Ключевое внимание должно уделяться созданию условий, способствующих развитию интеллектуального и творческого потенциала молодежи, вовлечения ее в научно-исследовательскую и проектную деятельность, содействию профессиональной ориентации. Активизация учебной деятельности студента и формирование его как зрелого человека возможны на основе предоставления учащемуся образовательной дорожной карты, определяющей возможности саморазвития и творческой реализации. Инновационно нацеленное развитие интеллектуального потенциала личности студента - это стратегически направленный процесс функционального совершенствования умственной деятельности и культуры студентов в соответствии с личностно ориентированными самоуправляющими механизмами и требованиями профессионального сообщества. Оно выражается в формировании у студентов основ творческого мышления, т.е. способности анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать. Талант связан с творческим воображением, с фантазией и потребностью изобретать. Мотором таланта можно назвать креативность. Креативные способности развиваются и проявляются чаще всего при решении оригинальных и нестандартных задач, в моменты открытия нового, применения знаний в различных ситуациях. Таким образом, креативность («creativity»), составляющая платформу таланта, является интеграционным качеством, благодаря которому осуществляются все великие деяния. Специалист, обладающий творческим потенциалом, производительной способностью к инновациям, к изобретательству, к созиданию на основе современных знаний и передовых технологий - главный капитал любой страны.
Образовательный потенциал молодого поколения определяется уровнем и качеством полученного образования, его общей, профессиональной или иной специальной направленностью.
Под активизацией творческого потенциала студентов следует понимать целеустремленную деятельность преподавателя, направленную на разработку форм, методов, приемов и основных компонентов процесса развития профессионального творчества учащихся. Творческий потенциал студента можно трактовать как высший, наиболее развитый аспект его образовательного потенциала, а творческую самостоятельность как совершенствование имеющихся профессиональных умений, навыков и поиск новых знаний.
По мнению большинства исследователей, компонентами развития творческого потенциала студентов являются:
мотивационно-целевой;
содержательный;
операционно-деятельностный;
рефлексивно-оценочный.
Критериями развития творческого потенциала можно назвать показатели творческой активности личности, познавательной самостоятельности и креативных способностей.
Одна из приоритетных целей современного образования - создание необходимых и полноценных условий для личностного развития активной позиции студента в учебном процессе. Важным условием достижения этой цели является создание творчески вариативной, и в тоже время, традиционной образовательной среды вуза.
Литература.
1. http://musike.com.ua/index.php/ispolnitelstvo/structure-of-music-and-performing-gifted/12-model-talent-kirnarskoy.html
2. Гайс Т.В. Использование эвристических заданий для развития креативности студентов в системе личностно-ориентированного обучения // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. М.: Академия естествознания, 2010. № 1. С. 66-69.
3. Божко Н.М., Озмидова Е.В., Месяц В.А. Активные методы преподавания как условие профессионально-личностного развития студентов // Управление персоналом. Ученые записки. Книга 3. / Под ред. В.К. Потемкина. – СПб.: СПбАУП, 2005
4. Потемкин В.К., Месяц В.А. Мотивация творчества экономически активного населения // Управление персоналом. Ученые записки. Книга 4. / Под ред. В.К. Потемкина. – СПб.: СПбАУП, 2006. – 0,8 п.л.
5. Леонтьев С. Активизация внутренних резервов // ROEL Consulting http://www.roelconsult.ru/article/leo_akt.htm