ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Якунина В.М. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Духовное развитие общества и личности чрезвычайно многогранно. Характерной особенностью современного общества является эстетизация отдельных его сфер и всей жизни в целом. В процессе совершенствования нашего общества эстетическое начало еще больше одухотворит труд, возвысит человека, украсит его быт. Такой подход делает актуальным изучение эстетической культуры как явления, которое в современном обществе приобретает всеобщий характер.

Работа посвящена изучению комплексного подхода к эстетическому воспитанию подрастающего поколения в условиях современной общеобразовательной школы. Был проведён анализ профессиональной деятельности педагога МХК в области эстетического воспитания. Представлены методы и приёмы, а также формы внеклассной работы, помогающие воспитать у школьников эстетическую культуру и формировать мировоззрение.

Все факторы эстетического воспитания органично взаимодействуют между собой. Особо важно развить стремление человека к повышению своей эстетической и художественной культуры, стимулировать его потребность в непрерывном глубоком и разностороннем самообразовании и самовоспитании. Уровень культуры зависит от степени эстетической активности самой личности, а все факторы направлены именно на то, чтобы ее развивать и стимулировать.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того, чтобы эта система воздействовала на ученика наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника».

Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания можно считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Об этом говорили в своих трудах еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.

Таким образом, можно сделать вывод, что формировать у школьников эстетическое отношение к действительности наиболее эффективно можно в общеобразовательной школе на уроках МХК и во внеурочной деятельности по направлению «Нравственно-эстетическое воспитание».

Воплощая в практику теоретические основы эстетического воспитания школьников через деятельность преподавателя МХК и внеурочную деятельность учителей по направлению «нравственно-эстетическое воспитание», ученики приобретали новые знания в различных областях искусства. Они учились анализировать, классифицировать, систематизировать полученные знания. Все эти процессы шли через сферу чувств, пробуждая духовный рост личности каждого школьника. Сформировались твёрдые убеждения учащихся в том, что невозможно жить без знаний культурных традиций, национальных ценностей, нравственных идеалов, моральной стойкости. Именно это и стало критерием определения уровня эстетической и нравственной воспитанности школьников, прошедших курс «Мировой художественной культуры» и внеклассной работы по нравственно – эстетическому воспитанию.

Таким образом, проблема эстетического воспитания учащихся средних классов при изучении курса МХК сегодня является актуальной, и нуждается в постоянной связи с внеурочной и внешкольной деятельностью. Осознание приходит только тогда, когда с этим сталкиваешься на практике.

Библиография

  1. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 161-165с

  2. Лихачёв, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников [Текст]: учебное пособие по курсу для студентов педагогических институтов / Б. Т. Лихачёв. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.

  3. Маслова, Л. Педагогика искусства: Теория и практика [Текст] / Л. Маслова. - Новосибирск: НИПК и ПРО, 1997. - 136 с.

  4. Пешикова, Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры: пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002–96с.

Просмотров работы: 3571