Человек живет не один, а в обществе многих других людей и постоянно общается с ними. При этом люди влияют на психологию и поведение отдельно взятого человека не напрямую, а через систему человеческих отношений. Определяющее значение для выявления причин, приводящих к снижению социально-психологической адаптации, имеет изучение личностных особенностей студентов, организационной культуры вуза и учебного процесса.
Актуальность исследования определяется необходимостью выявления специфики межличностных отношений в студенческой среде.
Объект исследования – межличностные отношения.
Предмет исследования – особенности формирования межличностных взаимоотношений в студенческой среде.
Гипотеза работы – тренинг как метод коррекционной работы является подтверждением эффективности выбранного способа сплочения коллектива.
Для решения поставленных задач нами были использованы ниже перечисленные методы: ретроспективный анализ литературы (труды отечественных и зарубежных авторов в области философии, психологии, педагогики и физиологии по проблеме исследования); теоретический анализ проблемы межличностных отношений и обоснование модели их формирования в группе; метод изучения отношений в малой группе – социометрия Джекоба Леви Морено.
Цель данной работы – рассмотреть и всесторонне изучить межличностные отношения в студенческой среде как один из главных факторов формирования личности.
Задачи:
1. Изучить проблемы межличностных отношений в зарубежной и отечественнойпсихологии;
2. Охарактеризовать основные подходы к исследованию межличностных отношений в студенческой среде;
3. Выявить факторы межличностных отношений в студенческой среде;
4. Провести экспериментальные исследования особенностей межличностных отношений в студенческой среде.
Юношеский возраст не фаза «подготовки к жизни», а чрезвычайно важный, обладающий самостоятельной, абсолютной ценностью этап жизненного пути. Будут ли юношеские годы счастливыми и творческими или же останутся в памяти сегодняшнего студента как заполненные мелкими конфликтами, унылой зубрежкой и скукой, во многом зависит от атмосферы, царящей в учебном заведении, от его собственных отношений с преподавателями и сверстниками.
Процесс непосредственного социального взаимодействия, происходящий в малой группе и создающий социальную "микросреду" человека, является чрезвычайно сильным фактором формирования и воспитания личности, социально-психологического стимулирования и регулирования ее деятельности. Поэтому вопрос изучения отношений в малых группах при помощи социометрии является актуальным для современной социологии и социальной психологии.
ИССЛЕДОВАНИЕ
Нами проведена исследовательская работа с целью изучения сплоченности коллектива, обнаружения микрогрупп в коллективе, выявления лидеров групп. Исследование проходило на базе Института физической культуры, спорта и молодежной политики ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина». В исследовании приняли участие 26 студентов, из них 3 - юноши и 23 девушки, обучающихся по специальности Социально-культурный сервис и туризм. Для получения наиболее достоверных результатов, в целях практической значимости полученных результатов, испытуемые были разделены на две подгруппы – в соответствии с распределением их в академические группы. Возраст испытуемых – 19 – 21 год.
Для определения типологии социального поведения испытуемых в условиях групповой деятельности, социально-психологической совместимости членов конкретных групп, диагностики межличностных отношений с целью их улучшения, изменения и совершенствования был применен метод социометрии Джекоба Леви Морено, являющийся одним из эффективных способов изучения отношений в малой группе.
Общая схема социометрического исследования состояла из трех этапов.
I этап. После постановки задач исследования были сформированы основные положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. В ходе социометрии не может быть полной анонимности, поэтому испытуемые обязаны были ответить на вопросы, исходя из собственных симпатий-антипатий, доверия или недоверия.
Студентам были поставлены вопросы:
"С кем из своей группы я предпочитаю учиться вместе?
"С кем из своей группы я не хотел(а) бы учиться вместе?...
Причем учащиеся не были ограничены количеством выборов, то есть мы использовали непараметрическую социометрию.
Полученная в ходе исследования информация была представлена в особых формах:
- Социоматрица, представляющая собой таблицу, в которую включаются все положительные и отрицательные выборы, сделанные всеми членами группы. Основное достоинство социоматрицы – возможность представить выборы в числовом виде, что, в свою очередь, позволяет проранжировать членов группы, выявив среди них наиболее и наименее популярных, установить порядок влияния в группе.
- На основе социоматрицы была построена социограмма для каждой из групп – графическое изображение социометрических позиций всех учащихся. Социограмма дает наглядное представление о дифференциации членов группы, об их популярности, позволяет провести анализ структуры взаимоотношений в группе.
II этап исследования включал обработку полученных результатов в соответствии с целями исследования, что позволило судить о сплоченности, организованности группы и частично ее психологическом климате.
При анализе социограммы были выделены наиболее влиятельные члены группы, взаимные пары, группировки, составленные из стремящихся выбрать друг друга. Совокупность концентрических окружностей с размещенными внутри номерами фамилий, которые соединяются между собой стрелками, характеризует сделанные выборы. Наиболее популярные члены группы располагаются во внутреннем круге, в следующем круге находятся лица, получившие число выборов, близкое к среднестатистическому и т.д.
На основе матрицы были рассчитаны социометрические индексы: индивидуальные, предназначенные для характеристики отдельных членов группы и групповые, характеризующие группу как целостное образование, что позволило охарактеризовать степень прочности эмоциональных связей между членами группы, ее общую психологическую активность, способность объединять индивидов в единое целое.
III этап заключался в измерении степени сплоченности – разобщенности в группе; выявлении социометрических позиций, то есть соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии - антипатии; обнаружении внутригрупповых подсистем – сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные "лидеры".
Проведенное исследование межличностных отношений в группах студентов позволило определить:
1. В коллективах студенческих групп существуют различные типы отношения друг к другу. При построении взаимоотношений существенно сказывается возраст, характериологические особенности.
2. Статусная структура группы наглядно показывает о присутствии в коллективах микрогрупп с различной долей соотношения: «звезды», «популярные (предпочитаемые)», «принятые», «изолированные».
3. Уровень взаимности контактов, являющийся одним из показателей благополучия складывающихся взаимных симпатий, находится в обеих группах на среднем уровне оценочной шкалы показателей. Социограмма позволяет наглядно увидеть картину сложившихся взаимоотношений в группе, в то же время готовность членов группы включиться в систему взаимоотношений (социовалентность) является высокой.
4. Значение индекса "удовлетворенность в общении" помогает вскрыть особенности коммуникативной ситуации человека в коллективе, понять, имеет ли он отношения взаимности, приятельства или дружбы. При исследовании было выявлено, что общий уровень взаимности контактов в группах также находится на среднем уровне.
5. Общее количество позитивных и негативных выборов в группах испытуемых не имеет яркого различия и составляет соответственно 165 положительных – 151 негативных; 126 позитивных – 103 негативных выборов.
6. В здоровом коллективе всегда имеется определенный уровень отрицательных взаимодействий, который свидетельствует о нормальных процессах психологического неприятия между отдельными членами группы, определяемого противостоянием внутренних ценностных смыслов, психологической несовместимостью.
Социометрическая практика показывает, что "полезный" уровень отрицательных выборов не должен превышать 5-10% от общего числа сделанных выборов. Превышение свидетельствует о выраженности агрессивного фона. В нашем случае количество отрицательных выборов составляет соответственно 39% и 27%, что говорит о наличии напряженности отношений в группах испытуемых.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
процесс непосредственного социального взаимодействия, происходящий в малой группе, создает социальную "микросреду" человека и является чрезвычайно сильным фактором формирования и воспитания личности. Знание механизмов отношений – необходимый элемент социального управления, построенного на научной основе;
одним из наиболее эффективных способов изучения внутригрупповых взаимоотношений является социометрия, которая представляет собой количественную оценку межличностных взаимоотношений;
социометрия не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, она лишь помогает снизить напряженность, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов;
полученные измерительные данные позволяют утверждать:
При существующих различных типах отношения друг к другу в коллективах студенческих групп на построение взаимоотношений существенно влияет возраст, характерологические особенности.
На показатель благополучия взаимных симпатий в группах студентов влияет мера интенсивности взаимных личных контактов, определяющая уровень социального самочувствия личности.
При должной мотивации члены студенческих групп готовы активно включиться в выполнение поставленных перед коллективом задач.
Социометрическая техника – один из немногих способов, посредством которого можно увидеть зачастую скрытую от непосредственного наблюдения систему межличностных взаимоотношений. Полученные измерительные данные – объективная информационно-ориентировочная основа для выдвижения гипотезы, которая приобретает силу только в процессе уточнения наблюдений специалиста, обсуждения дел с самим коллективом.
В своей работе мы не пытались решить проблему межличностных отношений в студенческой среде, а обратили внимание на те аспекты, которые влияют на формирование межличностных отношений. Это статусное положение внутри группы и определение каждого участника по отношению к одногруппникам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Юность одновременно самый искренний и самый неискренний возраст. В юности сильнее всего потребность быть в согласии с самим собой, бескомпромисность, жажда полного и безоглядного самораскрытия. Юность эмоциональна, она бурно увлекается новыми людьми, идеями, делами. Хотя эти увлечения порой непродолжительны, они помогают в короткий срок пережить и освоить много нового.
Изучение природы межличностных отношений непростая задача. Особенно сложно решаемая в студенческих коллективах. В своей работе мы попытались решить проблему межличностных отношений среди студентов второго курса, а именно те аспекты, которые влияют на формирование межличностных отношений. Это и выбор профессии и статусное положение внутри группы, и определение уровня самооценки.
ТРЕНИНГ
Как способ коррекционной работы мы решили рассмотреть социально- психологический тренинг. За основу данного тренинга мы взяли следующее определение, которое принадлежит Н.Ю. Хрящевой и С.И Макшанову:
«Групповой психологический тренинг - это многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека».
Цель: обеспечение оптимального функционирования данных студенческих групп.
Задачи:
- Сплочение коллектива;
- Разрешение внутригрупповых конфликтов;
- Снятие психоэмоционального напряжения в группах;
- Освоение социальных и ученических ролей.
Психологический тренинг строится в соответствии с определенными принципами. Данный тренинг основывается на следующих принципах:
- Принцип комплектования группы тренинга учитывает такие характеристики как возраст, пол, а так же некоторые психические свойства;
- Принцип системной детерминации-воплощения в среде тренинга основных факторов изменений психологических феноменов человека и группы;
- Принцип моделирования. В тренинге моделируются различные ситуации, в которых участники демонстрируют негативные и позитивные формы поведения;
- Принцип «здесь и теперь». Предназначен для преодоления тенденции отвлечения участников от актуальной ситуации происходящего в группе;
- Принцип доверительности. Ориентирует участников на уважительное отношение друг к другу;
- Принцип объективизации (осознания) поведения;
Выводы: разработанный тренинг направлен не только на получение неких изменений в группе, но и на закрепление их и перенос в реальную жизнь. Все упражнения в тренинге сложены в порядке освоения и последующего закрепления на жизненных примерах с соблюдением всех вышеуказанных принципов. После проведения комплекса тематических тренингов отношения друг к другу в группе студентов стали более лояльными и «полезный» уровень отрицательных выборов после повторного исследования стал близок к норме (5-10%), что является подтверждением эффективности выбранного способа сплочения коллектива.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аникеев Н.П. Психологический климат в коллективе. – М.: Просвещение. 2009. – 319с.
Аронсон Э. Социальная психология: Психологические законы поведения человека в
социуме. – М.: Олма – Пресс. 2004. - 558с.
Бодалев А.А. Психология межличностных отношений // Вопросы психологии, 1994.
№ 1 - с. 90.
Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. – СПб.: Изд-во СПбГУ. 2008. – 204с.
Грецов А. Г. Психологические игры для старшеклассников и студентов / А. Грецов, Т. Бедарева. – СПб.: Питер, 2008. – 190с.
Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, Изд-во БГУ. 2009. – 284с.
Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – К.: Наукова думка, 2006. – 192с.