы:

  1. Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mnr/gov.ru/part/?act=more&id=6109&pid=1227

  2. Скитер, Н.Н. Системное моделирование процессов ограничения техногенного загрязнения среды в условиях глобализации / Н.Н. Скитер, А.Ф. Рогачев, Т.В. Плещенко // Вестник университета (ГУУ). – М: ГУУ, 2013. - №3.

  3. Скитер, Н.Н Математическое моделирование и формирование оптимальной эколого-экономической политики в условиях глобализации: монография / Н.Н. Скитер - Волгоград: Волгоградский ГАУ, ИПК «Нива», 2012.-185 с.

  4. Скитер, Н.Н. Экономико-математическая модель регулирования выбросов производственного сектора / Н.Н. Скитер // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса, ВГСХА.- Волгоград.-2012.-№1.- С. 214-219.

Просмотров работы: 1399