ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Экология как наука о взаимоотношениях между растительным, животным миром и окружающей средой в последние годы значительно усложнилась философскими, социальными, экономическими, техническими и географическими аспектами. Экологическое мировоззрение должно способствовать правильному пониманию места и роли человека в окружающей среде, являющегося ее продуктом и неотъемлемой составной частью. На современном этапе выделяют два вида экологического мировоззрения: антропоцентрическое и экоцентрическое. В процессе формирования личности человека должно сформироваться экоцентрическое мировоззрение, которое рассматривает человека как часть природы и поэтому заботящегося о ней, как среде своего обитания.

Экологическое мировоззрение – это система знаний о природной среде, состоящей из тесно взаимосвязанных метасистем: природной (атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера) и техногенной (искусственные сооружения, здания, города и промцентры).

В структуре мировоззрения можно выделить следующие основные компоненты: знания; ценности; убеждения, чувства, эмоции.

Знания, как основной компонент в структуре мировоззрения, задают обобщённую модель мира и места в нём человека. В них представлены важнейшие универсалии или категории культуры, формирующие целостный образ реальности (время, закон, судьба, гармония, благо и др.).

Ценности в мировоззрении выполняют нормативно-регулирующие функции. Они определяют правила и принципы социальной жизни человека, детерминируют важнейшие императивы и ориентации его поведения и деятельности. Свои основные функции ценности реализуют в форме политических, религиозных, правовых, моральных, эстетических взглядов и убеждений.

Эмоционально-чувственные компоненты в структуре мировоззрения определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей действительности и своего места в социальном и природном мире. Они придают мировоззрению характер мироощущения, наполняют его личностным смыслом и значением.

Взгляды – определенная совокупность знаний, выраженных в представлениях и понятиях: они составляют основу мировоззрения.

Убеждения – особое состояние знаний, характеризующихся твердой уверенностью.

Существуют различные классификации форм и типов мировоззрения.

Экологическое мировоззрение, развитие которого является ведущей целью экологического образования, вбирает в себя в качестве составляющих компонентов интеллектуальный, эмоционально-ценностный и действенно-практический блоки. Экологическое мировоззрение определяется нами как высшее свойство личности, возникшее вследствие ее адаптации к действующим факторам окружающей среды, представленное системой обобщенных знаний об окружающем мире и месте в нем человека, о возможных взаимосвязях в системе «человек – окружающий мир», трансформирующихся во внутренний план действий в виде взглядов, убеждений, идей, которые проявляются в суждениях и активной деятельности субъекта по сохранению окружающей среды и собственного здоровья.

Процесс развития и становления экологического мировоззрения личности учащегося сложен и многогранен, он происходит в течение длительного времени и обусловлен воздействием на личность социального фактора, отражающего уровень развития общества, в котором происходит процесс становления экологического мировоззрения личности и его экологической культуры, то есть норм и правил поведения при взаимодействии ее с объектами этого окружения. В зависимости от степени усвоения личностью этих норм и следования им в повседневной жизни можно судить об уровне развития экологической культуры индивида Основу экологического мировоззрения составляет пласт обобщенных знаний об окружающем мире, о месте в нем человека, о возможных взаимосвязях в системе «человек – окружающий мир», о сформировавшихся на основе этих знаний, убеждений (что не всегда является гарантом их практического применения) именуемый экологическим сознанием экоцентрического типа.

Формирование экологического мировоззрения должно стать непременной частью деятельности всей системы образования. Это возможно при условии, если в содержание школьного образования будут входить следующие элементы:

1. Система знаний о взаимодействии общества и природы (экологические знания).

2. Формирование ценностных экологических ориентаций.

3. Система норм и правил отношения к природе.

4. Умения и навыки по изучению природы и её охране [2].

Острота современных проблем взаимодействия общества и природы поставила ряд новых задач перед школой и педагогикой, призванных реально помочь поколению, обучающемуся сейчас в школе, преодолеть последствия негативных воздействий на природу и оптимизировать их в последующем.

Современный этап развития экологического образования строится на единстве природы и общества, их исторической взаимосвязи, обусловленности человеческого отношения к природе. Важное значение имеет раскрытие роли природы в формировании личности, ибо вся «духовная жизнь человека неразрывно связана с природой». Многоаспектность взаимодействия общества и природы определяет комплексность экологического образования. Общие методологические и теоретические положения позволяют выделить следующие основные принципы экологического образования.

1. Междисциплинарный подход в формировании экологического образования школьников.

2. Систематичность и непрерывность изучения экологического материала.

Существует три главные тенденции в ориентации экологического образования. Первая направлена на формирование системы экологических представлений, вторая – подструктуры отношений, третья – подструктуры стратегий и технологий. В соответствии с выделенными тремя ориентациями существует три основных подхода к проблеме содержания экологического образования. Комплексное решение проблем экологического образования требует синтеза трех тенденций в единой целостной системе [1].

Для старшей возрастной группы учащихся характерно осознание особой универсальной ценности природы для общества и человека, понимание важнейших взаимосвязей в системе «человек – общество – природа», осознание роли антропогенного фактора в измерении природных комплексов, обеспечивается широкое включение учащихся в практическую экологическую деятельность.

Эффективными формами организации учебной деятельности старшеклассников являются экологические проекты, обучающие эколого-экономические игры, экологические тропы, т.к. они способствуют формированию у подрастающего поколения активной гражданской позиции, позволяют значительно оживить экологическую работу среди учащихся, раскрыть учащимся свои творческие способности, привлекают детей к поиску оптимальных решений актуальных проблем. Комплекс форм организации деятельности старшеклассников занимает достойное место среди активных методов экологического образования. Применение данных видов мероприятий в учебном процессе повышает эффективность образовательной деятельности.

Нами в процессе педагогической практики было проведено анкетирование учащихся 10-11 классов с целью выявления уровня экологической культуры и, следовательно, экологического мировоззрения. Анкетирование показало, что учащиеся осознают значимость экологических знаний, понимают важность решения экологических проблем и необходимость личного участия в деле сохранения природы. Хотя, некоторые из них, ничего не делают для сохранения природы, неактивно участвуют в природоохранных мероприятиях и не проявляют интереса к углублению знаний в области экологии. В процессе педагогической деятельности нами была проведена лекция в рамках классного часа на тему: «Глобальные экологические проблемы современности», а также акция «Чистый бор» с целью развития компонента экологической культуры и мировоззрения «экологическая деятельность». Обращение к проблемам экологии, использование деятельностного подхода повысило интерес учащихся и положительно повлияло на формирование именно экоцентрического мировоззрения.

Таким образом, в настоящее время главная цель экологического образования сводится не только к формированию системы экологических знаний, повышению экологической культуры и воспитания, а также включает в себя развитие экологического сознания у современной молодежи, которое позволит осознать значимость экологических проблем и позволит направить деятельность активной молодежи на обеспечение устойчивого развития современного общества.

Литература:

  1. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов-на-Дону, 1996. – 259 с.

  2. Зверев, И.Д. Экологическое образование школьников / И.Д. Зверев. – Москва, 1983. – 9 с.

Просмотров работы: 14304