РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которого является государственный бюджет.

Выбранная тема является актуальной, так как рассмотрение и изучение функционирования государственного бюджета является одной из приоритетных задач для нас - студентов.

В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет трактуется как «форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». [1]

Государственный бюджет как экономическая категория, выражает особую сферу финансовых отношений по планомерному распределению стоимости валового национального продукта и национального дохода, путем формирования и использования централизованного фонда денежных средств для удовлетворения общегосударственных потребностей .[2]

Следовательно в государственном бюджете концентрируется часть национального дохода, которая затем перераспределяется. Это регулирует экономику страны и обеспечивает проведение необходимой социальной политики. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования как на макроуровне в масштабах всей страны, всего хозяйства, так и в отдельных регионах и на уровне местного самоуправления.

Ввиду особой важности бюджета для всех сфер общественной жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на основе законов, устанавливаемых представительной властью, и сам принятый бюджет также является законом.

В рамках бюджета предоставляются субсидии, субвенции, гарантии, дотации, кредиты, что дает поддержку предприятиям, оказывается помощь другим странам. Также финансируются научные учреждения, осуществляющие научные исследования, которые, в свою очередь, являются основой для развития прикладной науки и создания новой техники.

Государство обеспечивает развитие производственных сил страны, направляя через бюджет средства в различные отрасли науки.[3]

Необходимо отметить, что в рамках бюджета формируется и обслуживается государственный долг. Все это позволяет координировать экономическую жизнь государства, рационально размещать денежные и материальные ресурсы, способствует техническому прогрессу и усиливает экономический потенциал государства.

Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важнейших экономических и финансовых показателей: объем производства, инвестиций, реальных доходов, уровень безработицы, величина денежной массы, уровень процента, валютный курс.

Государственный бюджет, являясь основным планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране, фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Выделим несколько критериев эффективности бюджетной политики:

-уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;

-уровень выполнения бюджетных обязательств;

-величина бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;

-объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;

-уровень монетизации бюджетного дефицита;

-величина валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;

-динамика валового внутреннего продукта;

-уровень безработицы;

-степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

-масштабы эмиссии денежных суррогатов;

-величина просроченной задолженности по оплате труда из-за отсутствия бюджетного финансирования;

-величина просроченной задолженности по оплате государственного заказа.[4]

За последние несколько лет можно отметить что, в России бюджетная политика ведется вполне успешно. Многие специалисты считают, что это определено международным опытом. Это –политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень бюджетного дефицита, что способствует поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Благодаря такой политике достигнуты устойчивые темпы экономического роста, снижена безработица, повышен уровень благосостояния страны.[5]

Казалось бы, бюджет всего лишь комплекс документов, которые разрабатываются одной ветвью власти и утверждается другой, но она выполняет довольно таки важную функцию для государства - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации. – Москва: Проспект, КноРус,2013. – 272 с.

2 Государственный бюджет: учебник/ Омирбаев С.М., Интыкбаева С.Ж.,Адамбекова А.А, Парманова Р.С. –Алматы: ТОО РПИК, 2011.-632 с.

3 Финансы: учебник / А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина, М.Л. Седова и др.; под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной.- 2-е изд., перераб. И доб. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 496 с.

4 Финансы: Учебник для вузов. Под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. – М.: Издательство «Перспектива»; Издательство «Юрайт», 2000. – 520 с.

5 Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г. Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2001. – 512 с.

Просмотров работы: 11069