СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КРУПНОГО СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА: НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГК "ОЛИМПСТРОЙ" ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЗИМНИХ ОЛИМПИЙСКИХ И ПАРАЛИМПИЙСКИХ ИГР СОЧИ-2014 ГОДА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КРУПНОГО СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА: НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГК "ОЛИМПСТРОЙ" ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЗИМНИХ ОЛИМПИЙСКИХ И ПАРАЛИМПИЙСКИХ ИГР СОЧИ-2014 ГОДА

Жаркова Н.С. 1
1кафедра социальной экологии и природопользования РГСУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оглавление

Стр.

Введение………………………………………………………........................……3

Глава 1. Современные научно-методологические основы создания и внедрения системы экологического менеджмента на предприятии.…………………………………………………………….................5

1.1. Развитие научных взглядов на систему экологического менеджмента на предприятии……………………………..............................…………..............……5

1.2. Механизм создания и внедрения системы экологического менеджмента............................................................................................................

Глава 2. Экологические аспекты подготовки к проведению Зимних Олимпийских и Паралимпийских Игр Сочи-2014………………...............................................................…………………..……17

2.1 Экологические проблемы, вызванные подготовкой к проведению Зимних Олимпийских и Паралимпийских Игр Сочи-2014……………………………….......................................................……………..17

2.2. Экологические проблемы, вызванные подготовкой к проведению Зимних Олимпийских и Паралимпийских Игр Сочи-2014 в сфере управления отходами.........................................................…………………………………..21

2.2.1. Адлерская свалка........................................................................................

2.2.2. Свалка в Лоо...............................................................................................

Глава 3. Эффективность работы системы эк менеджмента ГК Олимпстрой на примере управления отходами..............................................................................

3.1. Внедрение системы экологического менеджмента на ГК "Олимпстрой"……………………................................................………………41

3.2. Меры, выполняемые ГК "Олимпстрой" на пути к совершенствованию работы с отходами……………...........................………………………………..49

3.3. Основные препятствия к реализации концепции «Ноль отходов» и пути решения проблем, стоящие на пути эффективности работы системы экологического менеджмента на ГК "Олимпстрой"(на примере обращения с отходами).............................................................................................................

Заключение……………………..................…………………………………….51

Глоссарий……………………...............…………………………...............……54

Список литературы..………………………........................………………...….56

Введение

В современных условиях особую значимость и актуальность приобретают вопросы, связанные с развитием промышленного предприятия при динамичном изменении внешней среды. Отсутствие формирования рациональной, адаптивной производственной системы и методологии экологического управления не только способно помешать развитию предприятия, но и привести к потере завоеванных на рынке позиций, не говоря уже о нежелательных последствий, которые выливаются на природную среду.

В рамках подготовки к проведению Зимних Олимпийских и Паралимпийских Игр Сочи 2014 г., как и на любом строительном предприятии осуществляется и функционирует система экологического менеджмента.

Устойчивое развитие территории Краснодарского края и, в частности, охрана окружающей среды Сочи - долг перед Россией и мировым сообществом, обязанность перед будущими поколениями россиян. Правительство России при подготовке и проведении Зимних Игр 2014 года обязано приложить все усилия, чтобы улучшить состояние окружающей среды, снизить негативное воздействие на неё в процессе строительства объектов, а также улучшить социально-экономические условия в регионе.

Я считаю, что тема весьма актуальна хотя бы из-за того, что

В первой главе Дипломной работы рассмотрен имеющийся понятийный аппарат, а также существующие в нашей стране и за рубежом методологические взгляды на сущность системы экологического менеджмента, механизм создания и внедрения его на предприятие.

Во второй главе мною были рассмотрены и изучены экологические аспекты проведения Зимней Олимпиады в Сочи. Были исследованы риски, порождаемые Олимпиадой в Сочи, а в дальнейшем- в качестве одного из главных рисков и аспектов, был детально рассмотрен вопрос в обращении с отходами, который в последствии стал предметом моей исследовательской работы. Указаны все причины, по которым на предприятие обязана действовать чёткая экологическая политика и, в особенности, - система экологического менеджмента.

В третьей главе я рассматриваю механизм внедрения экологического менеджмента на ГК "Олимпстрой", в последствии чего делаю акцент непосредственно на выполнение работы данного строительного предприятия по утилизации отходов в соответствии с её планами, мероприятиями, задачи и требованиями, даю свою оценку по выполненным/невополненным мероприятиям и предлагаю пути решения, которые в последствии могут помочь корпорации улучшить эффективность в вопросе экологического корпоративного менеджмента, которые показываюся с помощью проблемы управления отходами.

Целью проведённого исследования была разработка путей

Вышеуказанная цель достигалась путём решения поставленных задач:

1) изучением научных взглядов на систему экологического менеджмента на предприятии

2) детального рассмотрения экологических аспектов подготовки к проведению Зимних Олимпийских и Паралимпийских Игр Сочи-2014

3) изучения экологических проблем, вызванных подготовкой к проведению Зимних Олимпийских и Паралимпийских Игр Сочи-2014 в сфере управления отходами

4) рассмотрения мер, выполняемых ГК "Олимпстрой" на пути к разрешению проблем в обращении с отходами

4) выбором решения проблем, стоящих на пути эффективности работы системы экологического менеджмента на ГК "Олимпстрой" (на примере обращения с отходами)

В процессе исследования применялись следующие методы: теоретические – анализ научных материалов по данной теме различных авторов; статистические – ранжирование данных, полученных из найденных материалов.

Объект исследование- система экологического менеджмента на предприятии.

Предмет исследования- управление отходами, вызванными в ходе олимпийского строительства.

Глава 1. Современные научно-методологические основы создания и внедрения системы экологического менеджмента на предприятии.

1.1. Развитие научных взглядов на систему экологического менеджмента на предприятии.

Россия вступила в новый период эпохи, так называемой экологизации экономики. Государство реализует международные экологические программы, принимает конвенции по охране окружающей природной среды.

По мере того, как растёт озабоченность сохранением и улучшением качества окружающей среды, предприятия всех типов и масштабов все большее внимание обращают на уровень влияния своей деятельности, продукции или услуг на ОС.

Об экологическом менеджменте предприятий впервые заговорили в западных странах во второй половине двадцатого века. Толчком к активной экологической деятельности и внедрению принципиально отличающихся систем управления предприятиями (организациями) в развитых странах послужило ужесточение требований природоохранного законодательства и ответственности за невыполнение этих требований, что было связано с обострением экологической обстановки. В сложившихся эколого-экономических условиях необходимо было реализовать такую систему управления предприятием(организацией), которая должна была обеспечить конкурентоспособность продукции, финансовую стабильность предприятия и достаточный уровень экологической безопасности в условиях рыночной экономики. Как вид управления экологический менеджмент – это управление, заключающееся в сознательном воздействии человека на природные, техногенные и социальные процессы, а также объекты окружающей среды для удовлетворения своих потребностей, причем не только экономических, культурных, но и экологических. Экологический менеджмент предприятия- это часть общей системы менеджмента предприятия, включающая организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, собственно практическую

работу, процедуру, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов и совершенствования экологической политики.

Первые предприятия создавшие системы экологического менеджмента по

принципам международного стандарта ISO 14001, появились еще в 1995 г., но поскольку число их было небольшим, и они не были официально сертифицированы, начальной датой исследования был принят 1996 г., год официального опубликования стандарта. Предприятия могут осуществлять сертификацию прямо по международному стандарту или по аутентичному национальному стандарту, в любом случае экологический менеджмент считается функционирующим в соответствии с ISO 14001 [1]. Так, в России, еще до выхода ГОСТ Р ИСО 14001 в 1998 г. первым сертифицировался на соответствие ISO 14001 цех по выпуску сердечно-сосудистых препаратов совместного производства ОАО Химико-фармацевтический комбинат «Акрихин». В дальнейшем российские предприятия сертифицируются,

как правило, по ГОСТ Р ИСО 14001.

Главным стимулом для сертификации по ГОСТ Р ИСО 14001-98 на российских предприятиях, в данный момент, является желание выйти на иностранный рынок и поддерживать отношения с зарубежными партнерами [2].

В изучении системы экологического менеджмента особо значимы применение теории Парето-оптимальности к исследованию проблемы внешних эффектов, систематизация базового теоретического инструментария анализа эколого-экономических проблем (Пахомова, 2001), адаптация инструментария проектно-инвестиционного анализа к эколого-экономической проблематике (Экологическая экспертиза объектов, 1995), разработка механизма управления природопользованием в России (Пахомова, Рихтер, 1999; Экономика природопользования, 1993) и принципов построения систем экологического менеджмента (Рихтер, Воронцовский, Капустин, 1999) и два недавно изданных учебных пособия Пахомовой, Рихтера 1996; 2001. Авторы, учитывая комплексный характер природопользования, уделяют внимание проблемам управления в эколого-экономической сфере. Среди множества публикаций, посвящённых раскрытию отраслевых и прикладных аспектов взаимодействия общества и природы (проблемам эффективного использования воспроизводимых и невоспроизводимых природных ресурсов, проблемам их оценки и особенностям принятия хозяйственных решений в недропользовании, лесной или рыболовецкой отрасли и т.п.), особое место занимает серия публикаций, воспроизводящих комплексный характер природопользования (Голуб, Струкова, 1995, Бобылев, Ходжаев, 1997и др.). Подобные концепции, посвящённые проблемам оценки экономической ценности различных видов природных ресурсов и экобиосистем с учётом многофакторной функции определения полезности природных объектов, в частности биоразнообразия, как правило формируют перспективы отраслевой природно-ресурсной экономики, заостряя внимание на экономико-экологических проблемах отдельных природных ресурсов и сред.

Следует отметить, что зарубежные авторы предостерегают от ошибочной трактовки экологического менеджмента как системы управления окружающей предприятие природной средой (Sheldon Ch. and Yaxon М., 1999). Таким образом, нельзя рассматривать экологический менеджмент предприятия как обособленную, не связанную с другими видами корпоративного менеджмента деятельность. Реализация экологической стратегии предприятия осуществляется путем реализации частных стратегий предприятия: маркетинговой, инвестиционной, производственной (стратегии логистики), финансовой, инновационной и стратегии управления персоналом, т.е. экологический менеджмент интегрирован в общую систему менеджмента предприятия.

Развитие систем экологического менеджмента происходит на основе созданной еще в 40-е годы ХХ века модели Деминга, которая включает несколько обязательных последовательных шагов: планирование, внедрение и функционирование, наблюдение и оценку, а также корректировку действий. А вот так выглядит последовательность этапов и основные структурные элементы современной системы корпоративного экологического менеджмента (КЭМ):

Таблица 1

Последовательность этапов формирования и основные структурные элементы КЭМ (по Пахомовой, Н.В., Эндерс А., Рихтер К. 2003)

 

Принятие фирмой обязывающего решения по разработке экологической стратегии

и введению системы КЭМ

 

 

Уточнение и определение приоритетов экологической политики

 

 

Составление первоначального экологического обзора ("фотографии" различных экологических аспектов деятельности фирмы)

 

 

Уточнение и принятие корпоративной экологической стратегии (политики)

 

 

Формирование системы КЭМ путем определения экологических целей и задач,

а распределения обязанностей, ответственности и полномочий

между внутренними подразделениями и среди персонала фирмы

 

 

Система обучения персонала, служащая осознанию важности экологической политики и

приобретению компетенции по квалифицированному выполнению необходимых полномочий

 

 

Разработка текущего плана действий по ООС, ресурсосбережению и экологической безопасности, служащего достижению стратегических целевых и текущих плановых экологических показателей фирмы

 

Продолжение таблицы 1

 

Оперативный контроль и мониторинг

 

 

Экологический аудит результатов реализации целевых и плановых

экологических показателей и их эффективности

 

 

Аудиторское заключение об эффективности системы КЭМ, обосновании целевых экологических показателей с выработкой предложений по корректировке экологической

политики, системы КЭМ, а также плана действий по охране окружающей среды

 

Сегодня любая вперед смотрящая компания, реализующая активную, отвечающую требованиям и вызовам XXI столетия политику, должна включать в документ своей миссии экологические параметры. Определяя стратегические цели предприятия необходимо ориентироваться на повышение экологической безопасности бизнеса, т.к. в условиях сильнейшей техногенной нагрузки, высокого уровня загрязнения окружающей среды, добиться устойчивого развития сможет та компания, которая добилась повышения экологической и промышленной безопасности, сохраняя при этом конкурентоспособность продукции или более того, повышая ее. Стратегический экологический менеджмент (СЭМ) должен стать неотъемлемым компонентом стратегического корпоративного менеджмента. Именно СЭМ призван выявить потенциалы экологического характера для успеха предприятия (преимущества в области охраны окружающей среды, ресурсосбережения, обеспечения экологической безопасности в конкуренции с другими предприятиями), связанные с деятельностью предприятия экологические риски, определить на этой основе долгосрочные цели компании и обеспечить их реализацию посредством применения продуманной системы мер и инструментов.

На любом предприятии элементы экологического менеджмента представлены в виде мероприятий по выполнению требований нормативных документов.

1.2 Механизм создания и внедрения системы экологического менеджмента

По мере того, как растет озабоченность сохранением и улучшением качества окружающей среды (ОС), предприятия всех типов и масштабов все большее внимание обращают на уровень влияния своей деятельности, продукции или услуг на ОС. Экологическая результативность предприятия приобретает все большее значение для всех заинтересованных сторон. Такими сторонами являются сами предприятия, потребители их продукции (физические и юридические лица) и контролирующие органы.

Для достижения высокой экологической результативности предприятие должно реализовывать системный подход к своей деятельности создавая и постоянно улучшая систему экологического менеджмента (СЭМ).

Понимание значимости, реализация и повышение экологической эффективности работы предприятия могут быть достигнуты эффективным управлением теми элементами деятельности, продукции и услуг, которые оказывают значительное воздействие на ОС.

Оценивание экологической эффективности работы предприятия - внутренний процесс и инструмент управления, предназначенный для обеспечения руководства достоверной и подтверждаемой текущей проверкой информацией, позволяющей определить, соответствует ли экологическая эффективность предприятия совокупности критериев, заданных российским законодательством.

Предприятия, имеющие СЭМ, оценивают соответствие своей экологической эффективности политике, целям, плановым показателям и другим критериям экологической эффективности.

Физически СЭМ должна состоять из специализированного структурного подразделения занимающегося только охраной ОС и иметь взаимосвязь и с администрацией предприятия и с другими подразделениями предприятия.

Предприятию следует предусмотреть различного рода ресурсы, производственные структуры и механизмы поддержки СЭМ, необходимые для:

- реализации экологической политики, достижения экологических целей и выполнения соответствующих задач;

- удовлетворения изменяющихся требований экологического законодательства к предприятию;

- обмена информацией с заинтересованными сторонами по проблемам работы СЭМ;

- обеспечения текущего функционирования и постоянного улучшения СЭМ с целью повышения экологичности предприятия.

Для эффективного управления экологичностью предприятия СЭМ должна быть спроектирована таким образом, чтобы эффективно взаимодействовать и быть способной к интеграции с существующими процессами системы общего менеджмента предприятия. Такая интеграция может помочь предприятию найти баланс и разрешить конфликты между экологическими и другими (техническими, технологическими, экономическим и прочими) целями и приоритетами производственной деятельности.

Для создания эффективной СЭМ руководству предприятия необходимо обеспечить доступность ресурсов, необходимых для разработки, внедрения, обеспечения функционирования и улучшения СЭМ. Под ресурсами подразумевают:

человеческие (кадровые) ресурсы,

их специальные знания (навыки),

организационную инфраструктуру для работы,

технологию выполнения работы,

финансовые ресурсы.

Функциональные обязанности по повышению экологической эффективности производства, ответственность и полномочия персонала в этой области должны быть определены, документированы (должностные инструкции) и доведены до его сведения, для улучшения результативности работы СЭМ.

В администрации предприятия необходимо иметь ответственное лицо, которое помимо других обязанностей будет иметь определенные обязанности, связанные с обеспечением экологической эффективности предприятия, нести ответственность и обладать соответствующими полномочиями для того, чтобы:

- гарантировать, что СЭМ разработана и внедрена, а также, что обеспечено ее функционирование в соответствии с требованиями нормативных документов;

- представлять руководству для анализа отчеты о результативности СЭМ, включая рекомендации по ее улучшению.

Ресурсы и их распределение следует периодически пересматривать. При оценке адекватности ресурсов следует исходить из планируемых изменений в производстве.

Ресурсная база и организационная структура предприятия могут наложить определенные ограничения на внедрение СЭМ. Для преодоления этих трудностей предприятие может рассмотреть возможность стратегического сотрудничества с:

- крупным заказчиком и поставщиком предприятия в целях совместного применения технологий и знаний;

- другими предприятиями, входящими в цепочку поставок или расположенными рядом, в целях совместного определения и решения общих проблем в части обмена опытом, ускорения технических разработок, совместного использования оборудования и коллективного привлечения внешних ресурсов;

- организациями по стандартизации, ассоциациями малых и средних предприятий, торговыми палатами с целями организации обучения и реализации программ обеспечения осведомленности в области охраны ОС;

- университетами и другими исследовательскими центрами с целью обеспечения поддержки при повышении производительности и внедрения инноваций.

В СЭМ должны работать специалисты со специальным образованием, подготовкой и практическим опытом, их компетентность должна соответствовать поставленным задачам, связанным с возможными значимыми воздействиями предприятия на ОС.

Предприятию необходимо следить за потребностью в подготовке персонала, работающего в СЭМ. Следует организовать подготовку или другие мероприятия по удовлетворению этих потребностей.

Предприятие должно проводить внутреннюю политику, направленную на осознание всем персоналом:

- важности соответствия профессиональной деятельности каждого экологической политике, процедурам и требованиям СЭМ;

- значимости экологических аспектов и фактических или потенциальных воздействий, связанных с деятельностью каждого, а также пользу для ОС вследствие повышения их личного профессионализма;

- своих функциональных обязанностей и ответственности за достижение соответствия требованиям СЭМ;

- возможных последствий отклонения от установленных технологических процессов.

Ответственность за обеспечение экологической осведомленности персонала и мотивации его действий несет руководство. Это может быть обеспечено путем объяснения значимости экологических ценностей предприятия, обнародования своих обязательств, включенных в экологическую политику, поощрения лиц, работающих на предприятии, понимающих важность достижения экологических целей и выполнения экологических задач, за которые они несут ответственность или должны отчитываться. В контексте общих экологических ценностей обязательство, принятое на себя каждым сотрудником, позволяет превратить работу в СЭМ в эффективный процесс.

В этой ситуации предприятию следует идентифицировать и оценить различие между уровнем компетентности, необходимым для выполнения какой-либо работы, и уровнем, которым обладает конкретное лицо, выполняющее эту работу. Такое различие может быть устранено путем дополнительного обучения, профессиональной подготовки, совершенствования мастерства и т.п.

В программе обучения (подготовки) следует указать ответственность в рамках СЭМ и учесть имеющийся уровень знаний обучающихся и понимание ими существа предмета.

Программа обучения в области СЭМ может включать в себя следующее:

- выявление потребности обучения персонала;

- разработку плана обучения в соответствии с выявленной потребностью;

- проверку соответствия плана требованиям СЭМ к обучению;

- обучение целевых групп персонала;

- документирование и мониторинг процесса обучения;

- оценку результатов обучения на соответствие выявленным потребностям и требованиям.

В отношении экологических аспектов и СЭМ предприятие должно установить, внедрить и поддерживать процедуры для:

- внутреннего обмена информацией между различными уровнями управления;

- получения, документирования и подготовки ответов на запросы внешних заинтересованных сторон.

Предприятие должно решить, будет ли оно сообщать вовне информацию о своих значимых экологических аспектах, и документировать принятое решение.

Цели и польза такого обмена информацией могут быть следующими:

- демонстрация обязательств предприятия и его усилий по повышению своей экологической результативности, а также результатов таких усилий;

- повышение осведомленности и поощрение заинтересованного диалога об экологической политике предприятия, экологической результативности и других достижениях;

- получение информации, ее рассмотрение и ответы на вопросы, а также получение заключений или другой информации;

- пропаганда постоянного повышения экологической результативности.

Обмен экологической информацией может быть внутренний и внешний.

Внутренний обмен информацией между различными уровнями управления и функциональными подразделениями (по вертикали и горизонтали) внутри предприятия является одним из главных факторов обеспечения результативности СЭМ. Например, обмен информацией важен для решения проблем координации деятельности, для реализации планов действий и для дальнейшего развития СЭМ. Предоставление соответствующей информации работникам предприятия обеспечивает мотивацию их действий в отношении повышения экологической результативности, что помогает работникам выполнять ответственные функции, а предприятию - достигать экологические цели и выполнять экологические задачи.

Внешний обмен информацией с внешними заинтересованными сторонами является важным и эффективным инструментом экологического менеджмента. Применение действенных методов может повысить результативность внешнего обмена информацией. Предприятию следует определить потенциальные затраты и преимущества различных подходов разработки внешнего обмена информацией, чтобы выбранный подход был приемлемым в конкретных обстоятельствах. Также следует рассмотреть вопрос об уместности передачи внешним заинтересованным сторонам информации об экологических аспектах, включая аспекты, относящиеся к поставкам и цепочке производства продукции.

Как минимум, предприятию следует разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры получения, документирования и ответов на соответствующие запросы заинтересованных сторон. Предприятие также может счесть полезным документировать процедуры внешнего обмена информацией.

Независимо от того, какое решение примет предприятие относительно активного внешнего обмена информацией, это решение следует запротоколировать. Предприятию также следует разработать и внедрить процесс обмена информацией с внешними заинтересованными сторонами при возникновении нештатных ситуаций или аварий, которые могут их касаться или вызывать у них тревогу.

Существует множество методов внешнего обмена информацией, которые могут способствовать пониманию и признанию усилий организации в области экологического менеджмента и диалогу с заинтересованными сторонами. Методы внешнего обмена информацией могут включать в себя, например, проведение неофициальных дискуссий, дней открытых дверей, создание совместных рабочих групп по экологическим проблемам, организацию диалога с общественностью, участие в общественных мероприятиях, оформление сайта в Интернете, отправление информации по электронной почте, выпуск пресс-релизов, издание рекламных объявлений, периодических информационных бюллетеней и ежегодного (или с другой периодичностью) отчета, а также организацию «горячей» телефонной линии.

Примерами передаваемой информации могут быть:

- общая информация о предприятии;

- заявление об экологической политике, целях и задачах;

- обязательства предприятия по постоянному улучшению и предотвращению загрязнений ОС;

- информация, относящаяся к экологическим аспектам выпускаемой продукции и предоставляемых услуг, сообщаемая, например, посредством экологической маркировки и декларации;

- информация об экологической результативности деятельности предприятия;

- информация о соблюдении предприятием законодательных и других требований, которые оно обязалось выполнять, а также о корректирующих действиях, предпринятых в ответ на идентифицированные случаи несоблюдения этих требований;

- информация об инцидентах с экологическими последствиями.

При внутреннем и внешнем обменах экологической информацией важно помнить следующее:

- информация должна быть понятной и адекватно интерпретируемой;

- информация должна быть прослеживаемой;

- предприятию следует представлять точную картину своей результативности;

- по возможности, информацию следует представлять в сопоставимой форме (например, следует использовать одни и те же единицы измерения).

При разработке программы обмена информацией предприятию следует учитывать область, характер и масштабы своей деятельности, значимые экологические аспекты, а также характер и потребности заинтересованных сторон.

Документация СЭМ должна содержать:

- экологическую политику, цели и задачи;

- описание области применения СЭМ;

- описание основных элементов СЭМ и их взаимодействия, а также ссылки на соответствующие документы;

- документы, соответствующие требованиям нормативных документов;

- документы, определенные предприятием как необходимые для обеспечения результативного планирования, функционирования и управления процессами, которые связаны со значимыми экологическими аспектами. Документами, требуемыми СЭМ, необходимо управлять.

При управлении документами СЭМ важно обеспечить чтобы:

- документы можно было легко идентифицировать с соответствующим предприятием, подразделением, функцией, определенным видом деятельности, или лицом, ответственным за контакты;

- документы регулярно анализировались, при необходимости пересматривались и утверждались уполномоченными лицами перед их выпуском;

- действующие версии соответствующих документов были доступны во всех местах, где они необходимы для эффективного функционирования СЭМ;

- утратившие силу документы незамедлительно изымались из всех мест их хранения и использования.

Выгоды от внедрения СЭМ предприятием разделяют на прямые и косвенные. Прямые выгоды связаны с возможностью расширить рынок сбыта продукции, избежать ненужных расходов, снизить издержки, сберечь основные фонды предприятия, повысить его потенциал в получении инвестиций. Косвенные выгоды включают улучшение мотивации сотрудников предприятия, отношений с местным населением, репутации предприятия.

Итак, рассмотрев все для внедрения системы экологического менеджмента на предприятии хочу отметить, что необходимо определить экологическую политику предприятия, разработать программу и выработать механизм ее реализации, обеспечить контроль, мониторинг и аудит характеристик окружающей среды, проанализировать соответствие системы экологического менеджмента изменяющимся факторам и внутренней среды предприятия, рассмотреть экологические аспекты в рамках хозяйственных проблем.

Глава 2. Экологические аспекты подготовки к проведению Зимних Олимпийских игр и Паралимпийских Игр 2014 года и система экологического менеджмента ГК "Олимпстрой"

2.1. Экологические проблемы, вызванные подготовкой к проведению Зимних Олимпийских и Паралимпийских Игр Сочи-2014

Александр Жуков, характеризуя особенности подготовки к проведению Олимпийских игр обратил внимание на то, что: «…Никогда еще зимние Игры не проводились в таких уникальных и живописных природных условиях. Вместе с тем мы понимаем, что устойчивое развитие этой территории и, в частности, охрана окружающей среды Сочи

— это наш долг перед Россией и мировым сообществом, наша обязанность перед будущими поколениями россиян», Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Председатель Наблюдательного совета Организационного комитета XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи [3].

Олимпийские игры проводятся ежегодно каждые четыре года и в этот раз страной для проведения стала именно Россия, а точнее уникальный природный комплекс Краснодарского края- город Сочи. Город был выбран не случайно, ведь для него характерна уникальная и разнообразная природная среда.

Как обеспечить своевременную и качественную подготовку к Олимпийским играм и не навредить окружающей среде – актуальный вопрос для всех стран и городов, которым доводится стать столицами состязаний.

Сочи не только не стал исключением, но и заметно выбивается из общего ситуационного ряда, поскольку практически все объекты олимпийской программы строятся, как говорится, с нуля. Именно поэтому экологический контроль за ходом подготовки к Играм 2014 года с самого начала обрел ключевое значение.

Подготовка к Зимним Олимпийским Играм Сочи-2014 и непосредственно само осуществление Олимпиады предполагает ряд экологических проблем, о чём свидетельствует...,...

Экологический аспект—это элемент деятельности организации, ее продукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающей средой. Примечание — Важным экономическим аспектом является тот аспект, который оказывает или может оказать значительное воздействие на окружающую среду. [4] . В соответствии с этим, в своём исследовании в данном вопросе я опиралась на статью, разработанную ЯЙЛИ Ервантом Аресовичем — кандидатом географических наук, профессором кафедры экономики и управления филиала Российского государственного гидрометеорологического университета в г. Туапсе (г. Туапсе), в которой он исследовал эволюцию рисков, порождаемых Сочи-2014. Была дана возможная количественная оценка риска загрязнения атмосферного воздуха, а также численное значение мультипликативного риска по состоянию на 2014 г.

Яйли Е.А. рассмотрел ряд реальных, очевидных рисков, связанных с процессом строительства и проведения Зимних Игр, которые он назвал главными рисками.

Первый и самый существенный риск R1 будет связан с резким увеличением количества транспортных единиц, сконцентрированных на сравнительно небольшой территории. По самым скромным оценкам ожидается утроение числа автомобилей в периоды проведения Олимпиады-2014 и удвоение в обычные сезонные периоды. Это обстоятельство порождает риски поступления огромного количества СО, оксидов азота, углеводородов и других вредных соединений в атмосферу города и прилегающей курортной зоны, а также сброса продуктов эксплуатации и обслуживания автомобильного транспорта на полигоны захоронения отходов, а также в систему водоотведения, и, следовательно, в море.

Второй и немаловажный по своей значимости риск R2 обусловлен резким увеличением количества ТБО, подлежащим вывозу, транспортировке, селекции и дальнейшей утилизации и захоронению. В настоящее время подушевое производство ТБО в г. Сочи не превышает 0,5 кг в день на человека. В пиковый период 2014 г. ожидается его тройной и даже четверной рост, т.е. до 1,5…2 кг на человека в день.

Третий риск R3 будет связан с увеличением к 2014 г. в 2,2 раза числа объектов энергоснабжения в соответствии с Федеральной целевой программой (ФЦП), а значит, возрастет и техногенная нагрузка на окружающую среду, причем на все ее главные компоненты.

Четвертый реальный риск R4 связан со строительством дорог, как основных, так и вспомогательных, или временных, строящихся только на определенный период для обеспечения подвоза строительных материалов и конструкций, что сопряжено с перемещением огромных объемов грунта и значительной трансформацией природного ландшафта. Такие риски имеют порой непредсказуемый характер, так как возможно изменение розы ветров, микроклимата, нарушение естественного проветривания застроек и т.п. Оценить их непросто, ибо для этого нужен постоянный контроль над набором целого ряда параметров, причем в достаточно большом временном интервале.

Весьма значительным представляется реальный пятый риск R5, генерируемый инженерной инфраструктурой. Предполагаются значительные

объемы работ, связанные с необходимостью обеспечения жителей города холодной и горячей водой, теплоснабжением, газом, электричеством, средствами связи.

Нельзя не принять во внимание шестой риск R6, обусловленный более активным поступлением нефтепродуктов в береговую часть моря, что связано с существенным ростом числа плавучих средств на прилегающей к г. Сочи акватории. Их заправка, эксплуатация, обслуживание и хранение, к сожалению, всегда сопровождаются проливами нефтепродуктов и, если этот вопрос не будет решен, ожидается, как минимум трехкратное увеличение поступления нефтепродуктов в море.

Седьмой серьезный риск R7 — это риск человеческого фактора. Сталкиваются интересы различных групп людей, у каждой из которых свое видение решения проблемы.

Восьмой риск связан с вероятностью резкого ухудшения состояния морской экосистемы, выраженного, прежде всего, в потере качества поверхностной и придонной морской воды. [5]

Рассмотрев оценки рисков, автор делает вывод о том, что необходимо добиваться выполнения всех запланированных природоохранных мероприятий, а также отмечает, что следует увеличить финансирование на экологические мероприятия (до общепринятых мировых стандартов), при этом, очень важно держать под пристальным вниманием вопросы обеспечения экологической безопасности г. Сочи и прилегающих территорий при последующем стратегическом планировании и корректировке действий в процессе строительстве объектов и инфраструктуры для проведения Олимпиады-2014.

Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта и создание всей необходимой инфраструктуры для Зимних Олимпийских игр в относительно сжатые сроки является сложной и многофункциональной задачей, решение которой требует концентрации ресурсов организаторов Зимних игр, г. Сочи, Краснодарского края и всей страны, которые должны быть использованы максимально эффективно.

Экологических проблем, ввиду подготовки к проведению Зимних Олимпийских Игр в 2014 году очень много, поэтому в своей работе я сделала акцент на рисках, связанных именно с резким увеличением количества ТБО, подлежащим вывозу, транспортировке, селекции и дальнейшей утилизации и захоронению. Итак, предмет моего дальнейшего исследования- это управление в области отходов.

2.2. Экологические проблемы, вызванные подготовкой к проведению Зимних Олимпийских и Паралимпийских Игр Сочи-2014 в сфере управления отходами

Проблемы негативного влияния на окружающую среду отходов производства и потребления, их образования, хранения (размещения), переработки и захоронения требуют комплексного подхода в их решении.

Не решаются вопросы создания эффективной системы управления отходами, т. е. системы сбора, транспортирования, утилизации, обезвреживания, хранения и захоронения отходов (в том числе ТБО), образующихся в процессе работы предприятий города – курорта Сочи и строительства объектов Олимпийской программы. В результате сложилась ситуация, при которой образующиеся отходы накапливаются на территории предприятий, строительных площадках, а также на санкционированных и несанкционированных свалках.

На территории города Сочи существуют две закрытые свалки, которые расположены в черте города:

Лазаревская свалка - начало эксплуатации - 1936 год, закрыта в 1996 году. На площади 1,0 га размещено 700000 куб. м. твердых бытовых отходов. На территории свалки в настоящее время размещается РБУ.

Навагинская свалка - эксплуатировалась с 1946 года по 1986 год. Площадь, занимаемая Навагинской свалкой, составляет 20 га. На указанной площади размещены все виды отходов объемом 10,0 млн. куб. м. Свалка оборудована газоотводными скважинами. На территории свалки в настоящее время размещается рынок запасных деталей для автомобилей, ярмарка, гаражи, станция технического обслуживания и т.д.

Развитие территорий свалок ТБО города Сочи в предыдущие годы осуществлялось при отсутствии согласованных проектов санитарно-защитных зон, при отсутствии зонирования прилегающих территорий, направленного на обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности, защиту территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Вместе с тем, размещение отходов на свалках ТБО г. Сочи продолжает осуществляться с нарушениями требований Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов и других нормативно-правовых актов.

2.2.1.Адлерская свалка

Свалка располагается в Адлерском районе города Сочи -пос. Орел-Изумруд, ул.Петрозаводская 150,строение4; год начала эксплуатации свалки – 1937, до организации любой жилой застройки в указанном районе. На свалке размещались все виды отходов 1,2,3,4,5 классов – 8,5 млн. куб.м. -1,7 млн. т.; вместимость свалки - 4,1 млн.куб. м.; удаленность от моря -3–7 км; СЗЗ не соблюдается, жилье располагается в 70 м от тела свалки.

На основании вышеуказанной информации о состоянии свалки в Адлерском районе города Сочи и распоряжения Администрации города Сочи от 14.01.2010г. № 13-р с 16.01.201г. прекращен прием бытовых отходов на свалке в Адлерском районе города Сочи. Вывоз и размещение ТБО осуществляется на свалке в районе пос. Лоо Лазаревского района города Сочи.

В январе 2012 года завершена рекультивация Адлерской свалки, предусмотренная олимпийской программой.

Генподрядное ООО "Севстройинвест" приступило к проектным и изыскательским работам, сносу и рекультивации свалки по программе "Полигон твердых бытовых отходов в Адлерском районе " в июне 2010 года, теперь работы завершены. Главному управлению строительства Краснодарского края выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

На месте мусорных отвалов появились ровные склоны, разделенные на террасы. Они нужны для равномерного распределения нагрузки и удерживают массы мусора от смещений.

Рекультивация свалки проводилась на площади 14 га. Весь мусор теперь сокрыт под несколькими слоями. Сначала его засыпали песком, потом соорудили георешетку, поверх которой лег слой щебня. Также уложено несколько слоев геотекстиля разной толщины и слой завезенного грунта. Для формирования новой поверхности местности понадобилось отсыпать более 70 тыс. куб. м земли.

Внутри свалочного тела происходит технологический процесс: откачка по дренажной системе фильтрата и газов и подача их на сжигание. Для этого в теле свалки пробурены 40 скважин, установлено несколько газосборочных станций и трубопроводная система. Газ сжигается на специальном факельном устройстве, а для сбора воды построено два резервуара емкостью 2 тыс. куб. м.

Также защищена река: на участке в 350 м Херота теперь протекает по бетонному коллектору шириной в семь метров, воздвигнута и подпорная стена. По всему периметру территория полигона огорожена металлическим забором, вход посторонним строго воспрещен, сообщает пресс-служба департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года.

2.2.2. Свалка в п.Лоо.

Постановлением №103/2 от 28.02.97г Администрация города Сочи закрепила территорию оврага реки Битха под свалку ТБО в Лазаревском районе города Сочи с предписанием Управлению архитектуры выполнить работы по землеотводу и уточнить площади и точные границы участка. Проект границ земельного участка по адресу: Лазаревский район, поселок Лоо, с. Нижнее Уч-Дере, ул. Енисейская 197, строение 4, выполненный Муниципальным институтом генплана города Сочи в 2004 году, также не отражает фактические изменения естественных границ свалки, не указаны границы санитарно-защитной зоны свалки в пос.Лоо.

Складирование мусора осуществляется методом «сдвигания» ТБО вниз к долинам рек. Действующая свалка исчерпала свой ресурс и по заключению СК Геоэкологического центра ГУП «Кубаньгеология», выполненного по результатам геоэкологического мониторинга в 2003 году, состояние свалки ТБО г.Сочи в пос. Лоо охарактеризовано как критическое.

В процессе гниения и разложения отходов, размещенных на свалке ТБО г. Сочи, образуется биогаз, в составе которого доминирует метан, что способствует самовозгоранию свалок (преимущественно в летний период) и оказывает крайне негативное воздействие на прилегающие заселенные территории города, в т.ч. на объекты курортной зоны Лазаревского района г.Сочи.

Несоблюдение технологии размещения отходов на свалке города Сочи (п.Лоо) создает угрозу причинения вреда объектам окружающей среды (загрязнение почв, водоемов, атмосферного воздуха), здоровью, жизни, имуществу жителей, проживающих в непосредственной близости от свалок ТБО и вызывает систематические обоснованные жалобы жителей прилегающих жилых районов и отдыхающих прилегающих санаторно-курортных учреждений.

Рассмотрев малую часть всех экологических проблем, в частности- проблем в обращении с отходами , а также риски, вызванные строительством объектов Зимних Олимпийских Игр 2014, хочется отметить, что разработка, внедрение, а также прогрессивное функционирование системы экологического менеджмента крайне необходимы.

Соответственно, исследованию процессов разработки, внедрения системы экологического менеджмента, а также эффективности её работы на ГК "Олимпстрой" и будет посвящена моя следующая глава.

Глава 3. Эффективность работы системы экологического менеджмента ГК "Олимпстрой" на примере управления отходами

3.1. Внедрение системы экологического менеджмента на ГК "Олимпстрой"

Хотелось бы дать краткую характеристику ГК «Олимпстрой».

Решение о проведении в городе Сочи XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года было принято 4 июля 2007 на сессии Международного олимпийского комитета в Гватемале. Уже на следующий день Президентом Российской Федерации В.В.Путиным был издан Указ «О подготовке к проведению Игр в Сочи».

Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта – ГК «Олимпстрой» – создана на основании Федерального закона ФЗ N238 от 30 октября 2007 года.

Корпорация осуществляет управленческие функции и координирует проектирование и строительство олимпийских объектов в Сочи, организует эксплуатацию объектов, проводит открытые конкурсные отборы, отслеживает ход строительства олимпийских объектов и реализацию связанных с ним мероприятий. [6]

ГК Олимпстрой учредила свою собственную экологическую политику, в которой сказано : «Руководство «ГК Олимпстрой» определяет своим высшим и неизменным приоритетом охрану окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и обеспечение высокого уровня экологической безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации олимпийских объектов.

В полной мере осознавая потенциальную опасность возможного негативного воздействия процессов строительства и эксплуатации олимпийских объектов на окружающую среду, «ГК Олимпстрой» обязуется осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы не причинить вреда окружающей среде и обеспечить необходимый уровень экологической безопасности.

В своей деятельности ГК «Олимпстрой» руководствуется следующими принципами:

-безусловное выполнение требований законодательства Российской Федерации, Международного олимпийского комитета, международных договоров Российской Федерации, стандартов и правил в области природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности;

-постоянное улучшение природоохранной деятельности и системы экологического менеджмента;

-рациональное использование природных ресурсов на всех этапах проектирования, строительства и эксплуатации олимпийских объектов;

-учет экологических последствий при проектировании, строительстве и эксплуатации олимпийских объектов;

-открытость экологически значимой информации о деятельности «ГК Олимпстрой».

Для соблюдения избранных принципов мы намерены обеспечивать на всех этапах управленческой деятельности:

-планирование деятельности «ГК Олимпстрой» с учетом минимизации негативных воздействий на окружающую среду;

-проектирование, строительство олимпийских объектов с использованием лучших имеющихся ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий;

-использование технологий, обеспечивающих экономное расходование сырья, материалов и энергоносителей, вторичное использование ресурсов и утилизацию отходов;

-внедрение, функционирование и совершенствование системы экологического менеджмента «ГК Олимпстрой» в соответствии с международным стандартом ISO 14001:2004 за счет своевременной разработки корпоративных регламентов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.»

В экологическом отчёте ГК «Олимпстрой» за период с 01.08.2009 по 01.05.2010 была предоставлена информация о плане подготовке к внедрению системы экологического менеджмента на данное предприятие: "В ГК "Олимпстрой" формируется система экологического менеджмента, соответствующая международному стандарту ISO 14001: 2004.

Использование при подготовке Олимпийских Игр признанных в мире экологических стандартов, совместимых со стандартами ISO 14001, является требованием Заявочной книги Сочи-2014. Система экологического менеджмента будет подготовлена к сертификации на соответствование требованиям международного стандарта ISO 14001". [7]

И вот, 17/11/2010 РИА Новости сообщает: "Олимпстрой" завершил работу по внедрению системы экологического менеджмента и подтвердил соответствии своих принципов управления требованиям международного стандарта ISO 14001. Госкорпорации был вручен соответствующий сертификат в Сочинском едином информационном центре "Сочи 2014", передает корреспондент РИА Новости с места события.

"Данная оценка - это часть обязательств, которые входили в Заявочную книгу. Была проведена большая работа, и мы благодарны за эту высокую оценку", - сказал президент госкорпорации "Олимпстрой" Таймураз Боллоев, принимая сертификат.

Он пояснил, что, получив сертификат, ISO корпорация не только выполнила обязательства, сформулированные в Заявочной книге - благодаря этому, сформирована система ответственности за экологическую устойчивость развития олимпийского проекта "Сочи 2014". В эту систему, включающую конкретные обязательства и механизмы контроля их выполнения, также включены подразделения госкорпорации и ее подрядные организации.

В систему экологического менеджмента компании вошли 19 экологических корпоративных стандартов, регулирующих работы на всех стадиях: от инженерных изысканий и проектирования до эксплуатации построенных Олимпийских объектов и инфраструктуры.

"Одним из самых важных стал корпоративный Олимпийский "зеленый" стандарт, на соответствие которому будет сертифицировано большинство объектов. Это существенный шаг на пути перехода к международных системам регулирования, поскольку данный стандарт переводит в разряд требований значительную часть рекомендательных норм, содержащихся в российском законодательстве, аналогичных международным "зеленым" требованиям", - сказал Боллоев, добавив, что международные "зеленые" стандарты более жесткие, нежели требования российского законодательства.

Стандарт разработан в мае 2010 года на основе положений международных "зеленых" стандартов BREEAM International и LEED. Он устанавливает требования по обеспечению экологической и энергетической эффективности, ресурсосбережению, рациональному природопользованию при проектировании, строительстве и эксплуатации олимпийских объектов.

Первый «зеленый» стандарт в области строительства появился в 1990 г. Стандарт BREEAM (Building Research Establishment’s Environmental Assessment Method) определил стандарты устойчивого проектирования и строительства, а также дал возможность сравнивать различные здания по уровню их воздействия на окружающую среду.

Вторая по времени образования система сертификации «зеленых» построек – американская LEED (Leadership in Energy and Environmental design). Она была создана на базе британской и во многом с ней схожа. Однако стандарт не учитывает такой параметр, как долговечность дома, который является основополагающим в концепции устойчивого развития.

В последнее десятилетие можно было наблюдать рост количества стандартов «зеленого» строительства. Уже более 100 тыс. зданий в мире сертифицировано по «зеленым» стандартам.

Различия в национальных системах заключаются в количестве и формулировках применяемых критериев, граничных значениях показателей соответствия, названиях и количестве баллов, системе градации.

В России можно наблюдать лишь начало работ в данной области, глобализацию «зеленых» стандартов строительства. Так, по заказу Национального объединения строителей (НОСРОЙ) в 2011 г. российскими специалистами был проведен глубокий анализ стандартов «зеленого» строительства.

НП «Центр экологической сертификации – Зеленые стандарты» разработал национальную систему добровольной сертификации объектов недвижимости – «Зеленые стандарты», за основу которой были взяты стандарты LEED [8]. Система зарегистрирована 18 февраля 2010 г. Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Первый из серии стандартов в области «зеленого» строительства СТО НОСТРОЙ 2.35.4 – 2011 «Зеленое строительство».

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, Президента Олимпийского комитета России, Председателя Наблюдательного Совета Оргкомитета "Сочи 2014"Александр Жуков полагает, что "успех применения "зеленых" стандартов в строительстве станут примером реализации технически современных, экологически ответственных и социально значимых решений для других городов России".

Также и заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя Наблюдательного Совета ГК "Олимпстрой", Дмитрий Козак, выражает своё позитивное отношение к данному вопросу: " в ходе внедрения "зеленых" стандартов, меняется отношение людей к вопросам охраны окружающей среды. Бережное отношение к природе и инновационные экологические технологии станут важным элементом наследия Игр в Сочи". [12]

Однако я считаю, что на фоне всех привелегий, существуют свои недостатки и проблемы "зелёного строительства",например отсутствие нормативного регулирования по применению стандартов, их факультативность. Так, ГК «Олимпстрой» в целях стимулирования применения «зеленых» стандартов включила соответствующие критерии в конкурсную документацию при строительстве. Предпринимаются попытки сформулировать конкретные меры, направленные на повышение интереса к «зеленому» строительству. Так, в Докладе рабочей группы по совершенствованию законодательства в области экологического строительства . [13 ]

Сформулированы предложения по совершенствованию законодательства, направленного на стимулирование «зеленого» строительства. Например:

-Сертификация всех или некоторых объектов недвижимости конкретного ведомства.

-Сертификация объектов в зависимости от объективных критериев

-Прямое бюджетное финансирование.

-Государственные гарантии.

-Льготные тарифы на энергию.

-Компенсации за вырабатываемую энергию.

- Компенсация разницы в цене энергии.

-Льготный таможенный тариф.

Предложенные меры весьма разнообразны, несут как возможности для популяризации «зеленых» стандартов, так и риски недобросовестного их применения в целях получения льгот и преференций. Видится необходимым локальное применение данных предложений в разных регионах, их тестирование для дальнейшего сопоставления их эффективности и выбора наилучших практик.

Несмотря на то, что основным стимулом стало выполнение требований МОК, в дальнейшем планируется распространить «зеленые» технологии на всю страну. Так как социальная ответственность бизнеса в России находится в зачаточном состоянии и определяющим фактором распространения стандартов является спрос [14], то государство должно стать лидером инноваций в области «зеленого» строительства. Потребуется осуществлять стимулирование хозяйственных субъектов, создавать правовые и экономические механизмы, которые явятся двигателем «зеленого» строительства в России.

Хотелось бы рассмотреть краткое содержание и цели, предусмотренные в корпоративном "зелёном стандарте".

Стандарт разработан в соответствии с требованием Законодательства РФ в области технического регулирования, охраны окружающей среды и рационального природопользования, градостроительной деятельности, энергетической эффективности, нормативных правовых актов Российской Федерации, и нормативно-технических документов, нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды и градостроительной деятельности, а также с учётом дополнительных экологических требований и рекомендаций, утверждённых Наблюдательным Советом ГК "Олимпстрой", требований и основных положений международных "зелёных" стандартов BREEAM International и LEED. В Корпоративном "зелёном стандарте" установлен ряд требований к обеспечению экологической, энергетической эффективности, ресурсосбережения, устойчивого природопользования при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации олимпийских объектов.

В рамках разработки основного корпоративного стандарта была создана Программа экологического сопровождения подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи (далее — Экологическая программа) подготовленная Институтом региональной политики в рамках контракта с Автономной некоммерческой организацией «Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи» (далее — АНО «Оргкомитет Сочи 2014» или Заказчик) № ENV/10/01/29-2 от 29 января 2010 года. В основу экологической программы входит перечень экологических мероприятий, систематизированных по четырем стратегическим направлениям, а также мероприятий и работ, планируемых к выполнению по согласованным проектам, обеспеченным необходимыми ресурсами направленные на обеспечение Экологической стратегии и выполнение обязательств Заявочной книги.

Основными вызовами Экологическая программа определила:

-Необходимость управления значительными объемами строительных отходов и других отходов производства и потребления, образующихся в процессе подготовки и проведения Зимних Игр 2014 года

-Необходимость современного комплексного подхода к управлению природопользованием и охраной окружающей среды в связи со строительством части олимпийских объектов в границах и/или на смежных участках с особо охраняемыми природными территориями (ООПТ) федерального значения – Сочинским национальным парком, и территориями, граничащими с Кавказским биосферным заповедником (объект всемирного природного наследия ЮНЕСКО "Западный Кавказ")

- Необходимость обеспечения высокого уровня качества воздуха и питьевой

воды, а также надлежащего санитарно-эпидемиологического состояния территории на период проведения Игр и после их окончания

- Необходимость активной деятельности по защите биоразнообразия при размещении олимпийских объектов в предгорной и горной зонах

Для минимизации воздействия на окружающую среду при организации строительства олимпийских объектов предусмотрено осуществление ряда природоохранных мероприятий, при составлении перечня которых были использованы следующие нормативные документы:

- СНиП 12-01-2004 "Организация строительства";

- МДС 12-46.2008 "Методические рекомендации по разработке и

оформлению проекта организации строительства, проекта организации работ по сносу (демонтажу), проекта производства работ";

- МДС 12-81.2007 "Методические рекомендации по разработке и оформлению проекта организации строительство и проекта производства

работ"

Экологическая программа определила основные направления:

-Игры в гармонии с природой

-Игры без климатических изменений

-Игры без отходов

-Игры просвящения

правл3.2. Меры, выполняемые ГК "Олимпстрой" на пути к совершенствованию работы с отходами

Основным вызовом при реализации крупных проектов, таких как проведение Игр, является необходимость утилизации огромного количества отходов в процессе стройки и в дни проведения мероприятия.

Обращение с отходами является одной из наиболее значимых задач по экологическому сопровождению организации и проведения Игр.

Ориентируясь на лучшую практику предыдущих Игр в области экологического сопровождения, процесс подготовки и проведения Игр 2014 года стремится соответствовать принципу «ноль отходов», который направлен на сокращение неконтролируемого обращения мусора, его повторное использование и рециркуляцию отходов, что позволит выполнить обязательства Экологической стратегии. Концепция «Ноль отходов» рассматривалась в формулировке видного английского экономиста Робина Мюррея в его монографии «Цель – Zero Waste».

Основная идея концепции «Ноль отходов» заключается в том, что производители и потребители материалов обязаны обеспечивать их максимальное использование и сохранение таким образом, чтобы, в конечном счете, свести всякое образование отходов к «нулю».

Концепция «Ноль отходов» включает в себя две составляющих:

-концепцию цикличного использования материалов;

-концепцию «обоснованного производства».

Концепция циклического использования материалов.

Различается три цикла использования материалов:

Первый – биологический – подразумевает возвращение питательных веществ» в ОС по окончании срока их использования, обеспечивающее восстановление плодородия почв;

Второй – технический – подразумевает повторное использование, пригодных для этого материалов;

Третий – «тупиковый» – имеет место, когда материалы не могут вторично использоваться при современном уровне развития технологий.

Биологический цикл применим к продуктам, состоящим из способных к биологическому разложению материалов – биологические «питательные вещества».

Биологические «питательные вещества» должны быть возвращены в окружающую среду безопасным образом по окончании срока их полезного использования и приводить при этом к восстановлению плодородия почв.

Существуют две стратегии управления биологическим циклом. Первая заключаются в использовании биополимеров в различных отраслях промышленности (стройиндустрия, машиностроение и т.п.) вместо полимеров, получаемых при переработке нефти. Вторая – в возращении биологических «питательных веществ» в почву в виде компоста. Огромную роль играет качество компоста, поскольку компост с повышенным содержанием загрязняющих веществ (например, тяжелых металлов) будет способствовать деградации почвы, нежели повышению ее плодородия.

Технический цикл образуется материалами, пригодными для повторного использования – это технические «питательные вещества».

Технические «питательные вещества» должны разрабатываться таким образом, чтобы они могли оставаться в системах с замкнутым контуром на протяжении всего своего жизненного цикла.

В рамках концепции «Ноль отходов» ставится вопрос не просто о сохранении ресурсов, а о комплексном использовании каждого вида ресурсов (комплексное природопользование).

Игры 2014 года в Сочи предоставляют нам шанс продемонстрировать мировой общественности позитивный опыт реализации в России проекта по раздельному сбору, переработке и повторному использованию отходов.

Строительство мусороперерабатывающих мощностей, приобретение оборудования и спецтехники для сбора, транспортировки и захоронения отходов, создаваемая система селективного сбора в городе Сочи в соответствии с обязательствами Заявочной книги создают уникальный для России опыт успешной реализации проекта в области управления отходами.

План превращения старой системы удаления отходов в эффективную систему регулирования отходов для городе Сочи с учетом адаптации для нужд города (в соответствии с обязательствами Экологической стратегии) — достижение, которое приведет к сокращению отходов и выбросов парниковых газов.

Одной из возможностей реализации принципа «ноль отходов» для города Сочи станет повышение осведомленности и изменение поведения жителей в области культуры обращения с отходами.

Работа, выполняемая по транспортировке, переработке, временном размещении и утилизации отходов позволит продемонстрировать, насколько эффективна система экологического менеджмента на ГК Олимпстрой, справляются ли с требованиями, прописанными в корпоративном зелёном стандарте участники Олимпийского строительства.

Как уже было отмечено мной в главе 1, СЭМ призван выявить потенциалы экологического характера для успеха предприятия (преимущества в области охраны окружающей среды, ресурсосбережения, обеспечения экологической безопасности) , связанные с деятельностью предприятия экологические риски, определить на этой основе долгосрочные цели компании и обеспечить их реализацию посредством применения продуманной системы мер и инструментов.

В свою очередь, Корпоративный "зелёный стандарт" , как уже оговаривалось, установил ряд требований к обеспечению экологической, энергетической эффективности, ресурсосбережения, устойчивого природопользования при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации олимпийских объектов. Что касается конкретно вопроса управления отходами, а также программы "ноль отходов", требования установлены именно в таком виде и порядке:

-повторное использование измельчённых строительных отходов

-проектирование эффективной системы утилизации отходов

-создание системы раздельного сбора отходов

-запрет на прямое мусоросжигание неподготовленных отходов

-использование современных систем мусороудаления

Также были разработаны основные направления деятельности и ожидаемые результаты в рамках проведения Игр без отходов (определённые Экологической Программой в рамках корпоративного "зелёного" стандарта):

 

1 2 3 4

 

 

2009 2010 2011-2013 Проведение Игр Постигровой период

 

Схема 1 Направления деятельности и ожидаемые результаты в рамках проведения Игр без отходов [15 ]

Также в главе 1, я отмечала, что на любом предприятии элементы экологического менеджмента представлены в виде мероприятий по выполнению требований нормативных документов. В соответствии с требованиями Заявочной книги, а также ввиду явных проблем, связанных с управлением отходами в Краснодарском крае, были определены мероприятия, направленные на минимизацию отходов. Данные о выполнении представлены в таблице 2.

Таблица 2

Мероприятия, направленные на минимизацию отходов и статус об их выполнении

Мероприятие

Статус выполнения

Разработка генеральной схемы очистки г. Сочи для обеспечения принципа «ноль отходов» (Постановление правительства РФ от 29.12.2007 № 991)

2009 / Проект реализован

Проект единой схемы транспортировки и переработки отходов на территории подготовки и проведения Олимпиады 2014 года в г. Сочи (Постановление Администрации Краснодарского края от

19 августа 2009 г. N 723)

Проект реализован

Создание системы и организация селективного сбора бытовых и приравненных к ним отходов на территории города Сочи с учетом туристических маршрутов и мест массового отдыха людей (Проект программы «Сочи - гостеприимный город»)

не принято решение о выделении денежных средств из федерального бюджета на финансирование программы «Сочи — гостеприим-ный город», в рамках которой запланиро-вано

Приобретение оборудования и спецтехники для сбора, транспортировки (вывоза) и захоронения твердых бытовых отходов (Постановление правительства РФ от 29.12.2007 № 991)

Проект реализован

Полигон твердых бытовых отходов в Адлерском районе (проектные и изыскательские работы, снос и рекультивация) (Постановление правительства РФ от 29.12.2007 № 991)

Полигон закрыт. Объявлен конкурс на работы по рекультивации полигона

Противооползневые мероприятия

выполнены на 100%;

Водоотведение выполнено на 100%

Выполняется монтаж блочных очистных сооружений для очистки фильтрата;

Финальное покрытие выполнено на 90%;

Создаётся плодородный почвенный слой толщиной 0.3 м;

На поверхности финального перекрытия предусматривается посев многолетних трав. Площадь травяного газона составит

146072 м2;

Строительство коллектора для пропуска вод реки М. Херота: выполнено на 80%

Комплекс по утилизации биологических отходов (проектные и изыскательские работы, строительство) (Постановление правительства РФ от 29.12.2007 № 991)

Начало строительно-монтажных работ:

июнь 2011

Ввод объекта в эксплуатацию: май 2013

Комплекс по сбору, вывозу и переработке твердых бытовых отходов в экологически безопасные изделия, расположенный в Хостинском районе (проектные и изыскательские работы, строительство) (Постановление правительства РФ от 29.12.2007 № 991)

Полигон твердых бытовых отходов в междуречье р. Буу и р. Хобзы (проектные и изыскательские работы, строительство) (Постановление правительства РФ от 29.12.2007 № 991)

Ведутся проектно-изыскатель-ские работы

Разработка и внедрение программы управления строительными отходами (Протокол совещания у заместителя Председателя Правительства РФ Д.Н. Козака № ДК-П9_4598 от 11 августа 2009 по итогам первого визита МОК по экологии)

Проект реализован

«Пункт переработки и использования древесных отходов (комплекс по переработке древесины, продуктов выкорчевки и древесной срезки, прочих древесных отходов) для рекультивации земельных участков на территории Сочинского национального парка» (проектные и изыскательские работы, строительство) (Решение наблюдательного совета «ГК Олимпстрой» от 29 мая 2009 г. Протокол № 23)

Проект реализован

Строительство завода по сжиганию илового осадка на территории очистных сооружений канализации в Адлерском районе

Проект в разработке

Рекультивация полигона твердых бытовых

отходов в пос. Лоо

Существующий полигон не соответствует

требованиям действующего

природоохранного законодательства, полигон не закрыт.

Строительство полигона ТБО в междуречье

р.Буу и р.Хобза

Новый полигон ТБО площадью 11,2 га в междуречье реки Буу и реки Хобза со строительством второго комплекса по переработке твердых бытовых отходов в экологически безопасные изделия мощностью

100 тыс. тонн/год.

Ввод объекта в эксплуатацию:

- 1 этап (полигон ТБО с очистными

сооружениями): май 2012

- 2 этап (мусороперерабатывающий

комплекс): май 2013

Выполнение указанных мною выше мероприятий в таблице 2 обеспечивает достижение стратегической цели направления отходов: минимизация производства, повышение степени переработки и повторного использования отходов для достижения принципа «ноль отходов», а также формирование постолимпийского материального и нематериального наследия, что также немаловажно для ...

Среди ответственных исполнителей в проведении мероприятий хочу отметить: департамент по реализации полномочий по подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года администрации Краснодарского края, департамент жилищно- коммунального хозяйства администрации Краснодарского края, администрация Краснодарского края, администрация города Сочи, департамент строительства администрации Краснодарского края, ОАО «Сочинский мусороперерабатывающий комплекс», «ГК Олимпстрой» , Degremont SA, ООО «Евразийский-Экопроекты», АНО «Оргкомитет Сочи 2014» , «ГК Олимпстрой» Минприроды России Минрегион России Администрация Краснодарского края Администрация г. Сочи, .

3.3.Основные препятствия к реализации концепции «Ноль отходов» и пути решения в реализации работы эффективной системы экологического менеджмента.

На основании вышеизложенных исследований и фактов, делаю вывод о том, что несмотря на ряд принимаемых мер, система обращения с отходами города Сочи на данный момент пока не соответствует принципу «Ноль отходов», т.к. существуют недоработки и нерешённые проблемы. К её основным особенностям относится отсутствие стимулов к сохранению материалов, обеспечению современных экологических требований и оптимизации затрат. Более того, система обращения с отходами не обладает полнотой информации о потоках отходов, которые она должна обезвреживать.

На пути реализации концепции «Ноль отходов» в городе Сочи лежит ряд серьезных «стандартных» препятствий:

-отсутствие налаженного раздельного сбора ТБО в источнике, отсутствие предприятий по сортировке интегрального потока отходов и переработке утильных фракций ТБО, а также современных объектов по конечному обезвреживанию отходов, обладающих достаточной мощностью;

-отсутствие сегментов локального рынка, обеспечивающих устойчивый спрос на утильные фракции отходов и продукты их переработки.

Анализ текущей практики обращения с отходами города Сочи позволил выявить следующие основные проблемы:

-Система обращения с отходами города Сочи в настоящее время не имеет объектов по конечному обезвреживанию муниципальных отходов, отвечающих современным санитарным, экологическим и инженерно-техническим нормативным требованиям. Особое внимание заслужила Свалка в Лоо, которая оказывает тяжелое негативное воздействие на окружающую среду, является генератором мелкомасштабных техногенных катастроф. Ввод в строй новых объектов планируется не ранее 2012 года. Возникает необходимость продолжения сброса отходов на действующих объектах еще в течение трех лет. Реализация данного сценария может вызвать экологический и социально-политический кризис регионального масштаба и чтобы его миновать, меры должны быть срочно ужесточены, а система экологического менеджмента в обращении с отходами- продолжать работать в соответствии с поставленным графиком и планом.

-В процессе исследований также выявлен ряд препятствий на пути реализации концепции «Ноль отходов», осуществление которой является международным обязательством РФ в рамках подготовки Олимпиады 2014. Основные препятствия сводятся к следующему.

-Рынок обращения с муниципальными отходами города Сочи не развит. Фактически он монополизирован МУП «САХ». Конкуренция отсутствует, стимулов к оптимизации затрат нет. Оснований для повышения качества услуг и поиска альтернативных решений по обезвреживанию отходов нет.

-Управление потоками отходов города затруднено в принципе, из-за отсутствия их адекватных количественных характеристик. Учет потоков образования и захоронения ТБО в кубических метрах, без учета фактической плотности и загрузки мусоровозов, поставляющих отходы на свалки, порождает серьезные неопределенности. Учет опасных отходов организован не в полной мере. Во-первых, отсутствует реестр опасных отходов города, который должен вестись в соответствии с требованиями действующего законодательства. Во-вторых, выявлен риск недоучета значительной части потока отходов 2 и 3 классов опасности, образующихся в городе.

-Отсутствует раздельный сбор ТБО в источнике, предприятий по сортировке интегрального потока отходов и переработке утильных фракций ТБО нет.

-Отсутствуют сегменты локального рынка, обеспечивающие устойчивый спрос на утильные фракции отходов и продукты их переработки.

Существуют риски не достижения целей программы при создании системы управления отходами в городе Сочи. Для этого необходимы независимый мониторинг и контроль за реализацией генеральной схемы очистки города Сочи для обеспечения принципа «ноль отходов» на территории подготовки и проведения Игр. Существующая система транспортировки отходов не гарантирует доставку их до места захоронения, что способствует образованию стихийных свалок. Необходима разработка мер по контролю перемещения отходов от мест их образования к местам переработки отходов. А также совершенствование законодательных актов и системы платежей за отходы с целью стимулирования раздельного сбора отходов.

Основным источником отходов при проведении массовых мероприятий является пустая тара. Мотивацией возврата тары продавцу производителю является принцип залоговой стоимости тары, для реализации которого необходима подготовка нормативной базы и проработка организационных вопросов.

Логическим завершением реализации концепции «ноль отходов» должен стать отказ от устаревших способов обращения с вторичным сырьем, что предполагает сокращение производства товаров, непригодных для повторного использования, а также стимулирование создания производств товарной продукции из вторсырья. С этой целью необходима подготовка нормативной базы и стратегии перехода предприятий региона на товарную продукцию поддающуюся переработке и повторному использованию.

ГК "Олимпстрой" обязан :

-создать площадки для складирования строительных отходов, которая должна иметь бетонное покрытие и быть соответствующим образом маркирована

-для складирования строительных отходов должны быть установлены контейнеры

-вывоз отходов должен осуществляться специальными организациями в

соответствии с заключенными договорами

-на строительной площадке запретить сжигание мусора

-качество всех используемых материалов должно быть подтверждено

сертификатами соответствия и паспортами качества

создаваемая система селективного сбора

усовершенствовать систему селективного сбора

Заключение

Анализ проведённого исследования свидетельствует, что основными причинами препятствия осуществления принципа "ноль отходов", а соответственно и прогрессивной работы экологического менеджмента на предприятии, являются отсутствие эффективной системы управления отходами, т.е. системы сбора, транспортировки, утилизации, обезвреживания, хранения и захоронения отходов, образующихся в процессе работы предприятий города – курорта Сочи и строительства объектов Олимпийской программы.

Хочу отметить, что внедрение экологического менеджмента на предприятие позволило охватить и рассмотреть огромный спектр проблем в области управления отходами, были поставлены конкретные цели, задачи, установлены мероприятия. Работы ведутся в соответствии с чётким графиком. Разработана стратегия, учитываются все риски, на основе которых создаются специальные мероприятия, направленные на минимизацию отходов. В целом систему экологического менеджмента на данном предприятии можно назвать эффективной и соответствующей циклу Деминга («планирование-выполнение-контроль- действие»), но существует ряд препятствий, мешающих реализации проекта "ноль отходов".

Если государство стремиться стать лидером инноваций в области «зеленого» строительства, то в первую очередь, необходимо всерьёз заняться вопросом рекультивации полигона твердых бытовых отходов в пос. Лоо, которая оказывает тяжелое негативное воздействие на окружающую среду и до сих пор является генератором мелкомасштабных техногенных катастроф.

В данной Дипломной работе предлагаются различные методы решения проблем в области управления отходами, вызванные деятельностью Олимпийского строительства- отказ от устаревших способов обращения с вторичным сырьем, стимулирование создания производств товарной продукции из вторсырья, в связи с чем необходима необходима подготовка нормативной базы и стратегии перехода предприятий региона на товарную продукцию поддающуюся переработке и повторному использованию,…

Если в конечном итоге, участники олимпийского строительства справятся с проблемами, поставленными задачи, найдут пути решения, то система экологического менеджмента, в частности "зелёное строительство" оставит огромный вклад в дальнейшее развитие и успех применения "зелёных" стандартов в строительстве станет примером реализации технически современных, экологически ответственных и социально значимых решений для других городов России, а также станут отличным примером для других стран.

Глоссарий

Наблюдательный Совет ГК "Олимпстрой"-

Оргкомитет сочи-

МОК- Международный олимпийский комитет-

заявочная книга- Документ, в котором представлена концепция Зимних Игр 2014 года в городе Сочи. Подготовлен Заявочным комитетом "Сочи

2014".

Список литературы

1. ISO 14001 Register. [Электронный ресурс] // Справочно-информационный

интернет-портал, 2005. Режим доступа: http://www.iso14001-register.de, свободный.

2. Качалов В. А. Системы менеджмента окружающей среды / В. А. Качалов.

М. : ИздАТ, 2005. 665 с.

3.

4. «ГОСТ Р ИСО 14001, п. 3.3

5. Яйли Е.А. Риски, генерируемые подготовкой Олимпиады Сочи-2014. Мониторинг, анализ и приближенная оценка для целей стратегического планирования // Экология урбанизированных территорий. 2009. № 1. С. 56—61.

6. [Электронный ресурс] // официальный сайт ГК «Олимпстрой». Режим доступа: http://www.sc-os.ru/ru/about/

7. Экологический отчёт ГК "Олимпстрой" за период с 01.08.2009 по 01.05.2010

8. Система добровольной экологической сертификации объекта недвижимости «Зелёные стандарты». Критерии и нормативно-правовая документация.

9. Предложения по совершенствованию законодательства, направленного на стимулирование «зеленого» строительства – М.: «Линия Принт», 2011. С. 29.

10. Предложения по совершенствованию законодательства, направленного на стимулирование «зеленого» строительства – М.: «Линия Принт», 2011. С. 29.

11. Корпоративный "зелёный" стандарт

12. Отчёт о внедрении "зелёных" стандартов строительства, интернет-ресурс

13. СТО НОСТРОЙ 2.35.4 – 2011. «Зеленое строительство. Здания жилые и общественные. Рейтинговая система оценки среды обитания» [Электронный ресурс]. –Электрон. дан. Режим доступа: http://www.nostroy.ru/getfile?id=11881

14. Новости совета по экоустойчивой архитектуре Союза архитекторов России от 17.11.2011. [Элек-тронный ресурс]. – Электрон. дан. Режим доступа: http://www.uar.ru/news/149/1171/

15. Программа экологического сопровождения организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи

Просмотров работы: 6498