Семья является базисной (исходной) сферой социализации, которая основана на браке или кровном родстве, объединением людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.
В рамках нашего исследования мы будем опираться на наиболее полное, с нашей точки зрения, определение семьи, которое дал известный социолог А. Г. Харчев. Семья – это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, малая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения (Семья как объект … 1974: 10).
В настоящее время отсутствуют взаимопонимание и взаимодействиемежду основными социальными институтами по вопросам развития личности, толерантной к другим культурам, умеющей жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований, убеждений, в связи с чем актуализируется поиск методов и организационных форм осуществления системы взаимодействия семьи с другими субъектами мультикультурного образования.
семья, оказывающаяся под всё возрастающим грузом социальной ответственности, нуждается в благоприятных социокультурных условиях, в том числе в социально-педагогической помощи, которую призваны оказывать различные социальные институты, являющиеся субъектами мультикультурного образовательного пространства конкретных регионов. Это становится комплексной социально-педагогической проблемой, поэтому назрела необходимость в разработке принципов региональной политики помощи семье в мультикультурном образовательном пространстве.
Суть изучения традиций, обычаев, истории, религии народа состоит не в механическом, машинальном восприятии, констатации фактов, а в извлечении из них нужных сведений, знаний и мыслей. Поэтому семья выступает как посредник между мультикультурным образовательным пространством и ребенком.
Знание специфики этнической культуры позволяет при необходимости строить работу с семьей в мультикультурном образовательном пространстве с учетом объективных реалий, без навязывания собственных нормативных представлений об идеальной семье.
Люди разных этнических принадлежностей по-разному воспринимают правила жизни, регулирующие отношения с родительской семьей и выбор брачного партнера. Родительская семья в исламской культуре воспринимается в качестве образца для построения отношений в собственной семье, что в меньшей степени характерно для современных русских молодых семей. Так, например, 80 % узбеков считают обязательным согласие на брак родителей, при наличии детей развод не допускается. В то же время 80 % эстонцев не считают, что для заключения брака необходимо согласие родителей, а 50 % эстонцев допускают развод при наличии в семье детей.
Этническими традициями может определяться такой важный системообразующий фактор, как отношение отца к детям. Это означает, что содержание отцовской роли может быть вариативно. Тип такого отношения, с одной стороны, может характеризовать семью как принадлежащую к определенной этнической группе, а с другой стороны – иллюстрировать принятые в этносе способы контакта: между мужчинами и женщинами, между старшими и младшими, между семьей и социальным окружением.
У многих народов существуют достаточно строгие правила, регулирующие контакты отцов с детьми. Это так называемые «правила избегания», которые ограничивают эмоциональные контакты и предписывают отцам скрывать свои чувства. Следуя традиции, отец не может при посторонних (особенно при старших) брать ребенка на руки, говорить и играть с ним. Нежные чувства к ребенку следует проявлять лишь в узком семейном кругу, без свидетелей. На территории России «правилам избегания» следуют, например, такие народы, как абхазы, осетины, кабардинцы и балкарцы. Во многом это определяется национальным идеалом мужского поведения, содержанием которого являются такие качества, как сила, суровость, эмоциональная невозмутимость и закрытость.
В русской традиции нет жестких правил, регулирующих взаимодействия отцов с детьми. В большей степени тип этих отношений определяется не столько национальной принадлежностью, сколько индивидуальными и социально-демографическими характеристиками родителя. В последнее время наблюдается тенденция более глубокого включения отца в эмоциональное и телесное общение с ребенком на все более ранних стадиях его развития. Она проявляется в желании будущих отцов присутствовать при родах, в совместной подготовке семейной пары к родам, предполагающей установление особой коммуникации с плодом и т.д. В данном случае идеал мужского поведения начинает включать в себя традиционно женские черты, такие, как эмоциональная открытость, эмпатия, доброжелательность, способность к сотрудничеству, гибкость.
Северо-кавказская культура в значительной степени ориентирована на мужчину. В патриархальных обществах Северного Кавказа мужчинам принадлежат все активные роли. Статус женщины в семье определяется религиозными законами (адата и шариата). В настоящее время национальные представления о мужском и женском поведении в значительной степени продолжают соответствовать традиционным патриархальным представлениям. Для внутрисемейных отношений характерна авторитарная власть старшего мужчины в доме, строгое подчинение младших старшим, зависимое положение женщины, строгая половозрастная регламентация труда. В некоторых республиках Северного Кавказа многоженство, существовавшее в годы Советской власти в скрытом виде, получило в настоящее время законодательную и общественную поддержку.
В чеченских и ингушских семьях практически не существует разводов. Это вовсе не означает, что между супругами не возникают конфликтные отношения и противоречия, сопровождающиеся мужской агрессией и женскими обидами. По данным социологических исследований, наиболее часто в современной российской семье инициатором развода является именно женщина. В чеченских и ингушских же семьях существуют серьезные препятствия для принятия женщиной такого рода решения, так как в случае развода дети традиционно остаются с отцом или их берут на воспитание родственники мужа. В том случае, если дети остаются с матерью, шансы девочек из неполной семьи на замужество резко уменьшаются, так как считается, что в таком доме недостаточно соблюдается целомудренность воспитания и поведения подрастающей девочки. Мужчина не стремится к разводу, так как может иметь несколько жен. Поэтому рекомендации, направленные на усиление собственной независимости, автономности и ценностей личностного роста, которые семейный психолог, социальный педагог обычно дают русским женщинам в ситуации конфликта с мужем, могут быть вредными и неконструктивными в контексте национальных (этнических) традиций.
Семья включает в себя всю систему общественных отношений – брачных и родственных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых и экономических, нравственных и этических, психологических и эмоциональных. Благодаря этому семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает его в них со дня рождения.
Количество социально и этнически неоднородных браков в мире, точнее их рост, является объективным показателем этого процесса. Например, межнациональные браки вносят определенный вклад в процесс интернационализации образа жизни, в сближение быта и этнической культуры, в формирование новой социально-психологической модели семьи. Здесь имеются свои трудности, но именно в межнациональной семье формируются новые формы межличностного, межындивидуального общения супругов как представителей различных типов национальных культур. Этот процесс имеет не узкосемейное, но общественное значение.
Семья как социальный институт функционирует в мультикультурном социуме, подвергается его воздействию, реагирует на него, стремится приспособиться к реальным условиям. Вместе с тем семья как социальный институт модернизирует свои функции и формы, взаимодействуя с мультикультурным обществом, которое через свою политику выражает отношение к семейному образу жизни и реализует определенные социальные цели в отношении семьи.
При выделении указанных аспектов применительно к специфике такого региона, как Астраханская область, важно отметить его мультикультурность.
Астраханская область, являясь субъектом Южного федерального округа, объединяет на своей территории представителей 139 национальностей, является одним из самых полиэтничных регионов Российской Федерации, где основными этносоставляющими населения являются: русские – 70 %, казахи – 14 %, татары – 7 %, народы Кавказа (в совокупности) – порядка 8 % и далее по убывающей. Эта специфика обусловила формирование мультикультурной образовательной среды
Перспективы решения специфических проблем семьи в мультикультурном образовательном регионе связаны с созданием государственной системы семейной и национальной политики, учитывающей особенности современного этапа социально-экономического развития страны, трансформации социального института семьи, ее моделей, структуры, потребностей, региональные и местные различия. Необходимость целенаправленной семейной и национальной политики обусловлена потребностями самого общества и его институтов в повышении роли семьи в общественном развитии, более полной и эффективной реализации ее социальных функций в мультикультурном социуме.
При этом семейная политика, дополняя и углубляя общесоциальные меры по реализации национальной политики, призвана содействовать решению институциональных проблем семьи в условиях мультикультурности, что имеет особое значение в условиях кризисного, нестабильного общества.
Систему государственной семейной и национальной политики предстоит создать на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, что требует комплексной разработки ее правового, программного, научно-информационного, организационно-управленческого, кадрового, ресурсного обеспечения.
С учетом особенностей Астраханской области для ее национальной, образовательной и семейной политики характерны такие специфические, социальные по своему характеру проблемы, как:
влияние фактора вынужденной миграции на структуру семьи, формирование ее внутренних проблем (сложности адаптации, социально-бытовая необустроенность, отсутствие работы по имеющемуся образовательному уровню, необходимость приспособления к новой, в том числе по культуре, языку, вере, традициям, социальной среде и т.д.);
приверженность семьи традициям народной педагогики;
значительное влияние на семью этнических и конфессиональных групп и др
Базируясь на концептуальных положениях документов, определяющих национальную политику России (Конституция РФ, Указ Президента РФ «Об утверждении концепции государственной национальной политики Российской Федерации» № 909 от 15.06.96 г., Закон РФ «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ от 19.05.95 г., Закон РФ «О национально-культурной автономии» № 74-ФЗ от 17.06.96 г., Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств от 1.02.95 г.), Правительство и администрация Губернатора Астраханской области осуществляют всю полноту действий, касающихся вопросов межэтнических отношений, то есть реализуют основные положения Концепции национальной политики в регионе с учетом местных особенностей и этноколорита.
Подчеркнем, что мы исходим из того, что государство формирует семейную политику как самостоятельное направление социальной политики. Функции семейной политики включаются в деятельность государства, федеральных и региональных органов власти и охватывают комплекс институциональных проблем ее жизнедеятельности. Интересы семьи должны целенаправленно учитываться в процессе общественного развития. Такой подход обеспечивается комплексом государственных документов, включающим «Основы законодательства Российской Федерации о семейной политике»; «Концепцию государственной семейной политики»; «Основные направления государственной семейной политики».
Комплекс данных документов нацелен на разработку и реализацию государственной семейной политики, ее правовое обеспечение; выявление реального положения семей, специфических проблем их жизнедеятельности; состояния семейной политики; обоснование стратегии, цели, принципов, системы и направлений, конкретных практических мер и механизмов реализации государственной семейной политики на среднесрочную и долгосрочную перспективы.
Важная задача заключается в том, чтобы в различных областях общественной жизни мультикультурного региона выявить «семейный аспект», составляющий специфическое содержание семейной политики. Именно такой подход делает семейную политику действительно общественно необходимой, дифференцирует ее от социальной, демографической и других политик. Он мог бы стать базой для разработки целевых федеральных, отраслевых, региональных программ семейной политики, а также соответствующих разделов государственных программ социально-экономического развития.
в 2006 г. с целью выявления места и роли народного творчества в определении интересов и потребностей различных категорий населения Астраханской области областным методическим центром народной культуры министерства культуры Астраханской области проведены два социологических исследования: «Развитие народного творчества и самодеятельного искусства в муниципальных учреждениях культуры Астраханской области», «Корпоративная культура и профессионализм работников муниципальных учреждений культуры», в ходе которых опрошено 1 137 человек в 79 муниципальных образованиях. По результатам этих социологических исследований, подготовлены сборники информационно-аналитических материалов и соответствующие методические рекомендации.
Одной из функций мультикультурного образовательного пространства является формирование личности воспитанника носителя межэтнической культуры, способного усваивать традиции, культуру, язык иных этносов. Используя принцип мультикультурного воспитания – диалог культур, сотрудники Центра традиционно с Областными национальными обществами с 2004 г. совместно проводят Дни национальных культур: Казахской культуры (ноябрь 2004 г.), Татарской культуры (апрель 2005 г.), Дагестанской культуры (ноябрь 2005 г.), Русской культуры (декабрь 2005 г.), Армянской культуры (июнь 2006 г.), Немецкой культуры (декабрь 2006 г.), Дни культуры Азербайджана (июнь 2007 г.).
Стал уже традиционным межрегиональный фестиваль народного творчества «Живая вода» (1 раз в 2 года, V-й по счету состоялся в июле 2007 г.), в рамках которого проведены: межрегиональная научно-практическая конференция «Природа – общество – этнос в традиционных культурах Нижневолжья, Прикаспия и прилегающих территорий», ежегодный конкурс эстрадных исполнителей на национальном языке «Россия в новом тысячелетии», ежегодные тематические конкурсы районных методических служб (филиалов ОМЦНК) по сбору фольклорных материалов «Традиции живая нить»,тематические мероприятия традиционных «Джанибековских чтений».
21 апреля 2005 г. в Астрахани прошла научно-практическая конференция «Фольклор татар Астраханской области: традиции и современность», организованная Министерством культуры Астраханской области и Областным методическим центром народной культуры совместно с Государственным центром татарского фольклора Министерства культуры Республики Татарстан. Данная научно-практическая конференция явилась своеобразным итогом исследовательской работы сотрудников Государственного центра татарского фольклора Республики Татарстан, побывавших летом 2004 г. в селах Приволжского, Наримановского, Лиманского и Икрянинского районов Астраханской области. Целью их экспедиции стал сбор материала по татарскому фольклору, особенностям быта и традиционной культуры татар нашего региона.
.Функции субъекта семейной политики могут выполнять и средства массовой информации: телевидение, печать, радио, интернет.
В Астрахани издаются газеты «Ак Арна» и «Ата Бике» на казахском языке, «Идель» – на татарском языке, периодически издается «Немецкое Астраханское обозрение». С 2002 г. выходит в свет печатное издание еврейской общины газета «Яд беяд», в 2005 г. вышел первый выпуск газеты «Шалом». С начала 2004 г. телекомпания «ТРАНК» начала регулярную трансляцию телеканала «Татарстан – Новый век» (г. Казань).
Интерактивные разделы сайта областного методического центра народной культуры отражают специфику региона, в его рубриках можно найти наиболее полную информацию о традиционной многонациональной народной культуре Астраханской области.
Воспитание подрастающего поколения на основе гармонизации национальных и этнокультурных отношений позволяет решать важнейшие задачи педагогики, обозначенные в Национальной доктрине образования РФ.
Государство должно определить обоснованный курс на расширение участия негосударственных субъектов в проведении семейной политики; обеспечить поощрение их социальной активности, в том числе целенаправленной заботы о воспроизводстве рабочей силы, кадровом потенциале, создании необходимой базы для духовного развития работников и членов их семей; способствовать накоплению соответствующего опыта работы и объективной оценке его результатов. В этих целях необходимо осуществить комплекс целенаправленных мер:
создать государственную программу координации деятельности негосударственных субъектов национальной, семейной и образовательной политик, определить принципы деятельности государства по развитию их социальной активности;
обеспечить комплекс конкретных мер государственной поддержки негосударственных субъектов семейной политики, способствующих расширению их деятельности в соответствии с основными направлениями государственной семейной политик, международными правовыми нормами и имеющимся опытом;
разработать критерии оценки эффективности взаимодействия субъектов национальной, семейной и образовательных политик региона (объемы материальных затрат, предоставляемых услуг, периодичность и продолжительность социальной деятельности, адресаты услуг);
сформулировать информационную базу данных о субъектах мультикультурного образовательного пространства, их территориальном расположении, ресурсных возможностях, объемах предоставляемых социальных услуг;
разработать нормативную систему поддержки, предоставляемой всеми уровнями власти (государственным, региональным и местным) новым субъектам за участие в семейной политике (налоговые, арендные льготы, информационные, рекламные услуги, предоставление выгодных государственных заказов).
Региональная политика помощи семье в мультикультурном образовательном пространстве требует методологического и организационного единства действий всех ее субъектов, включая федеральные, региональные и местные органы власти, а также негосударственные организации. Она должна быть основана на учете влияния особенностей, обусловленных мультиэтничностью региона, на содержание, характер, формы социальной политики, прежде всего, в сфере образования; создании мультикультурной инфраструктуры семейной политики; обеспечении эффективного взаимодействия семьи и других субъектов мультикультурного образовательного пространства в качестве одного из ведущих направлений социальной политики; включении педагогического и воспитательного потенциалов мультикультурного социума в процесс реализации региональной социальной политики; использовании системы дополнительного образования и организованного досуга как средства региональной социальной политики.
Список литературы.
Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. – М. : Наука, 1994.
Беличева, С. А. Служба социальной защиты семьи и детства / С. А. Беличева // Педагогика. – 1992. – № 7/8. – С. 23–27.
Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. [Текст]/ Гл. ред. A.M. Прохоров. - М.: Сов. энциклопедия, 1991. - Т. 2. - 768 с.
Васильева, Э. К. Семья и ее функции [Текст] / Э. К. Васильева. – М. : Статистика.