ЛЕКЦИОННО – СЕМИНАРСКАЯ ФОРМА ЗАНЯТИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЛЕКЦИОННО – СЕМИНАРСКАЯ ФОРМА ЗАНЯТИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Ахмедов Д.А. 1, Осауленко В.Е. 2
1МГГУ, г. Мурманск
2Мурманский государственный гуманитарный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
И исследователи, и педагоги – практики едины в своих взглядах на исчерпаемость внутреннего потенциала классического урока и необходимость существенной модернизации структуры классно-урочной системы. Опросы, проведённые в РАО в данной области, выявили, что 52, 6% школьников считают необходимым изменить форму урока. Помимо классической лекции и семинара есть немало родственных форм организации занятий: конференции, деловые игры, коллоквиумы (Егоров, 2007). Существенным дополнением лекционно-семинарской системы в средней школе являются практикумы и минизачёты.

Лекционно-семинарская система позволяет включить в процесс обучения большой объем самостоятельных работ с различными источниками экономико-географической информации: картами, справочниками и т.п. Система соответствует возрастным особенностям учащихся 15-17 лет, которых отличает способность пользоваться различными приемами логического запоминания, более активный, самостоятельный и творческий характер умственной деятельности, потребность в самостоятельном приобретении знаний, широта, устойчивость и действенность познавательных интересов.

Познавательный интерес, по определению Г.И.Щукиной, представляет собой сплав эмоционально-волевых и мыслительных процессов, которые составляют единое целое. Познавательная активность, с точки зрения Г.Н.Кулагиной, рассматривается как характеристика действий обучаемых, как качество деятельности, характеризуемое преобразовательным отношением к изучаемому материалу. Активность и самостоятельность – два взаимосвязанных понятия: активность проявляется в самостоятельности, а последняя предполагает активность.

Главное цель обучения школьников– научить учиться. Информационный поток и свободное время пришли к противоречию… Необходимость рационального распределения функциональной деятельности учителя и ученика – насущная необходимость. Чем старше обучаемые – тем важнее и больше объём их самостоятельной работы, тем более, что мотивацией приобретения знаний становится желание учиться «как в институте», быть взрослыми, иметь возможность самостоятельного выбора. Именно поэтому лекционно-семинарская форма занятий пользуется у старших школьников спросом. Хотели бы заметить сразу: данная форма не отменяет полностью комбинированные уроки. Напротив, такое сочетание позволяет спокойно подготовить выпускников к роли студентов.

Для выполнения практических работ по курсу также необходимо время, но на которые часто его не хватает. Поэтому лучше разработать 2- 3 практикума из 8 – 10 заданий (с учётом заданий в конце параграфов), в том числе – опережающих. Часть заданий должна быть по выбору. Учитель даёт чёткую лаконичную консультацию с необходимыми примерами. Опыт показал рациональность и действенность таких практикумов: это поддерживает живой интерес к предмету.

Лекции могут быть разные, в зависимости от цели занятия, но обязательно с элементами дискуссии: вводные, диалог, с мозговой атакой, лекция - консультация, лекция с разбором микроситуаций, собеседование, с интерактивной обратной связью. Выставить отметки за запись лекции можно выборочно (хорошо записать лекцию – это труд и немалый: должны быть все термины без орфографических ошибок и определения к ним, по заданию это может быть конспект, план – конспект, развёрнутый план). Обязательно в записях должна присутствовать тема и дата, а также – поля. Требования должны быть едиными и постоянными.

Классическим образцом того, как надо читать лекцию, является повесть А.П.Чехова «Скучная история». Её герой, профессор Николай Степанович делит искусство лектора на две составляющие – мастерство, умение и природный дар. Последний он приравнивает к творческому вдохновению: «Никакой спор, никакое развлечение и игра никогда не доставляли мне такого наслаждения, как чтение лекций. Только на лекциях я весь мог отдаваться страсти и понимал, что вдохновение не выдумка поэтов, а существует на самом деле». Лектор должен быть тонким психологом и хорошо знать настроения и нравы аудитории (Егоров, 2007), чтобы удерживать внимание.

Обязательно необходима минута психологической разгрузки: смех и добрая шутка всегда позволяют устанавливать контакт с собеседниками. А может быть это и минута физической разгрузки: закрыть глаза и лечь на парту (чтобы снять нагрузку с позвоночника, ведь именно он отвечает за здоровье всех органов, в том числе – за хорошее зрение), можно - посмотреть, как торжественно-загадочно идёт за окном снег или за сопкой появились лучики солнца, а во дворе безмятежно – звонко кричит пеночка – весничка (чтобы изменить угол зрения).

Важно придерживать определённого алгоритма работы, который, прежде всего, основан в экономической географии на типовом плане: ЭГП, ПУи ПР, Н и ТР, Э, С, П, С/Х, Т, Г, П (экономико-географическое положение, природные условия и природные ресурсы, население и трудовые ресурсы, энергетика, специализация, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, города, перспективы). Тогда ребята уверенно готовятся и к семинарам. Они сами могут распределить задания к семинару, можно – по подгруппам или рядам (в соответствии с типовым планом). Несомненно, ребятам нужно чётко объяснить требования.

Рекомендации в проведении семинара

  1. Дополнительные вопросы к семинару выделяйте в ходе лекций,

использовании дополнительной литературы при подготовке.

  1. Используйте научный материал за последние 3 года.

  2. Подготовьте иллюстративный материал.

  3. Не говорите долго: 7 минут, иначе Вас не будут слышать!

  4. Часть информации читайте, часть - рассказывайте.

  5. Заранее вынесите числовые данные, термины, имена - на доску или в презентацию.

  6. Примите участие в обсуждении результатов занятия.

  7. Умейте слушать, оценивать ответы одноклассников.

  8. Обязательно делайте краткие записи.

В работе очень важно, чтобы информация была личностно значима либо для учителя (сам видел, сам читал, понравилось, не понравилось, очень удивило, расстроился, восхищался, озадачило, огорчило и т.д.) либо – для ученика. Тогда успех занятия – обеспечен. Главными требованиями будут: часть информации обязательно ученик рассказывает и - наглядность (на доске – записи, можно перед уроком или по ходу ответа; или иллюстрации, или презентация, или фотографии и д.т.). За невыполнение каждого из этих двух требований отметка снижается на один балл. Кроме того, отметка снижается, если после рассказа докладчику слушающие не могут ответить на вопросы (значит, так готовился и рассказывал… да, и какая польза от того, если не запомнили). Обязательным условием является то, что докладчик занимает место учителя на кафедре, а учитель - свободное место в классе, впрочем, докладчик может сидеть, стоять, ходить, диктовать, спрашивать – главное, чтобы все вопрос усвоили.

Динамика состояния здоровья учащихся школы за последние три года (количество детей, относящихся к 1 и 2 группам здоровья понизилось с 90 до 79%) свидетельствует о том, что работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся необходимо поднимать на качественно новый уровень (Шиянов, 2012). В Мурманской области на 98% заболеваемость опорно-двигательной системы школьников выше, чем по России, 58% выпускников не могут выбрать профессию по состоянию здоровья… Очень важно, чтобы как можно меньше учащиеся писали дома рефераты и доклады, а приносили на занятие журналы, книги, проспекты, открытки, газеты, распечатки, читали и рассказывали с опорой на них (если родители разрешают, книги бывают тяжёлыми или дорогостоящими), с гордостью и заинтересованно «рекламировали» свои источники. Иногда ребята забывают рабочие тетради дома… Все записи на листочке оформляют как обычно, чтобы дома листок вклеить в тетрадь, а не переписывать! Таким образом, лучше в свободное время почитать Конан Дойля или сходить на каток, а не заниматься бесконечной писаниной. Но… если такой листок попадает под разовый контроль: отметка за работу будет снижена на балл, не мама же должна собирать тетради в школу!

Коммуникативная матрица лекций и семинаров строится на сотрудничестве с субъект – субъектной парадигмой учения. Будущее школы – это умение ценить время и ученика, и учителя – альтернативы нет.

Литература:

  1. Шиянов, Н.В. Роль географии в формировании здоровьесберегающей среды школы (из опыта работы)./ Н.В.Шиянов //География и экология в школе XXI века.-2012.-№2.-С.45 -47.
  2. Егоров, О.Г. Лекционно-семинарская система занятий в профильной школе / О.Г.Егоров// Педагогика.- 2007.-№4.-С.29 – 34.
  3. Михайлов, О. Лекционная форма обучения (недостатки и способы их устранения) / О.Михайлов, В Комогорцев// Вестник высшего образования.-2007.- №6.- С.24 -25.
  4. Лекционно-семинарская система обучения в школе http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-405 Режим доступа 15.02.2013
Просмотров работы: 1636