«БОЛОНСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ – ВОЗМОЖНОСТЬ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ ИЛИ ВЫГОДА МИНИСТРОВ?» - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

«БОЛОНСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ – ВОЗМОЖНОСТЬ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ ИЛИ ВЫГОДА МИНИСТРОВ?»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С прошлого года все высшие учебные заведения России начали переход на новую систему образовательного процесса. Народное название - Болонская система образования. Правильное название - Болонская декларация о Зоне европейского высшего образования. Она была подписана в Италии в 1999 году министрами образования 29 европейских стран. Россия присоединилась к Болонской декларации в сентябре 2003 г., целью которой является создание Единого европейского пространства высшего образования. Теперь, для того чтобы влиться в единое образовательное пространство, Российские ВУЗы в обязательном порядке переходят на принятую в Европе двухуровневую систему высшего образования [1]. Данная система состоит из бакалавриата и магистратуры. Но так ли хороша двухуровневая система образования, как ее представляют нам европейцы, и в чем ее отличия от классического для российского высшего образования Специалитета? Давайте разберемся!

Специалитет - это традиционная для России форма высшего образования. В рамках Специалитета студенты обучаются в ВУЗе на протяжении пяти лет и получают за эти пять лет полное всеобъемлющее высшее образование. Российские профессионалы, имевшие диплом специалиста, всегда славились и в России и за рубежом как образованные, начитанные, грамотные, компетентные и высококвалифицированные работники [2]. К нам до сих пор стремятся попасть студенты изо всех стран для получения нашего качественного образования. Болонское соглашение, участницей которого стала Россия, ломает классическую отечественную систему образования и делит ее на два уровня: бакалавриат и магистратура. После четырех лет обучения по программе бакалавриата выпускник должен защитить дипломную работу, получить диплом бакалавра и для полного завершения обучения поступить в магистратуру еще на 2 года. На новую форму получения высшего образования все российские ВУЗЫ должны были перейти с 1 января 2011 года.

У классической российской образовательной системы, подразумевающей Специалитет, есть множество преимуществ, среди которых можно выделить следующие: - Престиж. Как мы уже говорили, российский диплом специалиста – это документ, который признается работодателями не только в России, но и свидетельствует о профессионализме и высоких знаниях выпускника.- Сроки обучения. Специалитет дает возможность человеку получить полноценное высшее образование за пять-шесть лет; в то время как болонская система подразумевает шести - восьми летнее обучение.- Возможность поступить в аспирантуру. Выпускник с дипломом специалиста имеет возможность поступить в аспирантуру, в то время как выпускник – бакалавр, желающий получить научную степень, должен пройти промежуточное звено – магистратуру и только после этого поступить в аспирантуру. Эта сложная цепочка из нескольких звеньев существенно затрудняет процесс получения знаний и, разумеется, сильно бьет по кошельку студента.- Возможность обучаться заочно. Студенты, выбравшие классическое образование по программе специалитета, могут на протяжении всего обучения в ВУЗЕ учиться заочно. А вот бакалавры, пожелавшие поступить в магистратуру, столкнутся с проблемой: Заочное обучение в магистратуре – это пока большая редкость для Российских высших учебных заведений, как и сама магистратура. Минусы бакалавриата. Бакалавриат для России – новая форма образования. Он появился относительно недавно – 15-20 лет назад. Поэтому многие работодатели и специалисты с недоверием относятся к бакалаврам, считая их недообразованными, иначе говоря, «недоучками». К тем же, кто после четырехгодичного обучения в ВУЗе решил еще на пару лет задержаться в Альма-Матер и продолжить обучение в магистратуре, отношение тоже не самое приятное: таких специалистов часто не хотят брать на работу, полагая, что они слишком долгое время провели за партой, постигая теорию, и совершенно не готовы к практике и реальной работе на предприятии [3]. Систему «бакалавриат – магистратура» условно можно сравнить со школьным образованием: Бакалавриат – это как 9 классов, а магистратура – 11. А теперь подумайте, как у нас в стране относятся к людям с неоконченным среднем образованием?

Кроме того, в теории, Болонская система обучения должна позволять студентам свободно перемещаться по всему миру. Однако, по мнению социологиов, всего лишь ничтожная доля учеников и студентов на практике ездит обучаться в другие страны и университеты по всему миру. При этом у тех, кто так, «делает», такие поездки практически полностью совпадают с известными туристическими маршрутами. Но, как правило, или нехватка денег, или проблемы адаптации в чужой среде, или все факторы одновременно, в конце концов, приводят к тому, что студенты так не проводят в этом месте весь свой учебный семестр. И в результате, это дело туризма – здорового туристического интереса. То есть набираются прямые номера телефонов, узнается самый лучший маршрут и путешествие начинается. И продолжается до тех пор, пока не пропадет желание. Или силы. Или средства. Но даже если взять и рассмотреть некую «идеальную» ситуацию и представить что небольшой процент действительно «путешествует» по миру с целью усовершенствования своих навыков, то не возникнет ли угроза увеличить и так уже высокий уровень «утечки кадров» за границу? И для современной России, это один из дополнительных минусов данной системы.

Еще одна сторона вопроса и очередной минус – оценивание студентов. Что же представляет собой данная система оценивания? У всех учеников в ВУЗах существует основная база, то есть то, за что они непременно получают свои оценки, то есть так называемые обязательные баллы, но вот остальные оценки они уже должны набрать исключительно основываясь на своих желаниях и предпочтениях. А поскольку нужно собрать всего лишь энное количество баллов, то практически любой среднестатистический студент пойдет, разумеется, по пути наименьшего сопротивления. Большинство учащихся пойдут на наиболее простые курсы, и уж совершенно ясно, что он вряд ли будет записываться на те направления, где у профессуры непосильно высокие требования. Так Болонская система и будет продолжать «вымывать», «выбивать из обоймы» наиболее серьезных и требовательных профессоров, оставляя студентам лишь легкие курсы, однако тем самым лишь понижая уровень их образования.

У студента, к сожалению, нет представления об общей обстановке в стране. Как нет у него и той мировоззренческой основы, которая так необходима в знании собственного дела и в жизни в целом. Основная масса студентов, кто останавливается лишь на степени бакалавриата, не имеет широкого образования, и, соответственно, широкого кругозора, поэтому ими легко можно манипулировать, ведь у них и свободы выбора нет. Их просто-напросто не учат учиться, ведь их готовят лишь в качестве некой определенной функции. По сути, Болонское образование – это настоящая бомба замедленного действия. К чему мы придём с новой системой образования, остаётся только догадываться. На мой взгляд, Болонская система образования – это выгодная политика для «верхушки», а не возможность улучшения качества образования в ВУЗах.

Список использованной литературы:

1) Болонская система образования. http://arkanbiz.ru/vishee-obrazovanie/bolonskaya-sistema-obrazovaniya

2) http://edu.glavsprav.ru/spb/vpo/spravki/vpo/7/

3) Бакалавриат в России: плюсы и минусы. http://edugid.ru/novosti/novosty-obrazovaniya-v-rf/89-bakalavriat-v-rossii-plusi-i-minusi

Просмотров работы: 1643