Вопрос построения ясного и в то же время краткого определения понятия облачные вычисления давно пытаются разрешить эксперты, аналитики и маркетологи. Но ничего лучше, чем описание ключевых характеристик и методов работы пока не придумано. Европейские эксперты пошли по этому же пути и собрали воедино множество данных, которые так или иначе просматриваются во многих материалах. Если попытаться выразить определение в одном предложении, то оно может звучать следующим образом: "Облако - это динамично расширяемая информационная система, при необходимости предоставляющая потребителям ИТ-сервисы с заданными характеристиками и позволяющая контролировать качество предоставления услуг согласно заложенным метрикам". Самое важное в этом определении то, что облачные системы являются сервис-ориентированными: их основная задача — обеспечить потребителя качественной услугой. Соответственно, выделяется несколько моделей предоставления услуг:
Инфраструктура как услуга (IaaS)
- предоставление различных ИТ ресурсов клиентам. Как правило модель IaaS подразумевает предоставление виртуального сервера, хранилища, сетевой инфраструктуры. IaaS предоставляет пользователю широкие возможности по настройке сервиса, но в то же время, это затрудняет обслуживание. Для того, чтобы избежать подобной проблемы многие провайдеры предлагают ряд шаблонов по предоставлению виртуальной инфраструктуры. Кроме того, существуют модели предоставления только отдельных компонент ИТ-систем, например, хранилища данных.
Платформа как услуга (PaaS)
- предоставление доступа к программной платформе. Пользователи могут создавать и размещать собственные приложения на базе данной платформы, они имеют доступ к управлению ресурсами более низкого уровня (операционная система, хранилища данных и. т.д.). Из-за значительных различий в API каждой конкретной платформы, миграция приложений с одного PaaS решения на другое, как правило, невозможна. Этот факт вынуждает некоторых провайдеров задуматься о разработке универсального интерфейса PaaS. Основной эффект клиента при выборе им данной модели состоит в экономии на издержках, связанных с поддержанием физической и аппаратной инфраструктуры вычислительной сети, а также системного и серверного программного обеспечения.
ПО как услуга (SaaS)
- предоставление программного обеспечения. В данной модели пользователи получают доступ только к функционалу необходимого ПО через сеть. Модель SaaS уже используется для доставки приложений для редактирования документов и презентаций, управления проектами, CRM.
Рисунок 1: Примеры реализации облачных сервисов
Специалисты компании IDC провели исследование относительно использования вышеописанных моделей в России и мире:
Рисунок 2: Прогноз IDC по мировому и российскому рынку
Эксперты отдельно отмечают, что данные модели не ограничивают возможности предоставления ИТ-сервисов. Разделение на три модели использования возникло естественным образом, исходя из потребностей клиентов. Помимо различных способов предоставления сервисов различают несколько вариантов развертывания облачных систем:
Частное облако. Используется для предоставления сервисов внутри одной компании, которая является одновременно и заказчиком и поставщиком услуг.
Публичное облако. Используется облачными провайдерами для предоставления сервисов внешним заказчикам.
Смешанное (гибридное) облако. Совместное использование двух вышеперечисленных моделей развертывания.
Согласно традиционной схемы, ИТ-инфраструктура и ПО приобретаются предприятием в собственность, со временем их модернизируют, наращивая вычислительные мощности и программное обеспечение согласно современным потребностям бизнеса. Позитивным моментом модели является возможность быстрого предоставления для бизнеса необходимой услуги. Однако при такой схеме ИТ-департамент компании всегда должен быть на шаг впереди, что обязывает его приобретать ИТ-инфраструктуру на будущее, чтобы не проиграть гонку ИТ-обеспечения. При этой схеме у компаний есть риск столкнуться с дефицитом вычислительных мощностей, или с нехваткой дискового пространства для хранения информации. Абсолютно противоположная предыдущей по своему построению и функциональному значению – модель публичного «облака», которое создает сервис-провайдер. Данный тип «облаков» предназначен для задач, не требующих высокого уровня безопасности. При установке таких «облаков» у клиента есть возможность создавать порталы без критичной информации для внешних пользователей, проводить не конфиденциальные разработки и внешние хранилища данных, при этом пользователь не может контролировать процесс резервирования данных, также ему не известно рядом с какими данными они размещены и какой приоритет у прикладных программ. В свою очередь, частное «облако» разрешает объединить ИТ-ресурсы компании в один пул и распределять их между ИТ-приложениями по мере их загрузки и необходимости для бизнеса в тот или иной момент. Кроме реализации собственных нужд, пользователь может предоставлять часть ресурсов другим потребителям, при этом сохраняя высокий уровень безопасности. При данных преимуществах и недостатках облачных вычислений, компаниям выгоднее использовать гибридные «облака». Этот вариант представляет собой внедрение с использованием совокупности двух или более «облаков» с разными моделями внедрения, которые объединены общей технологией или стандартом. Гибридные «облака» позволяют привлекать ресурсы публичных облаков тогда, когда это необходимо.
Решение об использовании облачных технологий должно приниматься с учетом состояния собственной информационной системы предприятия. Можно выделить три основных состояния информационной системы организации:
На предприятии создана новая информационная система или проведены необходимые мероприятия по модернизации информационной системы, в результате чего система отвечает предъявляемым требованиям к ее эффективности.
Информационная система является неэффективной или проводится реинжиниринг бизнес-процессов.
Информационная система еще не создана или ее модернизация нецелесообразна и требуется построение новой системы.
С экономической точки зрения немедленный переход к облакам в первом случае не является оправданным. В данной ситуации целесообразным может быть перенос в облака новых появляющихся сервисов и разработка концепции поэтапного перехода к облачным технологиям в будущем. Во втором и, особенно в третьем случае, перенос информационного обслуживания в облака может оказаться наиболее приемлемым шагом построения эффективных информационных сервисов предприятия. Причем, в состоянии качественных изменений всего предприятия возможен поэтапный переход к облачным сервисам. Для новых предприятий выбор в пользу облачного обслуживания может дать максимально возможный экономический и технологический эффекты. Переход к облачным технологиям может быть наиболее выгоден малым и средним предприятиям, для которых расходы на информационную сферу в большей степени, по сравнению с крупным бизнесом, сказываются на конкурентной способности их товаров и услуг.
Экономия денежных ресурсов складывается из следующих составляющих:
снижение капитальных затрат на закупку собственного серверного оборудования;
отсутствие необходимости покупать лицензионное программное обеспечение;
экономия на эксплуатационных расходах, выделяемых на настройку;
поддержание работоспособности и обновление ПО (включая заработную плату сотрудников, обслуживающих ИТ).
Таким образом, объем инвестиций, необходимых для организации ИТ-сервиса внутри компании, ощутимо сокращается. Налицо перевод капитальных затрат в операционные, что особенно актуально для малых и средних фирм. При этом потребитель несет сравнительно небольшие периодические затраты в виде арендной платы. Как правило, оплата зависит от количества пользователей и набора покупаемых услуг. Схема периодической оплаты дает возможность приостановки выплат поставщику сервиса в том случае, если необходимость в программном обеспечении временно отсутствует. В части экономических выгод также следует помнить, что пользователь сервиса, платит только за те ресурсы и услуги, которые ему необходимы. Нет необходимости вкладывать средства в полноценные тяжеловесные программные средства, часть функций которых останется невостребованной. Также он имеет возможность планирования бюджета на информационные технологии заранее, без резких колебаний (в случае непредвиденных ситуаций с собственными серверами или ключевыми сотрудниками).
Другой важный фактор преимущества облачных технологий - это фактор времени. В деятельности клиента отсутствует период, связанный с развёртыванием, настройкой и отладкой его информационной системы, так как облачным сервисом можно начинать пользоваться сразу с момента заключения договора с провайдером. Снижения стартовых сроков при работе с «облачной» системой по сравнению с работой в традиционных условиях, как правило, становится крайне важным конкурентным преимуществом в условиях динамично меняющейся внешней среды.
В качестве ещё одного достоинства привлечения внешних информационных ресурсов следует выделить мобильность. Во-первых, пользователь облачного сервиса имеет возможность доступа к нему независимо от своего физического расположения. Во-вторых, отсутствие привязки к конкретному рабочему месту позволяет расширять горизонты работы компаний и повышает гибкость кадровой политики. При решении задач набора специалистов и управления персоналом можно в большей мере ориентироваться на квалификационные требования, привлекая к работе сотрудников из различных регионов. В-третьих, предприятие получает большую степень свободы в плане использования офисных и производственных помещений. Затраты на аренду помещений могут быть оптимизированы за счёт использования разных площадок, а также экономии на помещениях, необходимых для размещения серверов и сопутствующего оборудования.
Стабильность работы «облачных» сервисов, обеспечиваемых профессиональными провайдерами, как правило, выше по сравнению с ситуацией поддержки ИТ-инфраструктурой собственными специалистами компании. Это происходит как за счёт факторов профессионально-технического плана (лучшие возможности по эффективному распределению мощностей, резервированию данных, внедрению новых технологических решений и т.п), так и за счёт наличия объективных экономических стимулов у компаний-провайдеров по повышению качества предоставляемых услуг в конкурентной среде. Таким образом, для потребителя «облачные» сервисы предоставляют широкий спектр возможностей для перенаправления сэкономленных ресурсов в основные сферы деятельности, генерирующие прибыль.
Специалисты IDC, рассматривая облачные технологии относительно традиционных, а также перспективные направления в облачных сервисах, предоставили следующие данные:
Рисунок 3: Перспективные направления
Исходя из этих данных сделаем вывод, что наблюдается значительный рост использования облачных технологии в последние годы и в ближайшей перспективе рост использования традиционной технологии будет сокращаться относительно облачных вычислений.
В заключении необходимо отметить, что «облачные вычисления» в масштабе всей отрасли информационных технологий являются инструментом по сближению информационных технологий и бизнеса. Облачные вычисления несут явные преимущества, как для пользователей (сокращение издержек, снижение сложности обслуживания аппаратно-программной инфраструктуры), так и для поставщиков услуг (экономия за счет масштаба производства). В сегодняшнем экономическом климате, в условиях ограниченности бюджетов и высокой динамики рынка, предприятиям крайне важно иметь возможность оперативной переориентации с минимальными затратами. Облачные вычисления способны продлить срок службы существующих систем за счет внедрения инновационных технологий, а также сформировать конкурентные преимущества, быстрее, чем при использовании традиционных методов внедрения информационных систем. Услуги в области информационных технологий из вспомогательных процессов плавно перерастают в состав бизнес-процессов предприятия. Основой становится уже не просто бизнес-приложение, как продукт, а гибкий инструмент достижения поставленных задач, механизм повышения эффективности. При этом ценность облачных вычислений заключается в том, что бизнес сможет оперировать традиционными привычными понятиями, такими как, «услуга», «аутсорсинг», а не техническими терминами, как то «сервер приложений» или «центр обработки данных». Таким образом, модель облачных вычислений призвана стать эффективным инструментом извлечения бизнес-ценности из информационных технологий.
Список использованной литературы:
Облачные технологии: future continuous для бизнеса / [Точка доступа] http://saasworld.ru/phparticles/show_news_one.php?n_id=508
Будущее облачных технологий: европейский взгляд / [Точка доступа] http://www.bureausolomatina.ru/ru/themes_in_progress/clouds/7
Перспективы применения "облачных" технологий в России / [Точка доступа] http://4style.ru/oblachnie-tehnologii/743-perspektivi-primeneniya-oblachnih-tehnologii