СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ БЮДЖЕТА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ БЮДЖЕТА

Гумерова Л.Р. 1
1Башкирский государственный аграрный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время актуальность приобретает изучение проблем, связанных с формированием и исполнением бюджетов всех уровней, обеспечение снижения социальной напряженности в стране. Организация бюджетного процесса в государстве – немаловажная задача страны.

Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления[1].

С юридической точки зрения, государственный бюджет - основной финансовый план образования, распределения и использования централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований в целях их социально-экономического развития[3]. Его главное назначение – с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности страны. Он служит основным инструментом государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода.

Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов[1]. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного фонда с помощью налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда.

Через государственный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые в дальнейшем перераспределяются и используются для целей государственного регулирования социально-экономического развития РФ и реализации финансово-бюджетной политики страны. Средства, мобилизуемые через государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона.

Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие культуры, здравоохранения, образования, поддержку семей с низкими доходами, решение жилищной проблемы[4].

Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Они предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строго целевое назначение. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами[2].

Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование приоритетных отраслей хозяйств, государство оказывает влияние на перераспределение национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей направляются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Финансируя за счет бюджетного фонда учреждения и организации социальной сферы, государство способствует воспроизводству рабочей силы[2].

Основными направлениями социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу являются последовательной повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, сохранение культурных ценностей, обеспечение независимости и достойной России роли в мировом обществе.

Бюджет необходим государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем для выполнения экономических, социальных и политических задач.

Федеральный бюджет должен стать надежным финансовым фундаментом сильного демократического государства.

1. Бюджетный кодекс РФ [Электронный ресурс] : [от 17 июля 1998 г. №145-ФЗ] : (с уч. изм., внесенных ФЗ от 3.12.2012г. №244-ФЗ, от 25.12.2012г. №268-ФЗ, от 29.12.2012г. №278-ФЗ) // СПС «Консультант Плюс».

2. Грязнова, А. Г. Финансы [Текст] : учебник / А. Г. Грязнова, Е. В. Маркина, В. В. Курочкин [и др.] // под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Финансы и статистика; ИНФРА - М, 2010. – 496 с.

3. Сенчагов, В. К. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст] : учебник / В.К. Сенчагов, А.И. Архипов. – Москва : ТК Велби Изд-во Проспект, 2004. - 720с.

4. Иванов, В. В. Финансы в вопросах и ответах [Текст] : учебное пособие / В.В. Иванов, В.В. Ковалева. – Москва : ТК Велби Изд-во Проспект, 2004. - 272с.

Просмотров работы: 5659