ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА АССИМИЛЯЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛЕСОВ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПОГЛОЩЕНИЮ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА АССИМИЛЯЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛЕСОВ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПОГЛОЩЕНИЮ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА

Унру Е.А. 1
1ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время весьма актуальна задача оценки ассимиляционного потенциала окружающей среды, т.е. ее способности усваивать, перерабатывать отходы конкретной производственной деятельности людей в пределах конкретных природных комплексов и экосистем.

Особое внимание уделяется ассимиляционному потенциалу лесов. Рассматриваются перспективы использования лесных насаждений для ассимиляции углекислого газа, как одного из парниковых газов.

Наряду с этим возрастает значение экономической оценки возобновляемых природных ресурсов. На уровне территориальных экономических систем проблема экономической оценки ресурсов леса приобретает особую актуальность, а способы ее решения обуславливают специфику формирования стратегии лесопользования, ориентируя ее на устойчивое развитие лесного сектора и всего природного комплекса региона в целом.

С этих позиций исследование теоретических и практических вопросов экономической оценки ассимиляционного потенциала лесных ресурсов региона представляется актуальным и имеет научную и практическую значимость.

Целью данной работы является экономическая оценка ассимиляционного потенциала лесов Челябинской области по поглощению углекислого газа.

Глава 1. Оценка величины ассимиляционного потенциала лесов Челябинской области

В соответствии с поставленной целью был изучен ряд существующих в России методик и подходов для оценки ассимиляционного потенциала лесов. Наиболее распространенными в настоящее время являются методики следующих авторов: И.И. Ханбекова (2007), Б.Г. Федорова (2004), Л.П. Баранника (2005). К тому же необходимо отметить работы И.Л. Бухариной , К.Е. Ведерникова и А.А. Двоеглазовой (2007); Е.В. Дробот 2010); Д.Г. Замолодчикова (2010); Г.Е. Мекуш (2010).

Для оценки ассимиляционного потенциала лесов Челябинской области по поглощению CO2 была применена адаптированная методика, разработанная профессором Кемеровского государственного университета Галиной Егоровной Мекуш [6].

Для расчета ассимиляционного потенциала лесов Челябинской области по поглощению углекислого газа была выведена формула:

АП лесов (по СО2) = АП хв + АП лист – АП вырубл. и погибш.

Согласно выбранной методике для расчета ассимиляционного потенциала лесов по поглощению углекислого газа необходимо учитывать следующие данные о состоянии лесов Челябинской области [4]:

  • Площадь лесного фонда, покрытая лесной растительностью – 2349,9 тыс. га; из них площадь лесного фонда, покрытая лесной растительностью с преобладанием хвойных пород – 731,3 тыс. га, площадь лесного фонда, покрытая лесной растительностью с преобладанием лиственных пород – 1581,7 тыс. га;

  • Общий запас древесины 359,1 млн м3 , в том числе: запас древостоя с преобладанием хвойных пород – 137,46 млн м3; запас древостоя с преобладанием лиственных пород – 221,98 млн м3;

  • Объем спелых и перестойных лесов среди хвойных – 18,15 млн м3; объем спелых и перестойных лесов среди лиственных – 40,16 млн м3;

  • Процентное соотношение лесообразующих пород (табл. 1);

Таблица 1.

Породный состав леса [4]

 

Всего

Сосна

Лиственница

Ель

Пихта

Дуб

Береза

Осина

Липа

Ольха

Другие породы

Площадь, тыс. га

2349,9

574,8

17,5

98,5

40,5

8,0

1240,7

203,0

82,6

42,9

41,4

Процент, %

100

24,5

0,7

4,2

1,7

0,3

52,8

8,7

3,5

1,8

1,8

  • Гибель лесов по причине пожаров, неблагоприятных почвенно-климатических условий, болезней и др. – 1006 га;

  • Площадь лиственных лесов, подвергшихся объеданию непарным шелкопрядом, – 100 000 га;

  • Вырубаемый запас древесины – 521 602 м3.

Также необходимо использовать данные о поглотительной способности лесообразующих пород, установленные Г.Е. Мекуш. Несмотря на то, что эти величины были установлены для лесов Кемеровской области, анализ литературных источников показал, что их можно применять и для оценки ассимиляционного потенциала лесов других регионов (табл. 2)

Таблица 2.

Объемы поглощения углекислого газа лесообразующими породами [6]

Лесообразующая порода

Объем поглощения CO2 , кг/куб. м

Сосна

Ель

Пихта

Лиственница

Кедр

Береза

Осина

Тополь

Ива древовидная

750

700

700

700

750

1600

880

880

880

Необходимо отметить, что объемы поглощенной углекислоты лесообразующими породами представлены за всю их жизнь. Зная возраст рубки древесины, можно найти в среднем объем поглощений углекислоты лесообразующими породами за год.

Средний возраст рубки, используемый в расчетах [6]:

  • сосна – 90 лет;

  • ель – 110 лет;

  • пихта – 90 лет;

  • лиственница – 110 лет;

  • береза – 65 лет;

  • осина – 55 лет.

В результате расчетов выяснено следующее: ассимиляционный потенциал лесов Челябинской области по поглощению углекислого газа в среднем составляет 1664,7 тыс. т. за год, из них 482,1 тыс. т. ассимилируют хвойные леса, 1182,6 тыс. т. – лиственные.

В то же время, была рассчитана общая эмиссия СО2 за 2010 год в Челябинской области. Сумма поступления в атмосферу углекислого газа от промышленных предприятий, автотранспорта и населения области составляет 74,3 млн. т.

Из результатов расчета видно, что объем эмиссии углекислого газа антропогенными источниками превышает объем его ассимиляции лесными экосистемами примерно в 45 раз. Углекислый газ, который не поглощается лесами Челябинской области, большей частью остается в атмосфере и тем самым усугубляет действие «парникового эффекта»

Однако данная величина не дает представления о роли лесов как ценного природного ресурса в экономике региона. Чтобы дать наглядную и объективную оценку экономической значимости лесов Челябинской области как обладателей наибольшего ассимиляционного потенциала нужно отразить полученные величины в денежном эквиваленте. Это обуславливает необходимость экономической оценки лесов Челябинской области в двух аспектах: как источника древесных ресурсов и как природного «механизма» по переработке СО2.

Глава 2. Экономическая оценка эксплуатационной ценности лесов Челябинской области

По мнению академика РАСХН, профессора, В.И. Кашина, минимальная оценка лесов Российской Федерации как части национального богатства – это 63 трлн. долларов.[3] В другом источнике называют сумму стоимости лессов России в 60 трлн долларов. [2]

В то же время, согласно информации с сайта 24/7 Wall-Street, стоимость запасов древесины в нашей стране оценивается в 28,5 трлн. долларов.[7]

Известно, что площадь лесов в РФ на момент 2010 года была равна 882 млрд. га, а запас древесины – 83 млрд. м3.[1] Из них на долю лесов Челябинской области приходилось 2,6 млн. га и 3,5 млн. м3 соответственно.[4]

Таким образом, использовав соотношение площадей и запасов древесины в масштабах страны и региона, были получены приближенные значения эксплуатационной стоимости лесов Челябинской области. Она по различным данным будет оцениваться в 100–250 млн. долларов, а среднее значение будет варьировать на отметке в 180 млн. долларов или 5,5 млрд. рублей (перевод по курсу ЦБР).

Однако стоит учесть, что в рассматриваемом аспекте лесные ресурсы – это ресурсы исчерпаемые и возобновимые. Но срок восстановления и достижения спелости для повторной рубки составляет 50–80 лет для лиственных пород деревьев и 80–120 лет для хвойных.[5] Значит, рассчитанный ранее доход мы можем получить в среднем один раз в 80 лет.

Подведем итог: эксплуатационная ценность лесов Челябинской области оценивается в 180 млн. долларов за 80 лет, т.е. ежегодный доход примерно равен 2,25 млн. долларов или 67,5 млн. рублей.

Глава 3. Экономическая оценка ассимиляционного потенциала лесов Челябинской области по поглощению СО2.

Ассимиляционный потенциал лесов рассматривается как особый ресурс, не имеющий стоимостного выражения. Однако с этим можно поспорить. Основным парниковым газом, который нейтрализуют лесные экосистемы, является углекислый газ, который имеет рыночную цену. Наличие этой цены продиктовано Киотским протоколом (1997), в котором содержится пункт о торговле квотами на выбросы парниковых газов в эквиваленте к углекислому газу.

За период действия Киотского протокола цена за 1 тонну выброса СО2 достигала 30 евро. В 2010 году, например, средняя цена на квоту находилась на уровне 10–12 евро за тонну. Рынок квот на выбросы углекислого газа достиг в 2011 году рекордного объема в $176 млрд., при этом средняя стоимость квоты на 1 тонну обходилась предпринимателям в 10 долларов. Согласно общемировой динамике цен за 1 тонну углекислого газа за время действия Киотского протокола, средним стоит принять значение в 10 долларов.

В ранее проведенных исследованиях было установлено, что ассимиляционный потенциал лесов Челябинской области по поглощению углекислого газа оценивается в 1664,7 тыс. тонн в год. Тогда, исходя из вышесказанного, мы получаем, что стоимость ассимиляционного потенциала лесов региона равна 16,7 млн. долларов или 510 млн. рублей в год.

В итоге экономическая оценка ассимиляционного потенциала лесов Челябинской области по поглощению СО2 дала следующий результат: лесные экосистемы приносят региону доход в размере 16,7 млн. долларов или 510 млн. рублей в год и этот ресурс неисчерпаем при условии сохранения лесов.

Выводы.

  1. В результате расчетов выяснено следующее: ассимиляционный потенциал лесов Челябинской области по поглощению углекислого газа в 2010 году составил 1664,7 тыс. т., из них 482,1 тыс. т. ассимилируют хвойные леса, 1182,6 тыс. т. – лиственные. Общая эмиссия СО2 за этот же период составила 74,3 млн. т. Таким образом, ассимиляционный потенциал лесов оценивается в 0,7 тонн СО2 на 1 га лесов в год, в то время как ежегодная эмиссия углекислого газа составляет 8,4 тонн на 1 га площади области.

  2. Экономическая оценка лесов Челябинской области была проведена по двум направлениям: оценка эксплуатационной ценности лесов и оценка их ассимиляционного потенциала. В обоих случаях применялся метод рыночной оценки. Результаты оценки показали, что в случае усиленной эксплуатации лесов области для заготовки древесины ежегодный доход не превысит 67,5 млн. рублей, в то время как ассимиляционный потенциал этих лесов оценивается в 510 млн. рублей в год (что в 7,5 раз больше). Это свидетельствует о доминировании экологических функций леса над эксплуатационными не только в природоохранном смысле, но и в экономическом аспекте, что подтверждается расчетами.

Литература

  1. Борисова Д. Недооцененные возможности. [Электронный ресурс] / Дарья Борисова // Российские лесные вести. – 2012. – 28 сентября. – Режим доступа: http://lesvesti.ru/news/expert/3666/, свободный.

  2. Грибовский С.В. Оценка стоимости недвижимости: учебное пособие. /С.В. Грибовский, Е.Н. Иванова, Д.С. Львов. – М.: Интерреклама. – 2003.-704 с.

  3. Кашин В. И. Природные ресурсы как часть национальных богатств России / В. И. Кашин. // Использование и охрана природных ресурсов в России. – 2009г. № 5. – с.3-7.

  4. Комплексный доклад о состоянии Челябинской области в 2010 году. – Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области. – Режим доступа: http://mineco174.ru

  5. Лесная энциклопедия: В 2-х т./Гл.ред. Воробьев Г.И.; Ред.кол.: Анучин Н.А., Атрохин В.Г., Виноградов В.Н. и др. - М.: Сов. энциклопедия, 1985.-563 с., ил.

  6. Мекуш Г.Е. опыт оценки ассимиляционного потенциала лесов Кемеровской области./ Г.Е. Мекуш. – Бюлл. «На пути к устойчивому развитию России», 2010, № 51. – с. 43–48.

  7. Michael B. Sauter, The World’s Most Resource-Rich Countries. [Электронный ресурс] / Michael B. Sauter, Charles B. Stockdale, Paul Ausick // 24/7 Wall St. – 2012.–18 апреля.– Режим доступа: http://247wallst.com/2012/04/18/the-worlds-most-resource-rich-countries, свободный.

Просмотров работы: 2581