ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРИ ПОМОЩИ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРИ ПОМОЩИ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Исаев И.В. 1
1Волгоградский государственный аграрный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современной экономике одним из важнейших условий успешного функционирования для компаний и предприятий становится эффективное управление своими издержками. Уже в течение нескольких десятилетий в качестве одного из важнейших факторов снижения издержек принято рассматривать автоматизацию производственных процессов и внедрение информационных технологий в организационно управленческую деятельность. За данный период накоплено немало примеров, иллюстрирующих бесспорный рост эффективности производства и качественного уровня оказания услуг за счёт применения информационных технологий. Одновременно нельзя не признать, что издержки на поддержание автоматизированных систем управления и процессы обработки информации, как правило, составляют весьма существенную долю в структуре издержек современной компании. В этой связи актуальность приобретают проблемы снижения затрат, порождаемых процессами эксплуатации информационных систем. Одним из перспективных направлений решения задач данного рода становятся меры по использованию облачных вычислений.

Вопрос построения ясного и в то же время краткого определения понятия облачные вычисления давно пытаются разрешить эксперты, аналитики и маркетологи. Но ничего лучше, чем описание ключевых характеристик и методов работы пока не придумано. Европейские эксперты пошли по этому же пути и собрали воедино множество данных, которые так или иначе просматриваются во многих материалах. Если попытаться выразить определение в одном предложении, то оно может звучать следующим образом: "Облако - это динамично расширяемая информационная система, при необходимости предоставляющая потребителям ИТ-сервисы с заданными характеристиками и позволяющая контролировать качество предоставления услуг согласно заложенным метрикам". Самое важное в этом определении то, что облачные системы являются сервис-ориентированными: их основная задача — обеспечить потребителя качественной услугой. Соответственно, выделяется несколько моделей предоставления услуг:

  • Инфраструктура как услуга (IaaS)

- предоставление различных ИТ ресурсов клиентам. Как правило модель IaaS подразумевает предоставление виртуального сервера, хранилища, сетевой инфраструктуры. IaaS предоставляет пользователю широкие возможности по настройке сервиса, но в то же время, это затрудняет обслуживание. Для того, чтобы избежать подобной проблемы многие провайдеры предлагают ряд шаблонов по предоставлению виртуальной инфраструктуры. Кроме того, существуют модели предоставления только отдельных компонент ИТ-систем, например, хранилища данных.

  • Платформа как услуга (PaaS)

- предоставление доступа к программной платформе. Пользователи могут создавать и размещать собственные приложения на базе данной платформы, они имеют доступ к управлению ресурсами более низкого уровня (операционная система, хранилища данных и. т.д.). Из-за значительных различий в API каждой конкретной платформы, миграция приложений с одного PaaS решения на другое, как правило, невозможна. Этот факт вынуждает некоторых провайдеров задуматься о разработке универсального интерфейса PaaS. Основной эффект клиента при выборе им данной модели состоит в экономии на издержках, связанных с поддержанием физической и аппаратной инфраструктуры вычислительной сети, а также системного и серверного программного обеспечения.

  • ПО как услуга (SaaS)

- предоставление программного обеспечения. В данной модели пользователи получают доступ только к функционалу необходимого ПО через сеть. Модель SaaS уже используется для доставки приложений для редактирования документов и презентаций, управления проектами, CRM.

Рисунок 1: Примеры реализации облачных сервисов

Специалисты компании IDC провели исследование относительно использования вышеописанных моделей в России и мире:

Рисунок 2: Прогноз IDC по мировому и российскому рынку

Эксперты отдельно отмечают, что данные модели не ограничивают возможности предоставления ИТ-сервисов. Разделение на три модели использования возникло естественным образом, исходя из потребностей клиентов. Помимо различных способов предоставления сервисов различают несколько вариантов развертывания облачных систем:

  • Частное облако. Используется для предоставления сервисов внутри одной компании, которая является одновременно и заказчиком и поставщиком услуг.

  • Публичное облако. Используется облачными провайдерами для предоставления сервисов внешним заказчикам.

  • Смешанное (гибридное) облако. Совместное использование двух вышеперечисленных моделей развертывания.

Согласно традиционной схемы, ИТ-инфраструктура и ПО приобретаются предприятием в собственность, со временем их модернизируют, наращивая вычислительные мощности и программное обеспечение согласно современным потребностям бизнеса. Позитивным моментом модели является возможность быстрого предоставления для бизнеса необходимой услуги. Однако при такой схеме ИТ-департамент компании всегда должен быть на шаг впереди, что обязывает его приобретать ИТ-инфраструктуру на будущее, чтобы не проиграть гонку ИТ-обеспечения. При этой схеме у компаний есть риск столкнуться с дефицитом вычислительных мощностей, или с нехваткой дискового пространства для хранения информации. Абсолютно противоположная предыдущей по своему построению и функциональному значению – модель публичного «облака», которое создает сервис-провайдер. Данный тип «облаков» предназначен для задач, не требующих высокого уровня безопасности. При установке таких «облаков» у клиента есть возможность создавать порталы без критичной информации для внешних пользователей, проводить не конфиденциальные разработки и внешние хранилища данных, при этом пользователь не может контролировать процесс резервирования данных, также ему не известно рядом с какими данными они размещены и какой приоритет у прикладных программ. В свою очередь, частное «облако» разрешает объединить ИТ-ресурсы компании в один пул и распределять их между ИТ-приложениями по мере их загрузки и необходимости для бизнеса в тот или иной момент. Кроме реализации собственных нужд, пользователь может предоставлять часть ресурсов другим потребителям, при этом сохраняя высокий уровень безопасности. При данных преимуществах и недостатках облачных вычислений, компаниям выгоднее использовать гибридные «облака». Этот вариант представляет собой внедрение с использованием совокупности двух или более «облаков» с разными моделями внедрения, которые объединены общей технологией или стандартом. Гибридные «облака» позволяют привлекать ресурсы публичных облаков тогда, когда это необходимо.

Решение об использовании облачных технологий должно приниматься с учетом состояния собственной информационной системы предприятия. Можно выделить три основных состояния информационной системы организации:

  1. На предприятии создана новая информационная система или проведены необходимые мероприятия по модернизации информационной системы, в результате чего система отвечает предъявляемым требованиям к ее эффективности.

  2. Информационная система является неэффективной или проводится реинжиниринг бизнес-процессов.

  3. Информационная система еще не создана или ее модернизация нецелесообразна и требуется построение новой системы.

С экономической точки зрения немедленный переход к облакам в первом случае не является оправданным. В данной ситуации целесообразным может быть перенос в облака новых появляющихся сервисов и разработка концепции поэтапного перехода к облачным технологиям в будущем. Во втором и, особенно в третьем случае, перенос информационного обслуживания в облака может оказаться наиболее приемлемым шагом построения эффективных информационных сервисов предприятия. Причем, в состоянии качественных изменений всего предприятия возможен поэтапный переход к облачным сервисам. Для новых предприятий выбор в пользу облачного обслуживания может дать максимально возможный экономический и технологический эффекты. Переход к облачным технологиям может быть наиболее выгоден малым и средним предприятиям, для которых расходы на информационную сферу в большей степени, по сравнению с крупным бизнесом, сказываются на конкурентной способности их товаров и услуг.

Экономия денежных ресурсов складывается из следующих составляющих:

  • снижение капитальных затрат на закупку собственного серверного оборудования;

  • отсутствие необходимости покупать лицензионное программное обеспечение;

  • экономия на эксплуатационных расходах, выделяемых на настройку;

  • поддержание работоспособности и обновление ПО (включая заработную плату сотрудников, обслуживающих ИТ).

Таким образом, объем инвестиций, необходимых для организации ИТ-сервиса внутри компании, ощутимо сокращается. Налицо перевод капитальных затрат в операционные, что особенно актуально для малых и средних фирм. При этом потребитель несет сравнительно небольшие периодические затраты в виде арендной платы. Как правило, оплата зависит от количества пользователей и набора покупаемых услуг. Схема периодической оплаты дает возможность приостановки выплат поставщику сервиса в том случае, если необходимость в программном обеспечении временно отсутствует. В части экономических выгод также следует помнить, что пользователь сервиса, платит только за те ресурсы и услуги, которые ему необходимы. Нет необходимости вкладывать средства в полноценные тяжеловесные программные средства, часть функций которых останется невостребованной. Также он имеет возможность планирования бюджета на информационные технологии заранее, без резких колебаний (в случае непредвиденных ситуаций с собственными серверами или ключевыми сотрудниками).

Другой важный фактор преимущества облачных технологий - это фактор времени. В деятельности клиента отсутствует период, связанный с развёртыванием, настройкой и отладкой его информационной системы, так как облачным сервисом можно начинать пользоваться сразу с момента заключения договора с провайдером. Снижения стартовых сроков при работе с «облачной» системой по сравнению с работой в традиционных условиях, как правило, становится крайне важным конкурентным преимуществом в условиях динамично меняющейся внешней среды.

В качестве ещё одного достоинства привлечения внешних информационных ресурсов следует выделить мобильность. Во-первых, пользователь облачного сервиса имеет возможность доступа к нему независимо от своего физического расположения. Во-вторых, отсутствие привязки к конкретному рабочему месту позволяет расширять горизонты работы компаний и повышает гибкость кадровой политики. При решении задач набора специалистов и управления персоналом можно в большей мере ориентироваться на квалификационные требования, привлекая к работе сотрудников из различных регионов. В-третьих, предприятие получает большую степень свободы в плане использования офисных и производственных помещений. Затраты на аренду помещений могут быть оптимизированы за счёт использования разных площадок, а также экономии на помещениях, необходимых для размещения серверов и сопутствующего оборудования.

Стабильность работы «облачных» сервисов, обеспечиваемых профессиональными провайдерами, как правило, выше по сравнению с ситуацией поддержки ИТ-инфраструктурой собственными специалистами компании. Это происходит как за счёт факторов профессионально-технического плана (лучшие возможности по эффективному распределению мощностей, резервированию данных, внедрению новых технологических решений и т.п), так и за счёт наличия объективных экономических стимулов у компаний-провайдеров по повышению качества предоставляемых услуг в конкурентной среде. Таким образом, для потребителя «облачные» сервисы предоставляют широкий спектр возможностей для перенаправления сэкономленных ресурсов в основные сферы деятельности, генерирующие прибыль.

Специалисты IDC, рассматривая облачные технологии относительно традиционных, а также перспективные направления в облачных сервисах, предоставили следующие данные:

Рисунок 3: Перспективные направления

Исходя из этих данных сделаем вывод, что наблюдается значительный рост использования облачных технологии в последние годы и в ближайшей перспективе рост использования традиционной технологии будет сокращаться относительно облачных вычислений.

В заключении необходимо отметить, что «облачные вычисления» в масштабе всей отрасли информационных технологий являются инструментом по сближению информационных технологий и бизнеса. Облачные вычисления несут явные преимущества, как для пользователей (сокращение издержек, снижение сложности обслуживания аппаратно-программной инфраструктуры), так и для поставщиков услуг (экономия за счет масштаба производства). В сегодняшнем экономическом климате, в условиях ограниченности бюджетов и высокой динамики рынка, предприятиям крайне важно иметь возможность оперативной переориентации с минимальными затратами. Облачные вычисления способны продлить срок службы существующих систем за счет внедрения инновационных технологий, а также сформировать конкурентные преимущества, быстрее, чем при использовании традиционных методов внедрения информационных систем. Услуги в области информационных технологий из вспомогательных процессов плавно перерастают в состав бизнес-процессов предприятия. Основой становится уже не просто бизнес-приложение, как продукт, а гибкий инструмент достижения поставленных задач, механизм повышения эффективности. При этом ценность облачных вычислений заключается в том, что бизнес сможет оперировать традиционными привычными понятиями, такими как, «услуга», «аутсорсинг», а не техническими терминами, как то «сервер приложений» или «центр обработки данных». Таким образом, модель облачных вычислений призвана стать эффективным инструментом извлечения бизнес-ценности из информационных технологий.

Список использованной литературы:

  1. Облачные технологии: future continuous для бизнеса / [Точка доступа] http://saasworld.ru/phparticles/show_news_one.php?n_id=508

  2. Облако начинает экономить средства только при достижении критической массы / [Точка доступа] http://www.osp.ru/news/2011/1020/13009723/
  3. Экономия в облаках / [Точка доступа] http://blogs.cisco.ru/2012/06/13/economics_in_the_cloud/
  4. Будущее облачных технологий: европейский взгляд / [Точка доступа] http://www.bureausolomatina.ru/ru/themes_in_progress/clouds/7

  5. Облачные вычисления – технологическая инновация / [Точка доступа] http://econference.ru/blog/conf06/227.html
  6. Перспективы применения "облачных" технологий в России / [Точка доступа] http://4style.ru/oblachnie-tehnologii/743-perspektivi-primeneniya-oblachnih-tehnologii

Просмотров работы: 3251