ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ К. Д. УШИНСКОГО В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ К. Д. УШИНСКОГО В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Кочнева О.В. 1, Фролова М.Е. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В связи с актуализацией национальных ценностей в сфере воспитания, переосмыслением концептуальных основ педагогики представляется значимым изучение творческого наследия Константина Дмитриевича Ушинского. Современная духовная ситуация в России характеризуется напряженным поиском национально-культурной идентичности различных народов, новых ориентиров развития культуры и образования. На этом фоне весьма актуальным становится развитие в отечественном образовании идеи народности, обращенной к истокам народной культуры и опирающейся на ее национальное своеобразие и особенности менталитета русского народа. Идеи К. Д. Ушинского успешно использовались его современниками, последователями и до сих пор находят своё применение в теории и практике обучения и воспитания.

В рамках нашего исследования были проанализированы взгляды К.Д. Ушинского на методику преподавания иностранных языков. Цель, с которой мы изучаем тот или другой иностранный язык, очень важна, потому что она определяет метод изучения. Если иностранный язык изучают как ключ к его литературе, тогда и главное внимание обращено на чтение писателей. Если язык изучается как умственная гимнастика, тогда изучающего вводят преимущественно в логику языка и заставляют упражнять ум в подражание великим образцам литературы. Если язык изучается для практического обладания им, тогда все внимание обращено на практический навык, на правильность выговора, на грамматическую верность, ловкость и общеупотребительность фразы, а не на ее содержание. Цель, для которой мы изучаем иностранный язык, определяет также выбор учителя, выбор учебника, время, когда мы начинаем учить дитя иностранному языку.

Ушинский не только высказывает общепринятые положения дидактики, но и даёт ценные рекомендации правильного построения курса обучения иностранным языкам, касающиеся, например, быстрого темпа проведения занятия, постоянного использования тренировки, необходимости увеличения количества уроков иностранного языка в неделю и т. д.

  1. Не два и даже не четыре, а шесть, семь, восемь уроков в неделю должно быть назначено на первоначальное изучение иностранного языка, если мы хотим этим изучением достичь каких-нибудь положительных результатов, а не отнять бесполезно время у дитяти.

  2. К изучению второго иностранного языка должно приступать уже тогда, когда в первом дитя приобретет значительную свободу.

  3. Изучение иностранных языков не должно никогда начинаться слишком рано и никак не прежде того, пока будет заметно, что родной язык пустил глубокие корни в духовную природу дитяти. Постановить какой-нибудь общий срок в этом отношении нельзя. С иным ребенком можно начать изучение иностранного языка в 7 или 8 лет (никогда ранее), с другим в 10 и 12; с детьми, обладающими крайне слабой восприимчивостью, лучше не начинать никогда: иностранный язык только подавит окончательно и без того слабые его способности.

По мнению великого педагога, существуют определённые условия, благодаря которым можно достичь желаемых результатов при обучении детей иностранным языкам: «Если бы, во-первых, это слово нашло в организме ребенка уже подготовленную для себя родимую почву; если бы, во-вторых, ребенок был совершенно перенесен в среду того народа, сквозь язык которого открылся ему мир божий, и если бы, в-третьих, ребенку суждено было жить и действовать среди того народа, язык которого заменил ему язык родины; словом, если бы маленькому русскому предстояло во всех отношениях быть французом, немцем или англичанином». [2, с.113].

Особая заслуга Ушинского заключается, в том, что он осознавал важность опоры на родной язык при изучении иностранных языков. Позднее это утверждение станет известно как принцип учёта родного языка в методике обучения иностранным языкам.

В ходе исследования мы изучили опыт работы и провели опрос учителей иностранных языков школ г.Шуя Ивановской области на предмет использования в работе идей К.Д. Ушинского. Анализ результатов показал, что учителя высшей категории с большим стажем работы знакомы с концепцией великого педагога и опираются в своей деятельности на ее основные положения. Молодые педагоги, вчерашние выпускники вуза, испытывают некоторые затруднения в применении на практике вышеназванных постулатов.

Нами были сформулированы рекомендации молодым учителям по совершенствованию учебно-воспитательного процесса на уроках иностранного языка:

  1. больше уделять времени и внимания культуре и традициям стран изучаемого языка, используя в образовательном процессе инновационные интерактивные методы обучения, повышающие мотивацию школьников к учению;

  2. переходить к изучению грамматики английского языка только после знакомства с культурой и традициями стран изучаемого языка; что обусловлено психологической готовностью школьников к освоению нового материала и мотивацией узнать больше о стране, культуре, традициях, языке;

  3. согласовать процесс изучения английского и русского языков; эта рекомендация направлена на решение существующей проблемы в школе, когда дети начинают изучать на английском языке те грамматические категории, которые еще не проходили на уроке русского языка. В данном случае нарушается принцип учёта родного языка в методике обучения иностранным языкам.

Многие высказывания КД. Ушинского, являясь в своё время новаторскими и прогрессивными, нашли своё отражение в современной методике обучения иностранным языкам. Рассуждая о процессе обучения иностранным языкам, великий русский педагог выразил мнение, пожелания, мысли, подтвердившие себя спустя столетия. Они до сих пор актуальны и востребованы в педагогическом сообществе.

Литература:
  1. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1. Сост. С.Ф.Егоров. Москва: Педагогика, 1988. - 414с.
  2. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 2. Сост. С.Ф.Егоров. М.: Педагогика, 1998. 350с.
  3. Шурыгина Ю. А. К. Д. Ушинский об изучении иностранных языков. Актуальность, традиции, современность // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского 2006 № 6.
Просмотров работы: 7191