В данной статье рассматриваются проблемы сельского хозяйства. Сельское хозяйство – одна из системообразующих отраслей экономики любой страны. Спад сельскохозяйственного производства приводит к потере огромного количества природных ресурсов, и эти потери приходится оплачивать при импорте продовольствия.
Сейчас Россия на пороге вступления в ВТО.
Как это отразится на сельском хозяйстве ВТО?
Большое количество проблем внесли в сельское хозяйство реформы 1990 г.
Автор в данной работе представляет модель решения ряда сельскохозяйственных проблем, путем внедрения кооперативов.
Основной целью кооператива является защита и представительство законных интересов членов кооператива, то есть упрощение отношений между государством и фермером, за счет своеобразного посредника-кооператива.
Эффективность данной программы будет подъем сельского хозяйства.
Ключевые слова.
Сельское хозяйство, ВТО, РФ, кооперация, реформы, законные, отрасли, информационная, помощь, производство, юридические отношения, агро, государство.
Введение.
Сельское хозяйство – одна из системообразующих отраслей экономики любой страны. Спад сельскохозяйственного производства приводит к потере огромного количества природных ресурсов, и эти потери приходится оплачивать при импорте продовольствия.
Россия имеет в своем распоряжении огромные сельскохозяйственные территории, где проживает 27% населения. (На период за 2010).Разумеется, эти территории нужно развивать, улучшать инфраструктуру, инженерно-технические условия, социально-экономические показатели села. Каждой стране хотелось бы видеть на прилавках отечественных производителей, поэтому в сельское хозяйство вкладываются огромные инвестиции, предоставляются субсидии.
Российская Федерация на пороге вступления во всемирную торговую организацию.
Как будет развиваться РФ в рамках ВТО?
Цель данной работы: выявить проблемы сельского хозяйства, попытаться обозначить перспективы развития после вступления в ВТО.
Основная часть
После распада СССР, 1992 году, начался переходу страны от централизованного планирования и распределения к рыночной экономике. Было положено начало либерализации цен и масштабным преобразованиям собственности, сопровождавшимся введением плавающего валютного курса, открытием национального рынка, инфляционными процессами, распадом хозяйственных связей.
Начавшийся переход к рыночной экономике обусловил необходимость полного пересмотра принципов, методов и форм государственного вмешательства в агросферу с целью создания в этом секторе экономики условий для развития предпринимательской деятельности, улучшения обеспечения населения продовольствием и роста его жизненного уровня.
Перестала существовать монополия государственной собственности на землю. В качестве первоочередных целей аграрной реформы выдвигались реорганизация колхозов и совхозов, развитие предпринимательства, создание условий для привлечения в аграрный сектор иностранных инвестиций.
Но эти реформы не дали положительного результата, а только ввели сельское хозяйство в запустение.
К началу ХХI столетия из сельскохозяйственного оборота, путем приватизации, было выведено огромное количество земель! В упадок пришли мелиоративные системы, вынос питательных веществ из почвы значительно превосходил их внесение с удобрениями, происходила техническая деградация аграрного сектора, не закупалась и не внедрялась новая техника. Обеспеченность предприятий сельскохозяйственной техникой снизилась на 40-60%. Износ техники достиг 75%. Долги сельхозпредприятий превышали их годовой доход! Из-за не качественного – хранения, переработки, транспортировки, ежегодно производя огромное количество продукции, страна теряла до 30% зерна, 60% картофеля, 10% мяса, 15% молока. Это являлось одной из причин продовольственных трудностей.
Негативным результатом данных реформ является образование посредников, между сельхоз производителями и товаропроизводителями. В результате чего, большая часть средств доставалась не фермеру, а посреднику. Эта проблема актуальна и на данный момент.
Специалисты предупреждали - дробление крупного товаропроизводителя на множество мелких, разрушает производство и его технологию.
Россия - это огромная страна, богатая подземными ресурсами такими как: нефть и газ. Как говорила Маргарет Тэтчер: «Экономически целесообразно, по оценкам мирового сообщества, оставить проживать на территории России 15 миллионов человек».
15 миллионов человек необходимо, что бы находить месторождения, разрабатывать их и продавать их на внешнем рынке. Ничего больше и не нужно! Не хотелось Чтобы Российская Федерация стала полностью зависима от своих природных ресурсов. Для этого ей необходимо развивать другие отрасли производства, в том числе и сельское хозяйство.
Поминая это, в сельское хозяйство вкладывают огромные инвестиции.
Для развития инфраструктуры села были реализованы государственные программы, например «Устойчивое развитие сельских территорий 2008-2012 г.», «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Это программы предусматривающие оказание поддержки крестьянско-фермерским хозяйствам, личным подсобным хозяйствам и т.д.
Но есть в этой программе и проблемы, например тяжелый процесс взаимоотношений государства с сельхоз производителями, усложнение бюрократических отношений, развитие коррупционных отношений.
Одним из вариантов решение этих проблем является создание всероссийского кооператива.
Кооперация-это организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива.
Мы думаем в рамках ВТО модель кооперации предоставит ряд преимуществ для крестьянско-фермерских хозяйств, личных подсобных хозяйств.
Прежде всего хотелось бы обозначить цели создания сельскохозяйственного кооператива.
Защита и представительство законных интересов членов кооператива, на районном, региональном, межрегиональном, государственном уровне.
Оказание информационной помощи, в области проводимых государством программах.
Оказание помощи в сельхоз страховании.
Оказание помощь в получении грантов, субсидий на развитие сельскохозяйственного производства.
Оказание квалифицированной помощи специалистов. (Бухгалтерия, юриспруденция, возможно отраслевые специалисты: ветеринары, растениеводы.)
Помощь в поиске рынков сбыта продукции.
Главное отличие этого кооператива от прочих, это масштабность проекта. Кооперативы создаются на Государственном уровне, работают как целостная система.
Нормативно правовая часть кооператива.
«Нормативно-правовую базу, регулирующую процессы становления сельскохозяйственной кооперации в России, составляют: параграф 3 Гражданского кодекса РФ, федеральные законы РФ: «О сельскохозяйственной кооперации», ″О производственных кооперативах″ законы и иные акты субъектов РФ. Право граждан и юридических лиц на создание сельскохозяйственных кооперативов и их союзов вытекает из провозглашенных Конституцией Российской Федерации прав каждого на объединение (ст. 30) и на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской (экономической) деятельности (ст. 34).»(2 с. 3)
Принятие Федерального закона РФ ″О сельскохозяйственной кооперации″ в декабре 1995 г. ознаменовало собой новый этап кооперативного движения в АПК, для которого характерно не только создание сельскохозяйственных коммерческих организаций кооперативного типа, совершенствование их организационной структуры, как основных первичных звеньев в сфере материального производства в сельском хозяйстве, но и направление повышения заинтересованности их участников − совладельцев паевых фондов в росте эффективности их деятельности, усиления ответственности за рациональное использование земли и других средств производства.
Экономический аспект.
Источниками формирования имущества кооператива могут быть как собственные, так и заемные средства. Доля заемных средств в имуществе кооператива устанавливается его уставом.
Кооперативы будут осуществлять свою деятельность за счет взносов.
Взносы – это фиксированная сумма, вносимая членами взноса на счет кооператива.
Кооператив формирует собственные средства за счет паевых взносов, доходов от собственной деятельности, а также за счет доходов от размещения своих средств в банках, от ценных бумаг и других.
Кооператив является собственником имущества, переданного ему в качестве паевых взносов, а также имущества, произведенного и приобретенного кооперативом в процессе его деятельности.
Кооператив может иметь в собственности, покупать или иным образом приобретать, продавать, закладывать и осуществлять иные права на имущество и земельные участки, в том числе переданные ему в виде паевого взноса в паевой фонд кооператива, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации
Вывод.
Если данная модель будет реализована, то в сельском хозяйстве произойдет ряд положительных изменений:
Упростятся взаимоотношения между государством и фермером;
Доступ к рынкам сбыта станет более открытым для малых форм хозяйствования;
Будет обеспеченно развитие ряда ориентированных на сельское хозяйство отраслей: энергетика, переработка, продовольственное производство.
Библиографические списки.
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ГК РФ) Часть 1 от 30.11.1994 N 51-ФЗ
ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" от 15 ноября 1995 г
Федеральный закон от 08.05.1996 N 41-ФЗ ″О производственных кооперативах″
Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации"
«Нормативно-правовые основы кооперации» [www. документ] URL http://www.bibliofond.ru