По поводу сущности бюджета существуют следующие точки зрения. Поляк Г.Б. «Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения за-дач и функций государства и местного самоуправления».[2]
Романовский М.В. «Бюджет - это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд».[3] Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма и основные функции финансов.[1]Госбюджет выполняет следующие функции: - перераспределительную (перераспределение ВВП); - регулирующую (государственное регулирование и стимулирование экономики);- стимулирующую (финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства); - контролирующую (контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств).
Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку и развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления. Перераспределение ВВП через бюджет имеет 2 взаимосвязанные стадии: - образование доходов бюджета; - использование бюджетных средств (расходы бюджета). Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.
Романовский М.В. выделяет следующие функции:[3]1.Образование бюджетного фонда.2.Использование бюджетного фонда.
По уровню управления госбюджет подразделяется на федеральный бюджет и бюджет субъектов Федерации.
Роль госбюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства. Бюджетные ресурсы направляются и в непроизводственную сферу. За счет бюджетных и внебюджетных фондов финансируются предприятия и учреждения социально-культурного направления. Эти расходы имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту.
Библиографический список:
1. Дюбин В.В. Бюджетная система РФ [Текст] : учеб.пособие/В.В. Дюбин; под ред. В.В.Дюбина. М.: 2008.-115с.
2. Поляк Г.Б. Бюджетная система России [Текст] : учеб.пособие/Г.Б.Поляк; Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.- 703 с.
3. Романовский М.В. Бюджетная система РФ [Текст] : учеб.пособие/М.В Романовский; под ред. М.В. Романовского, О.В.Врублевской. – М.: - ЮРАЙТ, 2010.- 310с.
4. Бурханова Н. Бюджетная система РФ [Электронный ресурс].Экономическая сущность и содержание бюджета Режим доступа:http://www.be5.biz/ekonomika/f008/04.htm (дата обращения:24.02.13).